Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития

Взаимодействие государства и бизнеса

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества

как субъектов инновационного развития

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной социально ориентированной экономике, являются не только занятые в экономике знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых в экономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которые сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

Читайте так же:
Если ребенок оспраривает сделку заключенную до его рождения

В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей:

эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;

функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;

равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;

высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;

широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.

Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая система, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для активизации инновационных процессов. Только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития «демократия — человек — технологии», Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Взаимодействие государства и бизнеса

“Ъ” ознакомился с протоколом заседания правления бюро РСПП с участием Владимира Путина 21 октября, на котором были приняты «Основные направления взаимодействия государства и бизнеса». Документ предполагает участие союза в работе над деталями проинвестиционной госполитики и фиксирует намерения РСПП добиваться возврата с 2023 года налоговой нагрузки на уровень 2020 года и ее стабилизации за счет создания формального механизма обсуждения налоговых изменений с бизнесом. Также интересны РСПП либерализация ряда строительных норм и участие государства в обучении и повышении квалификации персонала.

Протокол №12 бюро правления РСПП, подписанный главой союза Александром Шохиным по итогам встречи с Владимиром Путиным 21 октября, предполагает «совместную работу» с Белым домом над регулированием инвестиционной сферы — включая формирование Фонда фондов (венчурный фонд, финансируемый государством и бизнесом на паритетных условиях, должен заработать уже в этом году). По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, со стороны государства в 2020–2021 годах бюджет вложит в него 14 млрд руб, «а потом будет вкладываться частный бизнес».

Также среди приоритетов инвестполитики — развитие финансовых инструментов для финансирования инвестпроектов с использованием основного инструмента стимулирования инвестиций — соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК).

В вопросах тарифов РСПП намерен добиваться от правительства реального перехода на долгосрочные тарифные решения, в том числе — реализации уже существующих механизмов, например «заключения в 2020 году согласованных ранее контрактов в рамках постановления №1282 от 29 октября 2018 года» (оно отменяет госрегулирование цен на газ Газпрома для производств метанола, предполагается, что долгосрочные контракты поддержат экспорт метилового спирта и помогут выполнить планы Белого дома по наращиванию несырьевого неэнергетического экспорта).

Читайте так же:
Когда банк может изменить условия кредитного договора в одностороннем порядке

В налоговой сфере союз намерен разработать «предложения по возможности стабилизации уровня фискальной нагрузки начиная с 2023 года на уровне 2020 года» и формализовать «механизм обсуждения с предпринимательским сообществом проектов федеральных законов в налоговой сфере». При этом в РСПП намерены добиваться включения в этот периметр как законопроектов, вводящих новые или меняющие ставки действующих налогов, сборов и страховых взносов, так и «иных решений, приводящих к росту фискальной нагрузки».

Впрочем, эти предложения изложены в «Основных направлениях…» довольно расплывчато.

Как отмечает Михаил Орлов, партнер и руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ, «не до конца понятно, что именно предполагается формулой «стабилизация фискальной нагрузки на уровне 2020 года»»: «Например, в этом году перестанет действовать режим ЕНВД и пониженный НДС для внутренних авиаперевозок, и очевидно, что они после 2023-го не вернутся». При этом важно, что стабилизация фискальной нагрузки обсуждается шире — «это не только отсутствие новых налогов и неповышение ставок, но и отказ от изменений, влияющих на налоговое бремя, как отмена налоговых льгот и т. п. Однако помимо налоговых платежей есть и неналоговые, и корректно было бы, чтобы все обязательные платежи и рост административной нагрузки входили бы в вопрос стабилизации налогового бремени: у бизнеса увеличивается отчетность, это тоже надо учитывать»,— говорит эксперт.

Отдельный блок затрагивает кадровые вопросы: так, РСПП предлагает совместно подготовить предложения по временным мерам стимулирования занятости, востребованным из-за введения в РФ противоэпидемических мер.

Среди них, по мнению РСПП, наиболее актуальным был бы механизм софинансирования за счет бюджетных средств корпоративных программ по повышению квалификации и переобучению новых работников — включая обучение, выплату стипендии, компенсацию затрат на аренду жилья для иногородних работников, затрат за обучение во внешних учебных заведениях и на оплату работы наставников.

Кроме того, РСПП намерен добиваться возможности «отмены НДФЛ на выплаты для учеников на период обучения по ученическому договору», сокращения страховых взносов за вновь нанимаемых работников без актуальной профессии и профессионального образования и сокращения списка необходимых для компенсации расходов документов. Отметим, впрочем, что хотя работодатели регулярно выступают с подобными предложениями, до сих пор им не удалось убедить правительство в необходимости такого механизма. Возможно, это связано с небольшим охватом работников такими программами — в целом на рынке труда РФ корпоративное образование охватывает не более 10% трудоспособного населения.

Также союз указывает на необходимость завершить работу над нормативной базой для перехода на электронный документооборот. Электронная трудовая книжка, напомним, постепенно вводится в обращение с начала этого года, электронный кадровый документооборот, напротив, пока существует только в виде эксперимента Минтруда и ряда крупных компаний. Так же РСПП просит при завершении работы над проектами федеральных законов, регулирующих дистанционный и комбинированный формат занятости избежать роста административной нагрузки на работодателей. Сейчас эти инициативы готовятся в Госдуме ко второму чтению.

Читайте так же:
Договор поручения во внешнеэкономической деятельности

Единственный международный вопрос, включенный союзом в план работы с правительством,— это тема введения ЕС трансграничного углеродного налога.

При этом созданный в начале октября профильный комитет РСПП (его возглавил бенефициар СУЭК Андрей Мельниченко; угольная отрасль, напомним — одна из наиболее уязвимых для нового регулирования) добивался включения в «Основные направления» планов по вовлечению правительства РФ фактически в торговую войну с ЕС с введением «ответных» ограничений на европейские инвестиции и импорт.

В итоговом документе эти формулировки были значительно смягчены — пока РСПП готов внести только предложения для формирования переговорной позиции РФ по вопросам углеродного регулирования, хотя ссылка на необходимость «анализа позиций импорта из ЕС, по которым могут быть приняты ответные меры», и «условий инвестиций компаний ЕС на территории РФ» в документ вошла. Однако, как рассказал собеседник “Ъ”, знакомый с обсуждением вопроса, в кулуарах участники отмечали критическую зависимость ряда рынков РФ от импорта из ЕС, бесперспективность противостояния последовательной позиции Еврокомиссии по введению углеродного регулирования и необходимость плавного вхождения России в «зеленую тему».

Взаимодействие государства и бизнеса – в интересах развития системы профобразования России

Взаимодействие государства и бизнеса – в интересах развития системы профобразования России

В Уфе в рамках деловой программы финала IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) прошло пленарное заседание «Эволюция компетенций в экономике развития». Участники мероприятия обсудили способы повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса в интересах развития профессионального образования страны, в том числе в части развития стандартов подготовки кадров.

«Бумажные стандарты уже не работают – работают только те стандарты, за которыми стоят люди, вовлеченные в движение Ворлдскиллс Россия. Наш ключевой актив – это эксперты, которые могут качественно готовить специалистов по тем специальностям, которые нужны сегодня. И важна совместная работа с компаниями-партнерами, – отметил генеральный директор Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) Роберт Уразов. – Например, в 2017 году мы начали работать с компанией “Геоскан”, и сначала тема беспилотников была локальной, игровой, но потом мы увидели, что это новый мейнстрим, огромный рынок и он стремительно развивается. Сегодня важно приблизить источник компетенций к тем людям, которые хотят их получить».

В этом году финальные соревнования национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) проводятся в Уфе. «То, что финал WorldSkills Russia – 2021 проходит в Башкортостане, очень важно для нас, – подчеркнул премьер-министр Республики Башкортостан Андрей Назаров. – Чемпионат оставит нам важное наследие: он будет способствовать популяризации рабочих профессий, а оборудование, которое задействовано на нем, пойдет в колледжи: мы создадим более 100 новых мастерских и на 70 процентов модернизируем существующую базу учебных заведений».

Читайте так же:
Договор дарения как односторонняя сделка

Благодаря национальному проекту «Образование» в стране происходит масштабное обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, реализуются программы повышения квалификации мастеров производственного обучения, модернизируются программы подготовки и переподготовки.

«Бурное развитие профессионального образования налагает на нас серьезную ответственность. Время такое, что только ты остановился – тебя уже обогнали. Умеем ли мы внедрять новое содержание, которое у нас есть, в постоянный образовательный процесс, можем ли быстро менять его»? – поднял вопрос директор Департамента госполитики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.

«Наша экономическая стратегия – профессионалитет, мы ушли от слова «среднее». Предусмотрено много способов сделать систему профессионального образования более гибкой. Например, снизить сроки обучения, формировать содержания образования не от стандарта, а от конструктора компетенций, внедрять гибкие формы хозяйствования колледжей, создавать управляющие компании, изменять стратегию развития», – отметил Неумывакин.

Вице-президент ГК «Геоскан» Павел Степанов перечислил ряд профессий и сфер экономики, где сейчас востребованы опытные специалисты: маркшейдер (горный инженер), специалист по мониторингу выявления утечек на газопроводах, монтажник линий электропередач, специалисты сферы сельского хозяйства. «Тематика передачи знаний от студентов и педагогов школьникам – тот канал, который очень быстро отрабатывает и быстро подтверждает полученные знания и навыки, которые ребята получают в ходе обучения», – подчеркнул Степанов.

Генеральный директор АО «Башкирская содовая компания» Эдуард Давыдов обратил внимание участников и зрителей на важность взаимодействия государства и бизнеса как по развитию профессионального образования, так и в целом по переформатированию социальной сферы с учетом общественных запросов: «Драйверы эволюции компетенций – цифровизация, роботизация, автоматизация. При этом очень важно, чтобы работа предприятия была ориентирована не только на бизнес, но и на людей, на развитие и благоустройство города, в котором эти люди живут. Мы стараемся создать максимально комфортную среду как на предприятии, так и за его пределами, заботимся об экологии, совершенствуем городскую инфраструктуру».

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Бизнес хочет развивать электронное взаимодействие с государством в части обмена данными

По словам участников конференции, в настоящее время такой доступ затруднен из-за регуляторных проблем. Например, в муниципалитетах чиновники часто отказывают бизнесу в предоставлении актуальных адресных данных или сведений о передвижении общественного транспорта. Иногда госструктуры хотят в обмен на данные бесплатный доступ к коммерческим продуктам компании, рассказал руководитель службы проектов по развитию бизнеса «Яндекса» Леван Шаламберидзе. Существует проблема и с оцифровкой государственных данных, что тормозит перевод некоторые государственных и коммерческих услуг в цифровой вид, добавил директор по цифровой идентичности «Ростелеком» Иван Беров. «Скорость цифровизации государства напрямую зависит от качества, консистентности и доступности тех данных, которые необходимы для стимулирования цифровых бизнес-процессов. Сейчас не все данные в государстве оцифрованы, это достаточно большая системная работа, и мы видим инициативу со стороны бизнеса оплачивать эту работу», — отметил Беров.

Читайте так же:
Внести изменения в гкн

При этом граждане уже готовы получать госуслуги через экосистемы и супер-приложения бизнеса, считает руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Тинькофф банк Михаил Быковский. «Бизнесу нужна возможность встраивать любые государственные услуги в экосистему сервисов бизнеса, интегрировать их в самые популярные приложения для смартфонов. Для этого нам нужно разрешение на использование обезличенных данных и государственных данных», — рассказал эксперт.

Заместитель начальника Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра Ольга Саваровская добавила, что международная практика показала эффективность взаимодействия коммерческих и государственных структур в части обмена данными. «Любое раскрытие информации, даже прогноза погоды, ведет к тому, что появляются новые бизнесы и новые сервисы, — подчеркнула Саваровская. — Доступность данных стимулирует экономическую активность в целом и создает дополнительные экономические возможности. Данные должны работать. У них есть огромный потенциал, который сейчас не используется в полной мере».

Участники дискуссии отметили, что речь не идет о покупке государственных данных, идея заключается в финансировании качественных сервисов по предоставлению данных со стороны государства. Представители бизнеса обозначили те запросы на госданные, удовлетворение которых поможет компаниям реализовать качественные и удобные сервисы для граждан в будущем. Также эксперты представили проекты бесшовного перехода из экосистем коммерческих компаний в государственные системы для получения государственных услуг.

Для того чтобы выйти на качественно новый технологический уровень взаимодействия бизнеса и государства, необходимо установить общие правила игры, отметил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олег Качанов. «В данный момент мы вышли на понимание будущей архитектуры взаимодействия с бизнесом в области данных и понимаем насколько важно объединить наши усилия. Надо разработать правила и методологию, определить, каким образом должны готовиться наборы данных, какие будут требования к чистоте и верификации данных, установить требования к деперсонификации данных. В этом мы готовы взаимодействовать с бизнесом», — прокомментировал Качанов.

По итогам конференции эксперты сформулировали резолюцию, которая будет направлена в правительство. «В рамках обсуждения мы выявили несколько основных направлений, по которым нам необходимо усилить совместную работу. Это, во-первых, уровень SLA, во-вторых, проработка экономического механизма взаимодействия бизнеса и государства. Мы считаем, что необходимо разработать дорожную карту по развитию электронного взаимодействия между государством и бизнесом, что и зафиксировали в резолюции по итогам состоявшегося диалога», — рассказала президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector