Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задачи по занятости и безработице

Задачи по занятости и безработице

Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода.

Фактический уровень безработицы (%) выражается следующим образом:

УБф = Бф / Эа * 100,

где Бф — численность безработных, определенная по методологии МОТ на основании выборочных обследований населения (о критериях отнесения к безработным по методологии МОТ — см. 1.3.1); Эа — численность экономически активного населения.

Уровень официально зарегистрированной безработицы (%) определяется по формуле

УБр = Бр / Эа * 100,

где Бр — численность незанятых, официально зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.

При отсутствии величины численности экономически активного населения ее можно рассчитать следующим образом:

где З — списочная численность занятых в народном хозяйстве или регионе;

Б — численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ (Бф), либо численность незанятых, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу (Б ).

Уровень занятости экономически активного населения (%) составит

Уровень занятости трудовых ресурсов (%) равен УЗт = З / Т * 100.

Исходные данные. В 2003 г. трудовые ресурсы страны составляли 86 млн. человек, в том числе в трудоспособном возрасте — 81,3 млн. человек, работающие лица старших возрастов и подростков — 4,7 млн.

Уровень занятости в народном хозяйстве составляет:

(69,5 млн. / 86,0 млн.) 100 = 80,8%.

Доля в трудовых ресурсах:

(5,6 млн. / 86,0 млн.) 100 = 6,5%;

(2,4 млн. / 86,0 млн.) 100 = 2,8%;

незанятых трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте: (8,5 млн. / 86,0 млн.) 100 = 9,9%;

в том числе ищущих работу:

(3,3 млн. / 86,0 млн.) 100 = 3,8%.

Показатели уровня занятости свидетельствуют о том, что в народном хозяйстве наблюдается неэффективное распределение трудовых ресурсов по характеру занятости. Высокая потребность людей в оплачиваемой работе — признак низкого уровня жизни, связанного в том числе и с невысоким уровнем производительности труда и его оплаты. В результате налицо сверхзанятость общественным трудом (80,8%) в ущерб другим социально значимым видам занятости, в частности доле населения, занятого учебой (6,5%), хотя именно этот показатель отражает важный аспект эффективного использования людских ресурсов.

Ответ. Уровень занятости трудовых ресурсов в народном хозяйстве составляет 80,8%, учащихся — 6,5%, незанятых трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте — 9,9%, в том числе ищущих работу — 3,8%.

Исходные данные. Численность занятых в составе экономически активного населения — 85 млн. человек; численность безработных — 15 млн. человек. Месяц спустя из 85 млн. человек, имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн.; 1 млн.

Постановка задачи: а) определите начальный уровень безработицы; б) определите численность занятых, количество безработных и уровень безработицы месяц спустя.

а) начальный уровень безработицы определяется по формуле

Численность экономически активного населения составляет:

Э = Б + З = 15 млн. человек + 85 млн. человек = 100 млн. человек.

УБ = (15 млн. человек / 100 млн. человек) 100 = 15%;

б) месяц спустя численность занятых составляет:

З = 85 млн. человек — 0,5 млн. человек = 84,5 млн. человек, количество безработных:

Б = 15 млн. человек — 1 млн. человек + 0,5 млн. человек = 14,5 млн. человек,

УБ = [14,5 млн. человек / (84,5 млн. человек + 14,5 млн. человек)] 100 = 14,6%.

Ответ: а) уровень безработицы составил 15%; б) численность занятых составила 84,5 млн., численность безработных — 14,5 млн. уровень безработицы — 14,6%.

Исходные данные. Фактический валовой национальный продукт (ВНП) составляет 750 млрд. дол., естественный уровень безработицы — 5%, фактический уровень безработицы — 9%.

Постановка задачи. Какой объем продукции в стоимостном выражении недопроизведен в стране (коэффициент Оукена 2,5%)?

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы над естественным на 1% влечет за собой отставание фактического объема ВНП от потенциального на 2,5%.

В нашем примере фактический уровень безработицы превышает естественный на 4% (9% — 5%), следовательно, фактический объем ВНП отстает от потенциального на 10% (2,5 • 4), что составляет 75 млрд. дол. (750 млрд. • 10%).

Ответ. В стране недопроизведено продукции на 75 млрд. дол.

Исходные данные. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. человек).

Первый годПятый год
Экономически активное население84 88995 453
Из них занятые80 79687 524

Естественный уровень безработицы составил на пятом году рассматриваемого периода 7% экономически активного населения.

1. Рассчитайте численность безработных и фактический уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.

2. Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?

3. Можно ли утверждать, что на пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?

Исходные данные. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. человек).

Первый годПятый год
Занятые в составе экономически активного населения80 50095 000
Безработные48007000

Постановка задачи. Рассчитайте уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода и объясните одновременный рост занятости и безработицы.

Читайте так же:
Какие документы нужны для получения Российского гражданства

Исходные данные и постановка задачи. Рассчитайте официальный уровень безработицы на конец года, если из 10 млн. человек, имевших работу на начало года, за год были уволены и встали на учет в службе занятости 0,1 млн. человек, из числа официально зарегистрированных на начало года безработных (0,8 млн.) 0,05 млн. прекратили поиски работы, а 0,1 млн. человек были трудоустроены.

Исходные данные и постановка задачи. Используя закон Оукена, рассчитайте, на сколько процентов изменится уровень безработицы в течение года, если при потенциальном ВНП 1400 млрд. руб. фактический ВНП на начало года составил 1330 млрд. руб., а на конец года — 1295 млрд. руб. Естественный уровень безработицы составляет 5%.

Исходные данные. Численность занятых — 90 млн., численность безработных — 10 млн. Месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн.; 1 млн. из числа безработных прекратили поиски работы.

Исходные данные. В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВНП (млрд. руб.). В 2001 г. экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%.

ГодПотенциальный ВНПФактический ВНП
200130003000
200238003705
200341253712,5

Постановка задачи. Используя закон Оукена, рассчитайте уровень безработицы в 2002 и 2003 гг.

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность безработных, зарегистрированных в текущем году в районной службе занятости, если численность экономически активного населения района составляет 1 млн. человек, официальный уровень безработицы — 3,5%.

Задача 1.3.2.4. а) численность безработных в первом и пятом году рассматриваемого периода составила 4093 и 7929 тыс. человек, уровень безработицы — 4,8 и 8,3% соответственно;

б) численность экономически активного населения росла быстрее, чем занятость населения;

в) на пятом году рассматриваемого периода не существовало полной занятости, поскольку уровень безработицы (8,3%) превышал ее естественный уровень (7%).

Задача 1.3.2.5. Уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода составил 5,6 и 6,9% соответственно; одновременный рост занятости и безработицы объясняется тем, что численность экономически активного населения (рассчитываемая как сумма численности занятых и числа безработных) росла быстрее, чем численность занятых.

Задача 1.3.2.6. Уровень безработицы на конец года составил 7,5%.

Задача 1.3.2.7. Уровень безработицы возрастет за год на 1% (с 7% в начале года до 8% в конце).

Задача 1.3.2.8. 1) численность занятых составляет 89,5 млн.; 2) численность безработных — 9,5 млн.; 3) фактический уровень безработицы — 9,6%.

Задача 1.3.2.9. Уровень безработицы в 2002 и 2003 гг. составил 7 и 10% соответственно.

Задача 1.3.2.10. Численность официально зарегистрированных службой занятости безработных составила 35 тыс. человек.

Решение задач

Реше́ние зада́ч — процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации — задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками. [1]

Содержание

Стадии решения задачи [ править | править код ]

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

  • Обнаружение проблемной ситуации;
  • Постановка задачи: выявление и более или менее строгое определение исходного (данного) — его элементов и отношений между ними — и требуемого (цели);
  • Нахождение решения задачи.

Эти этапы можно обнаружить во многих теориях решения задач. Так, стадии постановки задачи и нахождения решения задачи отчётливо видны в теориях последователя Вюрцбургской школы Отто Зельца, гештальтпсихолога К. Дункера и когнитивиста Грино, несмотря на все их различия. При этом под постановкой задачи может пониматься как сознательная работа, так и некие постулируемые неосознаваемые процессы переработки информации.

Стадии решения задачи в теориях О. Зельца, К. Дункера, Грино

О. Зельц [2]К. Дункер [3]Грино [4]
1. Образование комплекса, в который входят: а) характеристики известного и б) отношения известное-неизвестное, определяющие в) место неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса — суть проблемности.1. Проникновение в проблемную ситуацию — понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт.1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения.2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
2. Построение связей (отношений) между элементами , модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.

См. также: А. де Гроотстадии мышления шахматиста

Психологические факторы [ править | править код ]

На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы. [5]

  • Установка:
  • «Решение определённого числа задач одним способом побуждает испытуемого использовать тот же способ для решения последующих задач, даже если этот способ становится неэффективным». Как показал Найт [6] , установка тем сильнее, чем труднее были задачи, её сформировавшие. : используемый определённым образом предмет трудно потом использовать иначе при решении задачи.
  • Характеристики субъекта:
  • Эмоциональное (мотивационное) состояние:
  • Предшествующая неудача снижает эффективность решения;
  • Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса — Додсона).
  • Знания: могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
  • Интеллект: люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
  • Личность: показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью, 4) нонконформизмом, 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и т. п.).
Читайте так же:
Диплом негосударственного образца чем плохо

Теории решения задач [ править | править код ]

Информационный подход [ править | править код ]

С точки зрения информационного подхода задача — это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние.

Представители информационного подхода исходили из того, что человек, так же как компьютер, оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления» [7] . Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример — «Универсальный решатель задач»   (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман [ править | править код ]

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом. [8]

Вся имеющаяся на данный момент информация, относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости. Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем — к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов — средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае — вплоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор — средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Психофизиологические данные [ править | править код ]

Исследование О. К. Тихомирова [ править | править код ]

Появлению в сознании решения задачи предшествует эмоциональная активация и чувство близости решения.

Это установил О. К. Тихомиров, изучая процесс решения шахматных задач. [9] Он предлагал испытуемым рассуждать во время решения задачи вслух и параллельно регистрировал их кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая служила признаком эмоциональной активации.

Эксперименты показали, что сначала возникает эмоциональная активация. За ней — обычно через 0—0.5 секунд — следуют эмоциональные восклицания («Ага!», «Ой!» и т. п.). За эмоциональными восклицаниями обычно следуют слова, обозначающие чувство близости решения: приближение к неосознанной ещё идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «наверное…») или ещё неясные результаты поиска («что-то мелькнуло», «что-то есть», «кажется, нашёл», «кажется, решено»); реже это выражение необходимости попробовать («попробуем-попробуем», «интересно-интересно»), сомнения («„а“… „а“… или не „а“?») или сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); ещё реже сразу называется решение. За этим следует решение — называние конкретного принципиального для решения задачи хода, — через 1.5—13.5 секунд после появления эмоциональной активации, в среднем — через 5.5 секунд.

Решение задач животными [ править | править код ]

Дискуссии относительно механизмов решения задач животными разворачиваются вокруг метода проб и ошибок и инсайта.

Метод проб и ошибок [ править | править код ]

Торндайк (1898) полагал (и экспериментально демонстрировал), что механизмом решения задач животными является не понимание и рассуждение, а метод проб и ошибок.

Торндайк помещал животных (кошек) в специальные проблемные ящики — клетки «с секретом», выход из которых открывался нажатием на кнопку или рычаг, потягиванием за шнур, петлю и т. п., которые находились в клетке или около самой решётки снаружи. Торндайк обнаружил, что сначала кошки мечутся по клетке и цепляются за всё, что могут достать; в результате этого они рано или поздно случайно задевают механизм, открывающий клетку, и освобождаются. Когда кошку вновь сажают в клетку, её хаотическая активность приводит к успеху немного быстрее, в следующий раз ещё быстрее и т. д. Кривые научения демонстрируют постепенное овладение решением.

Согласно теории Торндайка, животные действуют случайным образом, причём вероятность повторения подкреплённой реакции возрастает.

Однако некоторые данные самого Торндайка говорят против его теории. Так, в случаях с некоторыми «ленивыми» кошками Торндайка «внимание, которое нередко сочетается с недостатком энергии, позволяло кошке быстрее образовать ассоциацию после первой удачи» [10] . А заменив впоследствии (1901) кошек обезьянами, Торндайк обнаружил, что почти все задачи решались «путём быстрого, нередко казавшегося мгновенным, оставления безуспешных движений и выбора правильного. Естественно заключить, что обезьяны, внезапно переходящие от множества беспорядочных движений к одному определённому действию с крючком или задвижкой, имеют понятие о крючке, о задвижке или о том движении, которое они производят»…

Читайте так же:
Как правельно написать заявления на принятия отсовство

Р. Вудвортс отмечает, что «не было обнаружено ни одного случая такого поведения в проблемной ситуации, когда животное бросалось бы на все окружающее без всякого учёта объективной ситуации. Животное всегда реагирует на те или иные предметы, и почти всем его реакциям присуща известная степень правомерности. Метод проб и ошибок состоит не в слепых, рассчитанных на случайную удачу движениях, а в испробовании определённых путей к цели. Насколько мы можем судить по поведению животного, у него всегда имеется некоторое схватывание объективной ситуации. Другое дело, что в любой ситуации, которую можно назвать проблемной, это схватывание никогда не бывает с самого начала полным. Ситуация должна быть исследована, а это редко может быть сделано без передвижений и манипулирования. Но даже при первом взгляде на ситуацию общие очертания проблемы вскрываются в достаточной мере, чтобы до известной степени ограничить область исследования и манипулирования». [11]

Инсайт [ править | править код ]

Решение задач путём внезапного озарения (инсайта), понимания ситуации, проникновения в её суть описано В. Кёлером. Эксперименты Кёлера демонстрируют следующие примеры того, как это происходит. [12]

  • Курица, видя перед собой цель, отделённую от неё некоторым препятствием (забором), «совсем беспомощна, постоянно налетает, если видит цель перед собою сквозь решётку, на препятствие, беспокойно бегая туда и сюда», и не способна добраться к этой цели иначе как с помощью таких метаний, лишь постепенно приближающих её к цели (что напоминает описания Торндайка). Напротив, собака или ребёнок (например, девочка 1 года 3 мес., едва научившаяся ходить), оценив пространственные характеристики ситуации, могут сразу найти кратчайший обходной путь.
  • Обезьяна способна схватить палку и достать ею еду, находящуюся вне клетки (без всяких проб и ошибок).
  • Случайно соединив две короткие палки, которые по отдельности недостаточно длинны, чтобы дотянуться до еды, шимпанзе тут же достаёт еду получившейся длинной палкой.
  • Шимпанзе влезает на ящик или даже ставит ящики друг на друга, чтобы достать высоко висящий плод.

Использование орудий [ править | править код ]

Известно, что животные в некоторых случаях способны использовать орудия при решении задач, однако дискуссионным остаётся вопрос о том, в какой мере такое использование является врождённым (инстинктивным), а в какой — проявлением интеллекта.

Задачи на определение потерь от безработицы и инфляции

Постановка задачи: На основании данных таблицы определите отклонение фактического ВНП от потенциального (по годам), если коэффициент Оукена равен 3, а безработица в третий год была на уровне естественной нормы.

ГодУровень безработицы (%)
6,0
6,5
7,0
8,0
8,3

Технология решения задачи:Чтобы определить отклонение ВНП фактического от потенциального, надо умножить коэффициент Оукена на уровень конъюнктурной безработицы. Так как в первые 2 года уровень фактической безработицы меньше естественной (7 %), то фактический ВНП будет большепотенциального в первый год на (6 – 7) * 3 = 3 %, во второй год на (6,5 – 7) * 3 = 1,5 %. В третий год уровень фактической безработицы равен естественному уровню, следовательно, фактический ВНП равен потенциальному. В четвертый год фактический ВНП меньше потенциального на (8 – 7) * 3 = 3 %, а в пятый на (8,3 – 7) * 3 = 3,9 %.

Ответ можно записать в виде таблицы.

ГодУровень безработицы (%)Отклонение фактического ВНП от потенциального
6,0На 3 % больше
6,5На 1,5 % больше
7,0
8,0На 3 % меньше
8,3На 3,9 % меньше

Задача 9

Постановка задачи:Естественный уровень безработицы равен 6 %, фактический – 9 %. Рассчитайте потенциальный ВНП, если в данном году фактический ВНП составил 1500 млн ден. ед., коэффициент Оукена равен 3.

Технология решения задачи:Сначала надо рассчитать конъюнктурную безработицу: 9 – 6 = 3 %. Каждый процент конъюнктурной безработицы приводит к отклонению фактического ВНП от потенциального (в соответствии с коэффициентом Оукена) на 3 %. Следовательно, потенциальный ВНП больше фактического на 9 %. Он равен 1500 : 0,91 = 1648,3 млн ден. ед.

Ответ:1648,3 млн ден. ед.

Задача 10

Постановка задачи:Определите фактический ВНП страны А, если потенциальный ВНП равен 5000 у. е., естественная норма безработицы 8 %, при фактическом уровне 12 %, коэффициент Оукена составляет 3,5.

Технология решения задачи:Исходя из данных условий, можно определить конъюнктурный разрыв (отклонение фактического ВНП от потенциального): (12 – 8) * 3,5 = 14 %. То есть фактический ВНП на 14 % меньше потенциального и составляет 5000 * 0,86 = 4300 у. е.

Ответ: 4300 у. е.

Задача 11

Постановка задачи:Правительство в течение 5 лет проводит антиинфляционную политику. Определите потери ВНП, если кривая Филипса имеет вид: nt = nt-1 – 0,6 (U – U*), а коэффициент Оукена равен 3. (nt и nt-1 – темпы инфляции соответственно периодов t и t-1; U и U* — соответственно фактический и естественный уровни безработицы).

ГодУровень безработицы (U) (%)Конъюнктурная безработицаТемпы инфляции (%)
5,5
7,5
8,5
9,5
10,0

Технология решения задачи:Чтобы решить задачу, надо сначала определить уровень конъюнктурной безработицы. Она определяется как разница между уровнем фактической безработицы и естественной нормой. Так как в первый год конъюнктурная безработица равна 0 (см. первую строчку таблицы), то естественная норма равна 5,5 %. Следовательно, во второй год конъюнктурная безработица равна 7,5 – 5,5 = 2 %, в третий – 3 % и т. д. Чтобы найти темпы инфляции, надо подставить найденные данные конъюнктурной безработицы в формулу Филипса. Во второй год: n2 = 20 % – 0,6 * 2 % = 18,8 %, в третий: n3 = 18,8 – 0,6 * 3 % = 17 % и т. д. Заполним таблицу:

Читайте так же:
Договор поручительства к договору беспроцентного займа
ГодУровень безработицы (U) (%)Конъюнктурная безработица (%)Темпы инфляции (%)
5,520,0
7,518,8
8,517,0
9,514,6
10,04,511,9

Таким образом, за 5 лет инфляция снизилась на 20 – 11,9 = 8,1 %, но это сопровождалось появлением и ростом конъюнктурной безработицы. За 4 года конъюнктурная безработица составила 13,5 %. Это вызвало отклонение ВНП фактического от потенциального уровня на 13,5 * 3 = 40,5 %, т. е. экономика не получила 40,5 % от возможного ВНП. Значит, каждый процент снижения инфляции привел к потерям 40,5 : 8,1 = 5 % ВНП.

Ответ:потери ВНП составили 5 % на 1 % снижения инфляции или 40,5 % за 5 лет.

Задачи на взаимосвязь безработицы и инфляции

Задача 12

Постановка задачи:В таблице приведены данные безработицы за 3 года. Определите, как изменялась инфляция по годам, если кривая Филипса имеет вид: nt = nt-1 – 0,5 (U – U*) и в первый год инфляция составляла 15 %. Естественный уровень безработицы 7 %.

ГодУровень фактической безработицы (%)

Технология решения задачи:Сначала рассчитаем конъюнктурную безработицу. Для этого надо от уровня фактической безработицы отнять естественную норму: 9 – 7 = 2 %, 11 – 7 = 4 %, 14 — 7 = 7 %. Темп инфляции во второй год определяется путем подстановки в формулу Филипса значения конъюнктурной безработицы: n2 = 15 % – 0,5 * 4 % = 13 %. Также определяется уровень инфляции в третий год: n3 = 13 % – 0,5 * 7 % = 9,5 %.

ГодУровень безработицы (U) (%)Конъюнктурная безработица (%)Темпы инфляции (%)
9,5

Формулы

In – индекс инфляции

n – период в годах

i – доходность, процентная ставка

iα – доходность с учетом инфляции

S – наращенная сумма долга

I – наращенные проценты за весь срок, процентный платеж

S – размер консолидированного платежа

Sj – наращенные суммы, подлежащие консолидации

S=P*(1+n*i) – простые проценты

Задача 1

Банк выдал кредит на 6 месяцев в сумме 350 000 рублей. Ожидаемый месячный уровень инфляции – 3 %, требуемая реальная доходность операции равна 12% годовых. Определите ставку процентов по кредиту с учетом инфляции и размер наращенной суммы.

S=350 т.р.*(1+0,5*0,5314)=443 т.р.

Ответ: 53,14%; 443 т.р.

Задача 2

Три платежа 400 000 рублей, 650 000 рублей и 800 000 рублей со сроками погашения 1год 130 дней, 1год 160 дней и 1 год 200 дней, отсчитываемыми от одной даты, заменяются одним платежом со сроком погашения 1 год 300 дней. Стороны согласились на консолидацию платежей при использовании ставки сложных процентов 12% годовых. Определите консолидированную сумму.

S1=400 т.р.*(1+0,12)^[(1 год 300 дн.-1 год 130 дн.)/365 дн.]=421,68 т.р.

S2=650 т.р.*(1+0,12)^[(1 год 300 дн.-1 год 160 дн.)/365 дн.]=678,88 т.р.

S3=800 т.р.*(1+0,12)^[(1 год 300 дн.-1 год 200 дн.)/365 дн.]=825,23 т.р.

S=421,68 т.р.+678,88 т.р.+825,23 т.р.=1925,79 т.р.

Задача 3

Кредит в сумме 1,7 млн. рублей выдан на 3 года. Реальная доходность должна составлять 9% годовых (сложные проценты). Расчетный уровень инфляции — 14% в год. Определите ставку процентов при выдаче кредита, а также наращенную сумму долга.

S=1 700 т.р.*(1+0,2426)^3=3 261,69 т.р.

Ответ:24,26%; 3 261,69 т.р.

Задача 4

Фирма имеет ряд финансовых обязательств перед одним кредитором – 1,7 млн. рублей, 2,1 млн. рублей и 2,4 млн. рублей, которые должна погасить через 150, 200 и 300 дней после 01.01 текущего года. По согласованию сторон решено заменить их одним платежом, равным 6,8 млн.рублей, с продлением срока оплаты, используя процентную ставку 14% годовых (простые проценты). Определите срок уплаты консолидированного платежа.

P=1700 т.р./(1+150 дн. /365 дн.*0,14)+2100 т.р./(1+200 дн. /365 дн.*0,14)+2400 т.р./(1+300 дн. / 365 дн.*0,14)=5 710,23 т.р.

Раздел 2. Проблемы макроэкономического развития

Целью данного практикума является приобретение навыков расчета и использования показателей нестабильности.

Задачами практикума являются:

  • во-первых, приобретение навыков расчета уровня безработицы в стране;
  • во-вторых, выявление взаимосвязи безработицы и инфляции;
  • в-третьих, закрепление формул расчетов инфляции;
  • в-четвертых, определение потерь от безработицы и инфляции.

Оглавление

Задачи на определение занятых и безработных в стране

Задача 1

Постановка задачи: Численность населения страны составляет 10 000 тыс. чел. На государственной службе, в армии, в структурах управления и т. п. находится 3 % населения. Дети и люди пожилого возраста составляют 10 % населения, предприниматели, люди свободных профессий и т. п. – 4 %. На государственных предприятиях и в организациях занято 20 %, в частных структурах – 53 % населения. Определите, сколько безработных в стране.

Технология решения задачи: Сначала надо узнать, сколько процентов составляет самодеятельное население страны. Для этого из 100 % населения надо вычесть процент тех, кто занят на государственной службе, в армии, на государственных предприятиях, детей и пенсионеров, а также предпринимателей и людей свободных профессий. 100 – (3 + 10 + 4 + 20) = 63 %. Самодеятельное население делится на занятых и безработных, поэтому для определения уровня безработных из процента самодеятельного населения надо отнять процент занятых: 63 – 53 = 10 %. Т. е. число безработных в стране 10 000 * 0,1 = 1000 (тыс. чел.).

Читайте так же:
Кадровая работа с филиалами

Ответ: безработных 1 млн чел.

Задача 2

Постановка задачи: Все население Изумрудного государства составляет 300 млн чел., из них:

80 млн – пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, солдаты Национальной гвардии, правительственные органы;

20 млн чел. не хотят работать вообще или при данном уровне заработной платы.

Наемная рабочая сила составляет 188 млн чел.

Определите уровень безработицы в стране.

Технология решения задачи: Сначала надо определить самодеятельное население страны: 300 – 80 – 20 = 200 млн чел. Затем нужно подсчитать количество безработных: 200 – 188 = 12 млн чел. Чтобы определить уровень безработицы, надо разделить количество безработных на численность самодеятельного населения:

Ответ: уровень безработицы 6 %.

Задача 3

Постановка задачи: В стране трудоспособное население, ориентированное на рынок труда, составляет 100 млн чел. До июня ситуация в экономике была благоприятной. Выпускался потенциальный объем ВНП, и на рынке труда существовала полная занятость (естественная безработица — 6 %), при которой 10 % занятых увольнялись, а 15 % безработных находили работу. Затем начался кризис, в результате увольнять стали на 5 % больше, а находить работу на 3 % меньше. Определите количество безработных и занятых до июня и после.

Технология решения задачи: Сначала надо определить количество занятых и безработных до июня. Количество безработных составляло 6 % от 100 млн чел., т. е. 6 млн чел., остальные были занятыми: 100 – 6 = 94 млн чел. При этом выполнялось условие: число потерявших работу было равно числу нашедших ее. С июня количество безработных увеличилось за счет тех, кто дополнительно стал терять работу: 94 * 5 : 100 = 4,7 млн, и тех, кто не смог найти работу и остался безработным, 6 * 3 : 100 =0,18 млн чел. Таким образом, количество безработных стало: 6 + 4,7 + 0,18 = 10,88 млн чел. Количество работающих при этом сократилось: 100 10,88 = 89,12 млн чел.

Ответ: до июня: занятые – 94 млн, безработные – 6 млн чел.;

после июня: занятые – 89,12 млн, безработные – 10,88 млн чел.

Задача 4

Постановка задачи: Агрегированная производственная функция в стране имеет вид: Y = 8К 1/2 L 1/2 , объем используемого капитала 10 000 ед. Определите количество занятых в экономике, если ставка реальной заработной платы равна 20 у. е.

Технология решения задачи: В данном случае рассматривается неоклассическая концепция спроса на труд, т. к. дана реальная ставка заработной платы. Чтобы определить спрос на труд, надо предельный продукт труда приравнять к ставке реальной заработной платы: , отсюда , значит, . Подставив значение ставки реальной заработной платы, получаем L = 160 000: 400 = 400.

Ответ: 400.

Задача 5

Постановка задачи: Предприятию требуются работники. Спрос на труд описывается функцией Ld=10 – 0,2W, где Ld – cnpoc на труд; W – номинальная зарплата.

Пришло 6 факсов от претендентов на места. Один готов работать за зарплату не менее 40 ден. ед., двое – не менее 25 ден. ед., двое – не менее 20 ден. ед. и один – не менее 15 ден. ед. Сколько работников будет принято на работу, и какой будет уровень зарплаты? (решить задачу графически)

Технология решения задачи: Построим на графике кривую рыночного предложения труда:

Теперь по точкам можно построить кривую спроса:

Ld1= 10 – 0,2 * 40 = 2; Ld2 = 10 – 0,2 * 25 = 5 и т. д. На пересечение кривых спроса на труд и предложения труда находим количество людей, которые будут наняты – 5 чел. При этом установится равновесная зарплата 25 ден. ед.

Ответ: 5 чел. при зарплате 25 ден. ед.

Задача 6

Постановка задачи: Самодеятельное население страны составляет 200 млн чел. Уровень фактической безработицы 10 % при естественной норме 6 %. Определите конъюнктурную безработицу в стране.

Технология решения задачи: Уровень безработицы определяется по формуле:

U факт. = Фактическое количество безработных/самодеятельное население * 100 %.

Подставив цифры, получаем, что количество безработных равно 20 млн чел., из них 12 млн чел. составляют естественную безработицу, 8 млн (4 %) – конъюнктурная безработица.

Ответ: 8 млн чел.

Задачи на расчет инфляции в стране

Задача 7

Постановка задачи: Денежная масса в экономике выросла с 780 до 940 у. е., а ВНП за этот же период – на 10%. Скорость оборота денег не изменилась. Определите, как изменится уровень цен в экономике.

Технология решения задачи: Для решения задачи используется количественное уравнение обмена: M * v = P * ВНП. Прирост денежной массы равен (940 – 780): 780 *100 % = 20,5 %. Чтобы равенство выполнялось, уровень цен вырос на 1,205 = ^Р * 1,1, где ^Р = 1,095, т. е. уровень цен повысился на 9,5 %.

Ответ: увеличится на 9,5 %.

Задачи на определение потерь от безработицы и инфляции

Задача 8

Постановка задачи: На основании данных таблицы определите отклонение фактического ВНП от потенциального (по годам), если коэффициент Оукена равен 3, а безработица в третий год была на уровне естественной нормы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector