Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Часто задаваемые вопросы

Вопросы и ответы

Категории воинских званий офицеров определены приказом Министра обороны Российской Федерации.

Направляют ли на военные сборы граждан, пребывающих в запасе и признанных ограниченно годными к военной службе?

В мирное время ограниченно годные к военной службе граждане не подлежат призыву, как на военную службу, так и на военные сборы, а в военное время указанные граждане могут приниматься на должности гражданского персонала или призываться на воинские должности.

Как попасть на военные сборы с гражданами, пребывающими в запасе?

Для подготовки к военной службе граждане могут призываться на военные сборы.

Подготовка граждан на военных сборах осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333 &laquo.

Когда можно будет заключать контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве Вооруженных Сил Российской Федерации?

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва&raquo.

Каков порядок получения военных билетов военнообязанными гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, не подлежат воинскому учету.

Как встать на воинский учет по новому месту жительства?

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан.

Кто считается участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Считаются граждане, выполнявшие работы в зоне отчуждения (30-км зоне) Чернобыльской АЭС.

Как подтвердить персональное участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Подтверждение персонального участия в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в настоящее время имеют право только архивы (перечень архивов указан в приказе Министра обороны Российской Федерации от 19 октября 2012 г. № 3300 &laquo.

Какой продолжительности срок военной службы по призыву и планируется ли изменение?

Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев. Изменение срока военной службы по призыву не планируется.

Можно ли перевести мужа (сына) к новому месту службы вблизи места проживания семьи?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 г. № 791 «О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву» военнослужащие, имеющие детей или больных и пенсионного возраста родителей.

Вопросы и ответы

Имеет ли право на получение воинских перевозочных документов находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет супруга военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в отдаленной местности, сама являющаяся военнослужащей?

Военнослужащим женского пола, которые являются супругами военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Выдаются ли воинские перевозочные документы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, являющимся ветеранами боевых действий, для проезда к месту отпуска продолжительностью 15 суток, предусмотренного п. 5.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»?

В соответствии с п. 12 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» отпуска, предусмотренные пунктами 5.1, 6, 8 — 10 указанной статьи названного федерального закона являются дополнительными.

Выдаются ли воинские перевозочные документы для проезда граждан, поступающих в суворовские военные училища?

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище&raquo.

Читайте так же:
Договор уступки права требования, соглашение об уступке права требования

Выдаются ли воинские перевозочные документы детям и племянникам военнослужащих для проезда к месту погребения военнослужащих?

Военнослужащим и членам их семей социальные гарантии по проезду предоставляются Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, в соответствии с п. 5 статьи 2 и п.

Выплачивается ли страховая сумма членам семей военнослужащих, погибших в период ведения боевых действий на территории Республики Афганистан?

Государственное обязательное личное страхование военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на случай гибели (смерти), ранения (контузии), заболевания.

Мой сын в армии получил травму. Как ему получить страховую сумму?

Жизнь и здоровье военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ &laquo.

На момент увольнения с военной службы военно-врачебной комиссией заболевание определено в формулировке «заболевание, получено в период прохождения военной службы». Положена ли мне выплата единовременного пособия?

Частью 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено.

В 2010 году был уволен с военной службы. В 2012 году впервые установлена инвалидность третьей группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Положена ли мне выплата страховой суммы?

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы.

Был уволен с военной службы по призыву в 2004 году вследствие военной травмы. При увольнении было выплачено единовременное пособие. Положена ли мне выплата единовременного пособия, установленного Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»?

Сообщаем Вам, что на момент прохождения Вами военной службы выплата единовременного пособия осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Увольняюсь с военной службы по контракту в связи с признанием меня военно-врачебной комиссией не годным к военной службе. Положена ли мне выплата страховой суммы?

Жизнь и здоровье военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ &laquo.

Какие выплаты и компенсации положены при увольнении по состоянию здоровья

В каких случаях могут уволить по состоянию здоровья

Возможны ситуации, когда работник не способен трудиться по не зависящим от него обстоятельствам. Одним из таких обстоятельств является состояние здоровья. Поскольку работать на старой должности сотрудник уже не может, возможны два варианта развития событий:

  1. Увольнение.
  2. Перевод на другую должность. Однако если переводить работника некуда (у работодателя просто нет вакансий, которые могли бы подойти подчиненному), то остается единственный выход — увольнение.

Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) предусматривает два основания для увольнения по состоянию здоровья. Первое указано в п. 5 ч. 1 ст. 83. Согласно данной норме трудовой договор прекращается, если сотрудник признан полностью неспособным трудиться на основании медицинского заключения.

Здесь необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, медицинское заключение должно быть выдано в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 14.09.2020 № 972н. В противном случае работника неспособным трудиться признать нельзя. Отметим, что документом, подтверждающим нетрудоспособность, может признаваться справка об инвалидности, что подтверждается судебной практикой (апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 10.06.2015 по делу № 33-3064).

Читайте так же:
Долг в приватбанке что делать

Во-вторых, подп. «ж» п. 7 (раздел III) приложения к приказу Минтруда России «О классификациях…» от 27.08.2019 № 585н закреплены три степени способности сотрудника к труду. Только в случае, если установлена 3-я степень (неспособность трудиться), трудовой договор должен быть прекращен на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Соответственно, при 1-й и 2-й степенях увольнять сотрудника по данному основанию нельзя.

Второе основание для увольнения предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В силу данного пункта трудовой договор прекращается в случае, если сотрудник отказался от перевода на другую должность (на которой он имеет возможность работать) либо у работодателя просто нет подходящих должностей, которые он мог бы предложить работнику.

По каким основаниям можно уволить работника? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и получите полный перечень оснований для увольнения.

Выходное пособие при увольнении по состоянию здоровья

Порядок выплаты выходных пособий и их размеры определены в ст. 178 ТК РФ. Если сотрудник не имеет возможности продолжать трудиться по состоянию здоровья, ему выплачивается выходное пособие, размер которого составляет двухнедельный средний заработок (ч. 3 указанной нормы).

Аналогичная сумма пособия выплачивается в случае, если сотрудник отказался работать на другой предложенной ему должности либо у работодателя нет должностей, которые он мог бы ему предложить.

Размер выходного пособия можно вычислить так: средний дневной заработок необходимо умножить на количество рабочих дней в течение двух недель, последующих за увольнением.

Если сотрудника, состояние здоровья которого не позволяет трудиться на прежней должности, не уволили, а перевели на другую оплачиваемую ниже прежней должность, в силу ст. 182 ТК РФ в течение месяца за ним сохраняется прежний средний заработок.

Если же вред здоровью сотрудника причинен в результате увечья, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей, либо в результате профзаболевания, прежний средний заработок сохраняется за ним до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

ВАЖНО! Коллективным договором или локальным актом могут предусматриваться дополнительные выплаты при увольнении сотрудника по состоянию здоровья.

Выплата заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск

Как и иным категориям сотрудников, при увольнении трудящегося, неспособного работать по состоянию здоровья, работодатель обязан выплатить заработную плату (в полном объеме за весь отработанный период).

Кроме того, обязательна выплата компенсации за неиспользованные дни отпуска. Она выплачивается за все неиспользованные отпуска, соответственно, если у сотрудника не использованы дни дополнительного отпуска, компенсация за них также подлежит выплате.

Компенсация за отпуск рассчитывается по следующей формуле:

Число неиспользованных дней отпуска × средний дневной заработок.

Чтобы посчитать число неиспользованных дней отпуска, необходимо разделить число положенных дней (по общему правилу 28) на 12 месяцев и умножить на разницу между количеством фактически отработанных месяцев и числом использованных дней отпуска.

Выплата всех сумм должна быть произведена в день увольнения. Если между сотрудником и работодателем есть спор о том, какая именно сумма должна выплачиваться, то работнику выдается неоспариваемая сумма.

Итоги

Таким образом, дополнительная выплата при увольнении по состоянию здоровья всего одна — выходное пособие за две недели труда (по средней ставке). Иные дополнительные компенсации и выплаты могут быть предусмотрены локальными актами и коллективными договорами, принятыми у конкретного работодателя.

КС подчеркнул право военных, продолживших службу после получения увечья, на дополнительное пособие

29 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 6 ст. 21 Закона о противодействии терроризму и ч. 15 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат.

Читайте так же:
Кому пожаловаться на завхоза магнита в брянске

Суды поддержали отказ в выплате пособия при увольнении с военной службы

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба бывшего военнослужащего-контрактника Евгения Понкратова. В июле 2013 г. в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе он получил тяжелое ранение, повлекшее инвалидность, и в октябре того же года был признан не годным к военной службе. В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму ему было выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб.

В августе 2014 г. с Понкратовым был заключен новый контракт на 10 лет, однако в декабре 2017 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья на основании подп. «в» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности. При этом в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб., установленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, ему было отказано.

Считая свои права нарушенными, гражданин обратился в военный суд с иском об оспаривании отказа в выплате пособия, однако в удовлетворении требований было отказано. Суд указал, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья истец не имел права на выплату, предусмотренную указанной нормой Закона о денежном довольствии военнослужащих, поскольку ранее он получил единовременное пособие согласно Закону о противодействии терроризму.

Апелляция поддержала данную позицию. При этом суды ссылались на п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8, где отмечается, что при одновременном возникновении нескольких оснований для таких единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию – по выбору получателя.

Не согласившись с позицией судов, Евгений Понкратов обратился в КС. В жалобе он указал, что оспариваемые нормы законов препятствуют лицу, ставшему инвалидом вследствие боевого ранения и продолжившему после этого военную службу, получить разницу между суммами пособия, выплачиваемого при увольнении со службы вследствие военной травмы и выплаченного непосредственно после получения увечья.

Позиция Конституционного Суда

Рассмотрев материалы дела, КС указал, что участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом предполагает исполнение обязанностей военной службы в особых, экстремальных условиях, сопряженных с повышенной опасностью и значительным риском для военнослужащего. Участники борьбы с терроризмом, получившие военную травму, повлекшую невозможность исполнения ими своих обязанностей, имеют право на получение единовременных пособий, установленных в отношении госслужащих, в более высоком размере.

Оспариваемые законоположения, отметил Суд, не противоречат Конституции РФ, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда исключить повторное представление однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по месту и значению не могут рассматриваться как однородные, – в частности, единовременного пособия.

Вместе с тем, как указано в постановлении, оспариваемые нормы не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям. В результате на практике при увольнении с военной службы лиц, получивших инвалидность в борьбе с терроризмом, допускается отказ в предоставлении единовременного пособия, закрепленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, тем, кто ранее получил единовременное пособие, установленное ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму.

Это, полагает высшая судебная инстанция, препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненному здоровью военных, и их социальной защите, и приводит к необоснованному ограничению их права на соцобеспечение. Тем самым военные, участвовавшие в борьбе с терроризмом, при увольнении со службы по состоянию здоровья (вследствие военной травмы), ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих.

Таким образом, оспариваемые положения не соответствуют Конституции в той мере, в которой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу, получившему военную травму при борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий.

Читайте так же:
Доверенность на представление интересов физического лица аренду

В этой связи КС признал правоприменительные решения в отношении заявителя подлежащими пересмотру и указал на необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование.

Особое мнение судьи

В документе также приведено особое мнение судьи КС Сергея Казанцева, в котором он пояснил, почему не в полной мере разделяет аргументацию и некоторые правовые позиции, изложенные в постановлении.

Судья отметил, что особенность данного дела в том, что основания для получения единовременных пособий возникли у заявителя не одновременно, а последовательно, в разное время: в 2014 г. он получил право только на пособие в 300 тыс. руб., а право на пособие в 2 млн руб. возникло в 2017 г. в связи с увольнением по состоянию здоровья.

Подчеркивается, что выплата лицу, получившему увечье и инвалидность, первого пособия не связана с фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Указанная норма Закона о противодействии терроризму не исключает права на получение данного пособия в случае продолжения лицом военной службы после получения увечья.

В этой связи, указал Сергей Казанцев, если лицо, получившее увечье и инвалидность в ходе борьбы с терроризмом, заключило контракт на дальнейшее прохождение военной службы и не было уволено, ему должно быть выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб. После получения такого пособия права на получение иного единовременного пособия не возникает, что и было признано нижестоящими судами. При этом судья обратил внимание, что у заявителя, в отличие от большинства военных, прекращающих военную службу после получения увечья, на момент приобретения права на получения единовременного пособия в 300 тыс. руб. не было права выбора основания для получения пособия в 2 млн руб., поскольку он продолжал службу, будучи инвалидом.

Такой подход судов, указал он, основан на признании данных видов единовременных пособий однородными согласно постановлению ВС № 8. Однако, по словам Сергея Казанцева, следует обратить внимание, что важным условием применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям является одновременность возникновения последних.

Комментарии экспертов «АГ»

Комментируя позицию КС, адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова отметила, что постановление призвано поставить точку в противостоянии между военными, лишившимися возможности продолжить службу, и судебными инстанциями. «Таких споров было много, – пояснила она. – Очень хочется надеяться, что постановление станет основополагающим документом, четко разъясняющим применение отдельных статей законов в части начисления выплат за травмы, полученные при исполнении военной службы».

Особое мнение судьи Казанцева, полагает адвокат, по сути, дополняет постановление, детализируя отдельные аспекты дела, что, несомненно, должно быть принято судами в качестве правовой помощи при разрешении подобных споров.

Эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия этого судебного акта, поскольку предыдущие разъяснения, в том числе Постановление КС от 19 мая 2014 г. № 15-П, не отвечали на все вопросы, возникающие при рассмотрении аналогичных дел.

По мнению юриста правозащитной НКО «Солдатские матери Санкт-Петербурга», стажера адвоката АП г. Санкт-Петербурга Александра Передрука, вопросы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих регулярно возникают на орбите конституционного правосудия, в том числе с точки зрения одновременного получения социальных выплат. К примеру, в 2015 г. КС признал не соответствующими Конституции положения Закона о полиции, запрещавшие полицейским, вышедшим на пенсию, параллельно получать выплаты, связанные с инвалидностью, а также за выслугу лет (Постановление № 1-П/2015).

Читайте так же:
Документы для смены фамилии после замужества

В рассматриваемом деле, отметил эксперт, КС последовал собственной практике о необходимости учитывать правовую природу и целевое предназначение социальных выплат. «Сергей Казанцев справедливо обратил внимание на важное условие применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям – одновременность возникновения указанных оснований, тем самым в некотором смысле расширив аргументацию», – пояснил он.

В заключение Александр Передрук добавил, что невозможно не согласиться с тем, что государство должно исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина в период прохождения военной службы, что фактически подтвердил КС.

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в данном постановлении Конституционный Суд вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция Сергея Казанцева представляется более правильной. «Военнослужащий получил увечье (и инвалидность) при проведении контртеррористической операции, вследствие чего ему была выплачена компенсация вреда, предусмотренная ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму. В дальнейшем он продолжил военную службу и через некоторое время был уволен по состоянию здоровья, – пояснил эксперт. – В такой ситуации он имел право получить и другую компенсацию (единовременное пособие), предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих. Она выплачивается при увольнении со службы в связи с признанием лица не годным к ней вследствие военной травмы – вне зависимости от того, получена травма в рамках контртеррористической операции или нет».

Эксперт добавил, что право на эти компенсации у заявителя возникло в разное время и он физически был лишен возможности выбирать, какую из них получать. «Поэтому он, после того как суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении требований, и обратился в КС, – отметил Константин Маркин, – Однако Суд расширил рамки возможных ситуаций и пришел к выводу, что, по сути, в любой ситуации оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции в той мере, в какой исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму в борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий».

Для гражданина, получившего такую травму, этот подход КС, конечно, предпочтительнее, отметил адвокат: «Ничто не заменит утраченное здоровье, но получить два пособия безусловно лучше, чем одно».

По мнению адвоката, данное постановление обусловлено еще и духом времени. «В настоящее время власть поддерживает военнослужащих, а борьба с терроризмом – одна из первостепенных задач. Поскольку сейчас не так много похожих ситуаций (да и не все обращаются в суды за защитой своих прав), нагрузка на бюджет не будет слишком большой для таких выплат», – полагает он.

Константин Маркин выразил надежду, что суды при разрешении споров о выплате таких пособий теперь будут руководствоваться данным постановлением. «Но не исключаю, что они будут учитывать и особое мнение судьи Казанцева, полагающего, что получить оба пособия возможно только в случае возникновения права на них в разное время, – пояснил он. – Поэтому до внесения изменения в законодательные акты судебная практика может складываться и таким образом, что суды будут считать – в случае получения увечья (и инвалидности) и признания негодным к военной службе с последующим увольнением лицо имеет право только на получение одного из этих двух пособий (по выбору). Когда будут внесены изменения в законодательство, сказать сложно. Надеюсь, относительно быстро».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector