Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разъяснение законодательства в сфере обращения с ТКО

Разъяснение законодательства в сфере обращения с ТКО

Вопросы, регламентирующие сферу обращения с твердыми коммунальными отходами, создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО), изложены в специальных федеральных законах, основным из которых является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ).

В силу ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила обустройства мест(площадок) накопления ТКО, правила ведения реестра, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам также относятся и отходы, образующиеся в деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Законом № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками этих отходов. Данные договор является публичным для регионального оператора, в связи с чем региональных оператор не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, т.е. лицу, в деятельности которого данные отходы образуются.

Региональный оператор обязан принимать отходы ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления данных отходов, обеспечить транспортировку данных отходов, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Собственник ТКО обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники ТКО обязаны заключать с региональным оператором договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Такая обязанность, в силу положений Закона № 89-ФЗ и ст. 30 Жилищного Кодекса РФ лежит не только на собственниках многоквартирных жилых домов, но и на собственниках индивидуальных жилых домов, собственнике части индивидуального жилого дома.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах (на площадках) их накопления. При этом бремя содержания самих мест накопления отходов (контейнерных площадок) и территории, прилегающей к ним, несут собственники помещений в многоквартирных домах, от имени которых выступают управляющие компании.

Читайте так же:
Как сохранить зарплату при банкротстве

За неисполнение требований федерального законодательства в сфере обращения с ТКО предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность виновных лиц.

Старший помощник Серпуховского городского прокурора Г.Н. Киселкина

Закон о твердых бытовых отходах

Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее — правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.

4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

(п. 7 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

8. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

(п. 8 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

9. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

(п. 9 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

10. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

(п. 10 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

11. Региональные операторы имеют право осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности в порядке и с учетом особенностей, которые установлены статьями 14.1 — 14.4 настоящего Федерального закона для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и (или) для операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.

Читайте так же:
Как снизить ставку по действующей ипотеке

(п. 11 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

12. Региональные операторы, осуществляющие деятельность на территории субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами к оказанию комплексной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов) по результатам торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Условия проведения торгов, предусмотренных настоящим пунктом, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения.

(п. 12 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 273-ФЗ)

13. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя оказывается комплексная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренная пунктом 12 настоящей статьи:

установленные в соответствии с пунктом 3 статьи 24.8 настоящего Федерального закона случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, и порядок проведения таких торгов не применяются;

операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, указанные в пункте 10 настоящей статьи, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, в том числе поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, на основании документов, указанных в пункте 10 настоящей статьи, а также на основании договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, заключенных с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающими комплексную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, и не вправе отказываться от заключения таких договоров;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающий комплексную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, вправе привлекать иных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами к оказанию услуг по транспортированию, утилизации твердых коммунальных отходов.

Закон о твердых бытовых отходах

Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, потребителей и исполнителей жилищно-коммунальных услуг направляет разъяснение, какая деятельность по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 года № «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Федеральный закон) регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Читайте так же:
Кто и как может заверить копию трудовой книжки — Оперсонале

Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии со статьей 2 Федерального закона признается организацией коммунального комплекса.

Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.

Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

Федеральный закон не относит услугу по выгребу (откачке) жидких отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию.

Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

  • плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов.

В соответствии с ч. 8.1 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По результатам проведения конкурсного отбора 31 июля 2018 года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами определен ООО «Магнит».

На основании соглашения от 17 августа 2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит» общество определено региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах Омской области.

В связи с установлением на территории Омской области тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами для регионального оператора ООО «Магнит» и началом выполнения работ с 1 апреля 2019 года, расходы на оплату услуг по вывозу твердых коммунальных услуг, подлежат исключению управляющими организациями из платежных документов. Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

Читайте так же:
Как происходит увольнение в выходной день: подробное описание

Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.

При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.

Мусорная реформа: чем отличаются ТБО от ТКО?

Мусорная реформа: чем отличаются ТБО от ТКО?

23.10.2020

В чем разница между понятиями «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы», и как правильно их нужно называть?

Эта путаница возникла не так давно — после принятых властями изменений в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» , где впервые было четко прописано само понятие ТКО, а работы по их хранению и ликвидации вошли в список коммунальных услуг.

Данные изменения действуют с января 2016 года, но до сих пор далеко не все граждане успели понять разницу между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами.

С момента принятия вышеуказанного закона в российском правовом поле существует лишь одно правильное наименование бытового мусора – твердые коммунальные отходы. А выражение «твердые бытовые отходы» перешло в статус разговорного, и отныне не употребляется в официальных документах.

Основная часть мусора любого современного города – это тот мусор, который образуется ежедневно в любой квартире.

Такие отходы состоят из различных биологических (пищевые и растительные остатки, кости) и синтетических (пластик, стекло, целлюлоза, металлы, текстиль и т.п.) компонентов, непригодных для дальнейшего использования.

В 2019 году обращение с твердыми коммунальными отходами стало самостоятельной коммунальной услугой, которую предоставляют региональные операторы. Плата за сервис входит в отдельную квитанцию или выделяется отдельной строкой в счете.

1. Крупногабаритные отходы (КГО)

Обычные отходы мы привыкли выкидывать в баки возле дома, но когда дело доходит до выноса старого дивана или ванны, возникают вопросы.

Действительно большие вещи меняют не так уж и часто, поэтому не всегда понятно, как же их выбросить, чтобы не получить штраф.

Крупногабаритные отходы (КГО) -это те же твердые коммунальные отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнеры, т.е. крупные предметы обихода, утратившие свои потребительские свойства и превышающие в размерах 0,5 м (в высоту, ширину или длину).

К категории КГО относится:

· отслужившая мебель (диваны, кровати, шкафы и т. д.);

· большеразмерная бытовая техника (микроволновые печи, холодильники, стиральные машины и т. д.);

· сантехника (унитазы, ванны, душевые кабины).

Все эти отходы в основном не опасны (большая часть принадлежит к V классу опасности), но вынос и складирование КГО в мусорные контейнеры для коммунальных (бытовых) отходов запрещён.

Технически в эту категорию попадают предметы, которые не помещаются в стандартный (0,75 м 3 ) бак для вывоза мусора.

Прессующие мусоровозы, которые используют для вывоза обычных бытовых отходов, технически не предназначены для прессовки и транспортировки крупных фрагментов. Слишком много места занимает крупногабаритный мусор, выброшенный в обычный бытовой контейнер, да ещё и может вызвать неисправность или поломку машины.

В Динской, перед тем как выбросить КГО, его необходимо разобрать и разместить рядом с баками на контейнерной площадке в специальном отсеке для крупногабаритного мусора.

2. Какой мусор вывозит региональный оператор?

Читайте так же:
Договор аренды автомобиля между физическими лицами в 2022 году

Региональный оператор обязан вывозить только твердые коммунальные отходы (ТКО), в том числе КГО, те отходы, которые поступают от жильцов многоквартирных и частных домов.

3. Строительный мусор или строительные отходы

Строительный мусор – это битый кирпич, старая кафельная плитка, куски бетона, штукатурка, обрывки обоев, старый линолеум, двери, прочие обрезки и остатки стройматериалов. Также к нему относятся продукты сноса, капитального ремонта, реноваций, реставрации, реконструкции сооружений.

Все эти отходы входят в группу «Отходы строительства и ремонта» и не относятся к крупногабаритному мусору, включённому в ТКО и вывозимому регоператором в рамках договора по оказания коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Такой мусор должен вывозиться по отдельному договору специализированной организацией по нерегулируемым ценам, имеющую лицензию на вывоз таких отходов и размещение на полигоне.

Размещать мусор после ремонта и проведения строительных работ на контейнерных площадках или в контейнерах для ТКО запрещено. За неправильную утилизацию строительных отходов граждане и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности и оштрафованы.

Если Вы нашли организацию по объявлению, которая согласилась вывезти строительный мусор дешевле, скорей всего она не имеет лицензии и Ваш строительный мусор окажется не на полигоне, а в ближайшей лесополосе.

Также можно самостоятельной найти строительную организацию, которая самовывозом примет определенные виды строительных отходов, например могут забрать бетон, арматуру, битый кирпич.

Кроме того, штукатурку и битый кирпич можно предложить дачным и садовым товариществам, которые охотно берут материал для засыпки ям.

4. Контейнеры для раздельного сбора отходов.

В конце 2019 года в станице Динской появились новые контейнерные площадки, на которых региональным оператором АО «Мусороуборочная компания» были установлены контейнеры для сбора пластика и бумаги.

Контейнеры для бумаги

Выбрасывать в них можно: журналы, газеты, раздаточные материалы, бумажные упаковки, картонные коробки (в том числе от мобильных телефонов, компьютеров и т.д., но без изолирующих вкладок, если они не картонные), рекламные листовки из почтовых ящиков, календари, коробки из бумаги и картона от тортов, не перемазанные кремом (очень грязные коробки все равно нельзя переработать, но их придется вручную выбрасывать с сортировочной ленты. Все коробки необходимо сложить.

Переработке не подлежат салфетки и бумажные полотенца, чеки и виниловые обои, ламинированная бумага, фотографии и бумажные стаканчики. Такие отходы выбрасывать в синий контейнер нельзя.

Контейнеры для пластика

Выбрасывать в них можно: ПЭТ-бутылки (желательно без пробок (крышек), пустые и, конечно, лучше всего предварительно по ним потоптаться. Без пробок – потому что пробки сделаны из другого вида пластмассы и не перерабатываются. Топтаться по бутылкам нужно для того, чтобы сэкономить место в мусоровозе: чем меньше объема занимает мусор, тем меньше раз нужно машине скататься от завода в город. По этой же причине бутылки должны быть пустыми – они будут спрессовываться, а бутылку с замерзшей водой внутри сжать довольно сложно). Также можно выбрасывать канистры, полиэтиленовую пленку и пакеты, пластиковую упаковку от шампуней, гелей для душа и др. косметики, бутылки из-под бытовой химии (жидкие стиральные порошки, кондиционеры для белья и т.д.), пластиковые бутылки (не путать со стаканчиками) из-под питьевых йогуртов, молока, кефира и т.д., пищевую пленку, ведра, тазики, ручки без стержней, линейки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector