Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перечислили не туда, или Не туда, но перечислили

Перечислили не туда, или Не туда, но перечислили

Налоги & бухучет

Налоговики настаивают на том, что ответственность за перечисление налога не на тот счет = ответственности за неуплату/несвоевременную уплату налога. А вот суды говорят: если налог поступил в бюджет (пусть и на другой счет) в установленный срок, ответственность за несвоевременную уплату применяться не должна. Впрочем, пока действует карантин, плательщику за просрочку уплаты большей части налогов грозит только админштраф. Поясним подробнее.

В разъяснении из БЗ 132.01 сказано: если плательщик неверно заполнил реквизиты платежных документов или ошибочно направил средства на несоответствующий код бюджетной классификации, средства не поступят на соответствующий код бюджетной классификации, а значит, не будет погашена сумма денежного обязательства плательщика. А в таком случае плательщик несет ответственность, установленную ст. 126 НКУ (при просрочке уплаты до 30 к. дн. включительно — 10 % от суммы налогового долга; свыше 30 к. дн. — 20 %) и ст. 163 2 КоАП (от 5 до 10 нмдг и от 10 до 15 нмдг — за повторное нарушение в течение года). Кроме того, на сумму налогового долга начисляется пеня (по истечении 90 к. дн., следующих за последним днем предельного срока погашения обязательства, — п.п. 129.1.3 НКУ).

То же самое фискалы говорят и в отношении ЕСВ. Например, в письме ГФСУ от 05.09.2018 г. № 3852/6/99-99-13-02-01-15/ІПК сказано, что в результате уплаты ЕСВ на несоответствующий счет возникает недоимка. За неуплату или несвоевременную уплату ЕСВ налагается штраф в размере 20 % несвоевременно уплаченных сумм (п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона №2464). Кроме того, на сумму недоимки начисляется пеня из расчета 0,1 % суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа (ч. 10 ст. 25 Закона № 2464). Предусмотрена и админответственность согласно ст. 165 1 КоАП (от 40 до 80 нмдг — если сумма просроченного платежа не превышает 300 нмдг, и от 80 до 120 нмдг — если превышает, а также от 150 до 300 нмдг — за повторное нарушение в течение года).

Правда, сейчас от штрафов (кроме административных) и пени защищает карантин. То есть если налог (кроме НДС, акциза и рентной платы) уплачен «не туда», в период действия карантина плательщику грозит только админответственность (хотя налоговики говорят об отсутствии штрафов только если недоимка будет погашена до окончания карантина (см. БЗ 132.01)).

Впрочем, суды вообще не согласны с вышеприведенными выводами фискалов. Они считают так. Если налогоплательщик подал платежку на уплату налога, то он выполнил свое налоговое обязательство перед бюджетом. Неправильное указание счета либо кода бюджетной классификации не приводит к непоступлению суммы в госбюджет в установленный законом срок. А значит, штрафы за несвоевременную уплату денежного обязательства применяться не должны (см., к примеру, постановления ВС от 29.08.2018 г. по делу № 804/5320/13-а (reyestr.court.gov.ua/Review/76165736), от 12.06.2018 г. по делу № 826/1/16 (reyestr.court.gov.ua/Review/74645936), постановление ВСУ от 30.01.2018 г. по делу № 810/875/17 (reyestr.court.gov.ua/Review/71911716), постановление ВС от 11.12.18 г. по делу № 804/444/16 (reyestr.court.gov.ua/Review/ 78626374).

Так что же делать, если налоговый платеж ушел не туда? В первую очередь проверьте по Электронному кабинету (сервис «Стан розрахункiв з бюджетом»), где осела ошибочно перечисленная сумма. А дальше возможны варианты. Вы можете либо уплатить сумму недоимки повторно (но уже на правильные реквизиты), а сумму переплаты на другом счете — вернуть в порядке, предусмотренном ст. 43 НКУ (или оставить ее для погашения текущих начислений), либо же просто перебросить сумму переплаты на нужный счет (в том же порядке из ст. 43 НКУ).

Бланк заявления в налоговую для уточнения платежа

УТОЧНЕНИЕ ПЛАТЕЖА в налоговую, бланк заявления, образец

В случае неправильного указания в платежке по налогам КБК налогоплательщик вправе подать заявление об уточнении платежа. При этом указание в платежном поручении на перечисление налога неправильного кода бюджетной классификации не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной. Но для уточнения платежа налогоплательщик может подать в налоговый орган соответствующее письмо, заявление. Об этом сообщила ФНС России в письме от 10.10.16 № СА-4-7/19125.

Итак, если при налоговом платеже или уплате страховых взносов в платежном поручении есть ошибка в названии организации, статусе налогоплательщика, КБК, ИНН, КПП, организация может уточнить свой платеж, если напишет соответствующее письмо уточнение. На основании этого документа инспекторы пересчитают пени, начисленные в соответствии с п. 2 раздела V Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (утв. приказом ФНС России от 16.03.07 № ММ-3-10/138@), уточнить КБК можно, если ошибочный и правильный коды относятся к одному налогу.

В противном случае, организация будет вынуждена перечислить налог еще раз по правильному коду, а затем просить налоговую о возврате. Налоговых санкций в этом случае не избежать. Доказывать неправомерность пеней, если в платежке назван КБК другого налога, скорей всего, придется в суде.

Уточнить ОКТМО возможно, если платежи произведены в федеральный или региональный бюджет. Если платежи произведены в местный бюджет, то исправить ошибку можно, перечислив налог и пени по правильным реквизитам. При этом переплата возвращается на расчетный счет.

В настоящий момент налоговые органы самостоятельно уточняют платежи, попавшие в разряд невыясненных. Это касается в основном платежей, в которых, например, организация указала несуществующий КБК, но в назначении платежа правильно указан перечисляемый налог. Пени в этом случае не начисляются.

Читайте так же:
Как развестись если есть маленький ребенок

Если организация неверно указала номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, то на возникшую задолженность будут начислены пени. Такие пени обнуляться не будут. В этом случае нужно написать заявление на возврат налога и подать его в свою налоговую инспекцию.

Решение об уточнении платежа налоговая инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней с даты, когда получит заявление от организации (письмо Минфина России от 31 июля 2008 № 03-02-07/1-324). О принятом решении инспекторы уведомят плательщика в течение следующих пяти дней. После принятия решения об уточнении платежа инспекция пересчитает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до дня принятия решения об уточнении платежа.

Перечень ошибок, которые можно исправить, ограничен. Организация может уточнить:

  • основание платежа;
  • принадлежность платежа (например, КБК);
  • налоговый период;
  • статус плательщика (поле 101);
  • ИНН, КПП плательщика и получателя.

Уточнить реквизиты платежа можно только в том случае, если допущенная ошибка не повлияла на зачисление налога в бюджет. Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Обязательные реквизиты в Заявление об УТОЧНЕНИИ ПЛАТЕЖА в налоговую

В заявлении нужно указать ошибку, которая была допущена в платежном поручении, и его реквизиты. Также должны быть указаны правильные сведения, которые позволят налоговым органам правильно отразить суммы в карточке расчетов с бюджетом.

К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату налога в бюджет.

Процедура уточнения платежа применяется для исправления в платежных поручениях ошибок, которые не привели к не перечислению налога на соответствующий счет Федерального казначейства.

Что делать, если в платежке на уплату налогов была допущена ошибка? В этом случае не стоит дожидаться результатов деятельности инспекции и казначейства, а следует срочно заняться подачей заявления на уточнение платежа в ИФНС, к которому нужно приложить платежку с отметкой банка. На основании данного заявления инспекция сможет инициировать сверку уплаченных налогов, штрафов и пеней или же немедленно вынести решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. И, само собой, пени, которые были начислены по лицевому счету, должны будут пересчитаться.

Согласно указанию Минфина, инспекция должна провести вышеназванные действия в течение 10 дней с момента получения заявления налогоплательщика или же с момента подписания акта сверки.

  1. Обратиться в банк и получить подтверждение своевременного перечисления налога в письменном виде. Проще говоря, платежку с отметкой банка об исполнении.
  2. Направить в налоговую инспекцию заявление об уточнении платежа. Если есть необходимость, то можно подать заявление о проведении сверки платежей.

Заявления физического и юридического лица об УТОЧНЕНИИ ПЛАТЕЖА в налоговую бланк в формате Word ворд

Заявление гражданина об уточнении реквизитов платежного документа

Понадобится, если человек допустил ошибку в платежных документах на перечисление госпошлины, когда деньги к нужному получателю все-таки ушли (например, была ошибка в фамилии плательщика). Для уточнения платежа составьте это заявление. Скачать образец ( .doc 33Кб ) .

Заявление юридического лица об уточнении реквизитов платежного документа

Решение об уточнении налогового платежа инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления от организации. После принятия решения об уточнении платежа налоговая инспекция пересчитает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до дня принятия решения об уточнении платежа. Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 45, пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-324

  • основание платежа. Например, заменить значение «ТП» в поле 106 платежного поручения значением «АП»;
  • принадлежность платежа. В частности, исправить ошибочные КБК или ОКТМО;
    налоговый период – поле 107 платежного поручения;
  • статус плательщика. Например, заменить значение 01 (налогоплательщик) в поле 101 платежного поручения значением 02 (налоговый агент);
  • ИНН, КПП плательщика и получателя.

Уточнить реквизиты платежа можно только в том случае, если допущенная ошибка не повлияла на зачисление налога в бюджет. К заявлению приложите копию платежного поручения, подтверждающего перечисление налога в бюджет. Все подписи в документе нужно расшифровать (ГОСТ Р 6.30-2003)

Когда уточнить платеж нельзя

Уточнить нельзя неправильно указанные номера счета Казначейства России и наименования банка получателя средств (п. 4 ст. 45 НК РФ).

  • в банк – если платеж не исполнен;
  • в налоговую инспекцию по месту учета организации – если средства списаны с расчетного счета организации, но на счет казначейства региона не попали.

В налоговую инспекцию по месту учета подайте заявление. В течение 10 рабочих дней с момента получения этого заявления инспекторы письменно обратятся в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению они приложат копию заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России перешлет их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.

Бывает, что к моменту подачи заявления в налоговой инспекции еще нет сведений о том, зачислен ли платеж на счет казначейства в другом регионе. Тогда в течение двух рабочих дней с момента поступления заявления инспекция направит в региональное УФНС России соответствующий запрос. Ответить на этот запрос (подтвердить зачисление платежа) региональное УФНС России должно в течение двух рабочих дней с момента его получения. После этого возврат ошибочно зачисленной суммы произведут в том же порядке.

Читайте так же:
Как можно использовать материнский капитал

Будут ли пени при Уточнение налогового платежа и зачет переплаты в счет недоимки

Если налогоплательщик перечислил деньги в бюджет вовремя, но по неверным реквизитам, а позднее подал заявление об уточнении платежа, то датой уплаты налога будет считаться дата перечисления некорректного платежа, а значит пеней быть не должно. Но, так просто избежать денежных санкций можно не всегда.

Есть две ситуации, когда уточнение реквизитов платежа от пеней за просрочку не спасет.

1. Если ошибка была допущена в номере счета Федерального казначейства или в реквизитах банка получателя, то заявление об уточнении вообще подавать бесполезно – обязанность по уплате налога в любом случае будет считаться неисполненной (пп.4 п.4 ст.45 НК РФ). Сумму налога придется отправить в бюджет заново, причем датой оплаты будет считаться день перечисления второго исправительного платежа. Т.е. если корректный платеж был отправлен после установленного законодательством крайнего срока уплаты налога, налоговики начислят пени за несвоевременную уплату.

2. Если ошибочный платеж изначально был перечислен с опозданием. В этом случае, налоговики сторнируют начисленные пени только за период со дня фактического перечисления денег до даты принятия решения об уточнении. Соответственно, за первоначальное опоздание пени все равно придется уплатить.

Зачет имеющейся переплаты в счет недоимки

в данном случае пени однозначно будут. Ведь, при проведении такого зачета, обязанность по уплате налога считается исполненной с даты вынесения ИФНС решения о проведении зачета. Правда, и здесь есть свои нюансы. На принятие решения о зачете переплаты у налоговиков есть 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления от плательщика (п.4 ст.78 НК РФ). Соответственно, если плательщик подаст заявление о зачете как минимум за 10 рабочих дней до наступления крайнего срока уплаты налога, возникновения недоимки по которому он опасается, а налоговики вынесут положительное решение, то никаких пеней не будет. Ведь недоимка просто не возникнет – налог будет «уплачен» в срок за счет зачтенной переплаты.

Заявление для ВОЗВРАТА или ЗАЧЕТА НАЛОГА

Зачет сумма одного налога за счет другого возможен на основании заявления о зачете излишне уплаченных сумм налогов. Форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) утверждена приказом ФНС России от 14.02.17 № ММВ-7-8/182@

иванова н.Автор: Нелли Иванова, специалист по налоговому законодательству и бухгалтерскому учету. Команда портала

Уплата НДФЛ только по месту нахождения организации, если есть обособленное подразделение в том же регионе

Организация состоит на учете в одной из ИФНС города, разделенного на районы, и у каждого района свой код ОКАТО (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге). В этом же городе она открыла обособленное подразделение (ОП). Оно было поставлено на учет в другой ИФНС этого же города, не в той, в которой зарегистрирована сама организация. При этом коды ОКАТО территорий, где находятся организация и ОП, разные.

Примечание
Кстати, возможна и такая ситуация: организация и ее ОП находятся в разных городах области, у каждого города свой ОКАТО, но все они состоят на учете в одной межрайонной ИФНС области. К примеру, к межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области относятся городские поселения Люберцы, Красково, Малаховка, Октябрьский, Томилино, городские округа Котельники, Дзержинский, Лыткарино. И у каждого из них свой код ОКАТО.

НДФЛ за всех сотрудников организация перечисляла только по месту своего нахождения и в платежках указывала реквизиты самой организации: ИНН, КПП и ОКАТО. Правильно ли она делала? Не будет ли претензий у налоговиков в этом случае? И если претензии возможны, как их избежать?

Как платить НДФЛ за работников обособленного подразделения

По закону НДФЛ, удержанный с доходов работников ОП, нужно перечислять в бюджет именно по месту нахождения ОП (Пункт 7 ст. 226 НК РФ). Поэтому налоговые органы давно настаивают на оформлении отдельных платежек на перечисление НДФЛ за каждое ОП. В платежках они рекомендуют указывать реквизиты конкретного ОП, а именно его КПП и код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится ОП (Письмо ФНС России от 03.08.2011 N АС-4-3/12547; Письма УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888, от 24.01.2008 N 28-11/006047). Как объясняют налоговики, это нужно для того, чтобы НДФЛ попал в бюджет того муниципального образования, где расположено ОП. В общем-то такой же позиции придерживается и Минфин. Правда, только в том случае, если каждое ОП стоит на учете в своей ИФНС (Письма Минфина России от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 29.03.2010 N 03-04-06/55, от 29.03.2010 N 03-04-06/54).
В рассматриваемой нами ситуации НДФЛ за всех работников организации был перечислен одной платежкой с реквизитами самой организации. То есть, исходя из позиции налоговиков, организация неправильно уплачивала НДФЛ. Ведь коды ОКАТО муниципальных образований (например, в г. Москве — внутригородских муниципальных образований), на территориях которых находятся организация и ОП, разные.

Что будет за неправильное перечисление НДФЛ

По мнению налоговиков, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к образованию недоимки в бюджете конкретного муниципального образования. Ведь несмотря на то, что НДФЛ — налог федеральный (Статья 13 НК РФ) и перечисляется на единый казначейский счет, впоследствии он распределяется по нормативам между бюджетами разных уровней. И часть налога идет в бюджет муниципального образования (Пункт 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ). А поскольку налог распределяется по коду ОКАТО, то часть НДФЛ (причитающаяся муниципальному образованию) попадет в бюджет того муниципалитета, код ОКАТО которого указан в платежном поручении (Пункт 16 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н).
Например, если организация и ее ОП находятся в г. Москве и при перечислении налога организация указала код ОКАТО по месту своего нахождения, то НДФЛ попадет только в бюджет того внутригородского муниципального образования г. Москвы, на территории которого находится организация. А бюджет другого внутригородского муниципального образования, где расположено ОП, ничего не получит (Подпункт 1 п. 1, п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 N 53 "О бюджете города Москвы на 2011 год"; Приложение N 9 к этому Закону). И налоговики считают, что в этом бюджете имеется недоимка. Поэтому они при проверке начисляют пени (Пункт 1 ст. 75 НК РФ; Письмо ФНС России от 17.01.2006 N 04-1-03/21).
Кстати, ранее проверяющие еще и налагали на организацию за неправильное перечисление НДФЛ штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (Статья 123 НК РФ). Но в последнее время они этого не делают. Ведь Высший Арбитражный Суд РФ сначала в 2005 г., а потом и в 2009 г. указывал, что в НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. И если налог со всех работников организация удерживала и в полном объеме своевременно перечисляла в бюджет (пусть даже только по месту своего нахождения), то оштрафовать ее за неперечисление НДФЛ по ст. 123 НК РФ нельзя (Постановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 N 14519/08, от 23.08.2005 N 645/05). Но если вдруг ИФНС попытается оштрафовать вашу организацию, вы можете этот штраф оспорить, ссылаясь на позицию ВАС РФ.

Читайте так же:
Договор ДДУ сдача не в срок

Что возразить в суде

Если налоговики потребуют заново перечислить НДФЛ с реквизитами ОКАТО каждого подразделения и начислят вам пени, можно попытаться решить этот вопрос сначала в досудебном порядке (на стадии рассмотрения разногласий по акту проверки). Ну а если это не удастся, то можно поспорить и в суде. Шансы на успех велики.
1. На требование заново перечислить НДФЛ по месту нахождения ОП вы можете возразить, что вообще-то налог с работников вы уже удержали и в бюджет перечислили, пусть даже и по неправильным реквизитам. Если же вы вновь перечислите налог, то делать это придется за счет собственных средств. А это прямо запрещено гл. 23 НК РФ (Пункт 9 ст. 226 НК РФ). В качестве дополнительного аргумента вы можете сослаться на разъяснение самой же ФНС, которая указала, что если организация перечислила в бюджет сумму НДФЛ, превышающую сумму налога, удержанную из доходов работников, то эта сумма не является НДФЛ. Это просто деньги, принадлежащие организации, "ошибочно перечисленные в бюджетную систему РФ". И организация может только вернуть их на свой расчетный счет, написав заявление (Письмо ФНС России от 04.07.2011 N ЕД-4-3/10764).
А у вас при повторном перечислении налога как раз и получается такая ситуация. Ведь в бюджет в этом случае вы перечислите уже не налог, удержанный из доходов работников (вы его уже перечислили по месту нахождения самой организации), а свои собственные деньги. И потом их же придется возвращать из бюджета по вашему заявлению.
2. На требование уплатить пени вы можете привести такие аргументы:
— пеня — компенсация потерь бюджета в результате неполучения сумм налога в срок (Определение КС РФ от 04.07.2002 N 202-О; Постановление КС РФ от 17.12.1996 N 20-П). А при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП бюджет муниципального образования в целом налог получил полностью. Например, у бюджета г. Москвы особый статус, и бюджеты внутригородских муниципальных образований — составная часть единого бюджета г. Москвы. И НДФЛ в бюджет города зачисляется в размере 100% (Пункты 2, 3 ст. 56, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ; п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 N 53; Приложение N 9 к этому Закону).
А раз недоимки по НДФЛ нет, то нет и оснований для начисления пени (Пункт 1 ст. 75 НК РФ). И многие суды эту позицию разделяют (Постановления ФАС ДВО от 11.10.2011 N Ф03-4920/2011; ФАС СЗО от 20.10.2010 по делу N А66-15290/2009; ФАС ЗСО от 13.05.2010 по делу N А45-9320/2009).
Но хотим вас предупредить, что есть суды, которые считают правомерным начисление пеней при непоступлении НДФЛ в местный бюджет (Постановления ФАС УО от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2; ФАС ЦО от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26);
— обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денег на соответствующий счет Федерального казначейства (при наличии нужной суммы на расчетном счете) (Подпункт 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ). Так что при правильном указании счета казначейства сумма налога поступает в бюджетную систему, и недоимки в этом случае нет. А тот факт, что в этой платежке указан не тот код ОКАТО, значения не имеет. С тем, что нет оснований для начисления пеней при неправильном указании кода ОКАТО в платежках на перечисление НДФЛ, согласны и суды (Пункт 7 ст. 45 НК РФ; Постановления ФАС МО от 29.07.2011 N КА-А40/7917-11, от 30.06.2011 N КА-А40/6142-11-2, от 08.10.2010 N КА-А40/11919-10, от 17.02.2010 N КА-А40/368-10; ФАС ВСО от 01.09.2011 по делу N А33-3885/2010, от 26.04.2010 по делу N А19-13821/09, от 11.11.2008 N А33-2043/08-Ф02-5509/08; ФАС СЗО от 14.03.2011 по делу N А05-4762/2010; ФАС ЦО от 08.07.2010 по делу N А64-6646/09; Восемнадцатого ААС от 25.05.2010 N 18АП-3779/2010).

Читайте так же:
Земельный налог для физических лиц

А можно ли уточнить платеж?

Налоговым кодексом предусмотрено, что, если ошибка в платежке не повлекла непоступление налога в бюджет на нужный счет Федерального казначейства, ее можно исправить. Для этого в ИФНС надо подать заявление с просьбой уточнить платеж (Пункт 7 ст. 45 НК РФ).
Как мы уже выяснили, при неверном указании кода ОКАТО налог в бюджет все равно поступает. И, к примеру, суд Западно-Сибирского округа, разбирая подобный спор, указывал, что ошибка в коде ОКАТО при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП может быть исправлена путем подачи заявления об уточнении платежа (Постановления ФАС ЗСО от 23.06.2010 по делу N А27-19112/2009, от 23.06.2010 по делу N А27-14315/2009).
Как правило, налоговики делают уточнение всего платежа целиком. А в рассматриваемой ситуации нужно уточнить только часть неправильно перечисленного НДФЛ. То есть в заявлении об уточнении платежа надо указать, что такая-то сумма НДФЛ из платежки, которой налог был перечислен по месту нахождения организации, причитается к уплате по работникам ОП с таким-то кодом ОКАТО. ИФНС, в принципе, может принять решение о частичном уточнении платежа по НДФЛ, никаких препятствий для этого нет (Приказ ФНС России от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@).
Если же налоговики откажут вам в частичном уточнении платежа и скажут, что могут перебросить на другой код ОКАТО только всю сумму НДФЛ, указанную в платежке, то соглашаться на это не стоит. Ведь, если сделать такое уточнение, у вас будет недоплата НДФЛ уже по месту нахождения организации.
Также не имеет смысла делать уточнение лишь по некоторым платежам (например, весь январский НДФЛ перебросить на ОП, весь февральский — оставить на организации). На первый взгляд кажется, что это поможет распределить платежи между организацией и ОП и уменьшить сумму пени. Но на самом деле возникнут сложности, если в какие-то моменты по работникам ОП будет переплата. Как мы уже сказали, ФНС считает, что сумма, перечисленная в бюджет и превышающая налог, удержанный с работников, не является переплатой по НДФЛ (Письмо ФНС России от 04.07.2011 N ЕД-4-3/10764). И такие излишне уплаченные суммы налоговики не зачтут в счет будущих платежей по НДФЛ.

Как упростить себе жизнь?

Проблем с неправильным перечислением НДФЛ можно избежать. Для этого надо поставить все свои подразделения на учет в одной налоговой инспекции. Ведь когда организация открывает несколько ОП в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным ИФНС (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге), то НК РФ позволяет выбрать ответственное ОП и все подразделения поставить на учет в одной ИФНС по его местонахождению (Пункт 4 ст. 83 НК РФ).
Причем так можно сделать и в том случае, если вы сначала встали на учет по месту нахождения каждого ОП, а потом захотели их перерегистрировать. Как нам разъяснили в ФНС России, уведомление о выборе налогового органа по форме N 1-6-Учет (Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@) можно направить в любой момент. При этом неважно, сколько времени прошло со дня постановки на учет этих подразделений. ИФНС по месту нахождения ответственного ОП поставит ваши подразделения на учет, а инспекции, в которых ранее эти ОП состояли на учете, снимут их у себя с учета (Пункт 2.6 Письма ФНС России от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@).
А когда все ОП стоят на учете в одной ИФНС, то и проблем с перечислением НДФЛ нет. Как разъяснил Минфин России, НДФЛ за работников всех ОП можно перечислять в бюджет по месту учета ответственного ОП (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-230, от 21.02.2011 N 03-04-06/3-37, от 15.03.2010 N 03-04-06/3-33). В этом случае надо составлять одну платежку и указывать в ней КПП и ОКАТО ответственного ОП.

Вывод
Если у вас несколько ОП, зарегистрированных в разных налоговых инспекциях, платить без проблем НДФЛ одной платежкой вы сможете только после того, как зарегистрируете все ОП в одной налоговой инспекции.

Если не хочется спорить с налоговиками, то вы можете:
(или) повторно заплатить НДФЛ по месту нахождения каждого подразделения, указав правильные коды ОКАТО, а инспекцию по месту нахождения организации попросить вернуть излишне уплаченный НДФЛ;
(или) подать в ИФНС по месту нахождения организации заявление на зачет НДФЛ, уплаченного по этому месту нахождения, в счет НДФЛ, подлежащего уплате по месту нахождения подразделений.
Но имейте в виду, что и при повторной уплате НДФЛ, и при зачете налоговая инспекция начислит вам пени за период со дня, когда НДФЛ должен был быть перечислен по месту нахождения ОП, до дня его повторного перечисления или вынесения инспекцией решения о зачете (Пункты 1, 3, 5, 7 ст. 75 НК РФ). И отбиться от этих пеней уже вряд ли получится. Ведь, предприняв указанные действия, вы тем самым "признаете себя виновными" в неправильном перечислении НДФЛ. Так что лучше попробовать уточнить платежки.

Ошибки в платежном поручении на уплату налогов

К оформлению платежных поручений на уплату налоговых платежей следует относиться с максимальной внимательностью.

Читайте так же:
Компенсация расходов на лечение

Ошибки, допущенные в платежном поручении, могут привести к следующим нежелательным финансовым последствиям для налогоплательщика:

  • налог может не поступить в нужный бюджет;
  • налог может быть признан неуплаченным;
  • налог может быть признан уплаченным с нарушением срока.

Это влечет за собой как минимум уплату пени, но может приводить также к уплате штрафа и повторной оплате налога (п. 2 ст. 57, ст. 75, п. 1. ст. 122, ст. 123 НК РФ). Кроме этого, вероятны продолжительные разбирательства с налоговой инспекцией.

Когда налог считается неуплаченным?

В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ при неверном указании в платежном поручении счета получателя и (или) наименования банка Управления Федерального Казначейства (УФК) платеж не поступает в бюджет Российской Федерации либо не зачисляется на соответствующий счет Федерального казначейства. В таком случае обязанность налогоплательщика по уплате налога считается не исполненной, и его необходимо перечислить еще раз. Также необходимо оплатить пени за несвоевременную уплату налога. Такова позиция налогового ведомства, изложенная в письмах ФНС России от 04.09.2015 № ЗН-4-1/3362@, от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@, от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.2011 № ЗН-4-1/14772@.

Обязанность по перечислению налога не будет признана исполненной также и в том случае, когда ошибки в указании наименования банка либо счета УФК в платежном поручении допущены по вине банка. Пени будут предъявлены налогоплательщику (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@). Но в такой ситуации налогоплательщик может потребовать у банка компенсации понесенных убытков (абз. 9 ст. 12, ст. 15 ГК РФ).

В то же время некоторые суды признают налог уплаченным при неверном указании в платежном поручении счета УФК. Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 признал, что налог в бюджет поступил, несмотря на наличие в платежном поручении ошибки в указании счета УФК.

Обратите внимание! С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Все подробности см. в нашем материале. А с 01.10.2021 в платежках по-новому заполняйте поля 101, 106, 108 и 109.

ПРИМЕР, когда платеж нельзя уточнить, от КонсультантПлюс
За организацией числится недоимка по налогу на имущество 100 000 руб. Она уплачивает НДС в сумме 150 000 руб., но по ошибке в платежке указывает. Читайте продолжение примера в справочно-правовой системе К+. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.

Другие ошибки в платежном поручении

Другие ошибки в платежном поручении, такие как неверно указанные КБК, ОКАТО, ИНН, КПП и наименование налогового органа, не препятствуют поступлению налога в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Если такие ошибки допущены, то налог считается уплаченным, но, в соответствии с нормой абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ, требуется подать заявление об уточнении платежа (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 16.07.2012 № 03-02-07/1-176, от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Если в результате ошибки налог поступил на другой КБК (например, не действующий), налогоплательщик может подать заявление о зачете налогов. Пени при этом начисляться не должны (письма Минфина России от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977, от 01.08.2012 № 02-04-12/3002).

Позиция суда в отношении ошибок

Судебная практика подтверждает, что налог, а также, пени и штраф считаются уплаченными, если в платежном поручении допущены следующие ошибки:

  1. Неверный КБК, постановления:
  • АС Дальневосточного округа от 18.09.2020 № Ф03-2876/2020;
  • АС Поволжского округа от 06.06.2018 № Ф06-33882/2018;
  • АС Дальневосточного округа от 19.11.2015 № Ф03-4782/2015;
  • АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № Ф08-8670/2014;
  • ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012;
  • ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 № А42-2893/2010;
  • ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57, от 08.12.2011 № А40-36137/11-140-159;
  • ФАС Центрального округа от 31.01.2013 № А64-5684/2012;
  • ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 № А67-5567/2010;

О том, какими могут быть последствия неверного указания КБК в документе на оплату «несчастных» страховых взносов, перечисляемых в ФСС, читайте в этой статье.

  1. Неверный ИНН, КПП, наименование налогового органа;
  2. Неверный ОКАТО;
  3. Ошибки в основании платежа, постановления:
  • Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13;
  • АС Московского округа от 14.05.2018 № Ф05-5361/18;
  • АС Северо-Кавказского округа от 22.03.2016 № Ф08-1378/2016;
  • АС Московского округа от 06.10.2015 № Ф05-13213/2015;
  • ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12;
  • ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 № А33-17476/2010, от 01.09.2011 № А33-3885/2010;
  • ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2011 № А05-5601/2010;
  • ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2010 № А27-25035/2009;
  • ФАС Московского округа от 26.10.2009 № КА-А41/10427-09;
  • ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 № Ф08-180/2008-68А.

О том, критична ли ошибка в поле «Налоговый период», читайте в этой статье.

Итоги

Формирование платежного поручения на уплату налога в бюджет требует повышенной внимательности. Ошибки, допущенные в указании банка получателя и номера счета Федерального казначейства, приводят к тому, что налог считается неуплаченным и его придется оплачивать повторно. А если повторная уплата налога произведена после истечения срока его уплаты, то на плательщика могут быть наложены еще и финансовые санкции. Другие ошибки в заполнении платежного поручения на уплату налога не влекут за собой финансовых потерь и могут быть исправлены путем подачи заявления об уточнении платежа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector