Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внутренний контроль и внутренний аудит

Внутренний контроль и внутренний аудит

ПО ЗАКОНУ

7 МИН

Как провести внутренний аудит

Задача внутреннего аудита — предугадать финансовые риски и повысить эффективность менеджмента. Разбираемся, как проверить работу собственной компании.

Что такое внутренний аудит компании

Внутренний аудит — это форма контроля деятельности организации изнутри. Процедура помогает руководству проверять финансовое состояние бизнеса и достоверность отчётности. Главная цель внутреннего аудита — выявить риски и усовершенствовать процессы после консультации аудитора.

В ходе аудита решаются следующие задачи:

  • определить уровень эффективности работы подразделений;
  • оценить риски и разработать предложения по их умению;
  • проконтролировать соблюдение стандартов и принципов корпоративного управления.

По закону все предприятия должны проводить общий внутренний контроль или, проще говоря, проверку хозяйственной деятельности. Процедуру и итоги проверки компания обязана регламентировать самостоятельно, но строгих требований в законе нет, ответственности за нарушение не предусмотрено.

Ч. 1 ст.19 402-ФЗ
П. 17 ч. 4 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013
П. 2 ч. 1 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013

Каким бывает внутренний аудит

Существует несколько видов внутреннего аудита. У каждого из них свои функции.

1

Операционный

Это контроль бизнес-процессов компании: эффективности работы подразделений, выполнения бизнес-планов, смет, политики управления и т. д.

1

Финансовый

Проверка системы бухгалтерского учёта и достоверности отчётности. Основная цель — оценить эффективность расходования средств компании и выявить риски.

1

Криминальный

Контроль рисков, связанных с нарушением норм законодательства. В первую очередь инспектируются налоговый учёт и платежи.

1

Аудит соответствия

Позволяет проверить, соблюдаются ли законы, нормы регулирования, отраслевые кодексы, корпоративная политика.

1

Экологический аудит

Его цель — проверить, выполняет ли компания требования по защите окружающей среды. Например, не превышен ли уровень вредных выбросов.

1

Аудит информационных технологий

Контроль безопасности информационных систем организации и эффективности процессов управления в области IT.

С чего начинается внутренний аудит

Согласно информации Минфина, положения о внутреннем контроле являются частью учредительных документов. В них прописывается общая процедура проверки. Детали проведения аудита индивидуальны для каждой организации и зависят от её структуры, масштабов, документооборота.

П. 11 ч. 3 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013

Проверка должна проходить на основании приказа руководителя, который содержит следующее:

  • даты проведения проверки;
  • кто проводит аудит;
  • условия для проведения внутреннего аудита;
  • способ контроля работы аудитора.

Факторы эффективной проверки

Важное условие — независимость и непредвзятость тех, кто проводит внутренний аудит. Нежелательно, чтобы в процедуре участвовали, например, сотрудники бухгалтерии, поскольку финансовая отчётность — один из главных объектов проверки.

Закон никак не регламентирует, кто именно должен проводить внутренний аудит. При этом Министерство финансов рекомендует несколько вариантов: например, аудитором может быть действующая комиссия из компетентных сотрудников, сам руководитель, если предприятие маленькое, а в больших компаниях — специально созданное для этого подразделение. Допустимо также приглашать внешних консультантов.

Сроки и частота проверки устанавливается руководителем. Проводить аудит можно как угодно часто. Эффективным считается аудит бухгалтерской отчётности и налоговых выплат раз в квартал, средняя продолжительность процедуры — 3–4 недели. Если для проверки нанимается аудиторская компания, сроки прописываются в договоре.

Как проводится внутренний аудит организации

Первый этап — планирование, для проверяющих готовят методологические документы. Они должны описывать:

  • цели и объекты внутреннего аудита предприятия;
  • процедуру контроля;
  • распределение обязанностей и функции внутренних или приглашённых аудиторов;
  • требования к оформляемым документам;
  • критерии оценки результатов контроля.

Перед каждой проверкой составляется чек-лист. Он включает в себя предмет и метод проверки, сроки, контрольные вопросы, план выборочных бесед с работниками, результаты проверки и комментарии проверяющих.

Второй этап — открытие аудита, ответственные рассказывают сотрудникам о ходе предстоящей проверки и отвечают на вопросы. После этого начинается процедура по установленному заранее чек-листу.

Третий этап — подведение итогов и написание аудиторского отчёта. Результат внутренней проверки, как правило, получает владелец бизнеса или генеральный директор.

Аудиторское заключение должно содержать следующую информацию:

  • название и реквизиты проверяемой организации;
  • сведения об аудиторе;
  • описание предмета проверки (например, перечень отчётности с указанием периода, за который она составлена);
  • сведения о работе, которую проделал аудитор;
  • описание найденных нарушений;
  • указание на документ или бизнес-процесс, в котором обнаружено нарушение;
  • ссылки на документ, регламентирующий вопрос;
  • перечисление всех возможных санкций за обнаруженные нарушения;
  • список мер для устранения нарушений.
Читайте так же:
Когда приходит налог на новую квартиру

Согласно Международному стандарту аудита , проверяющий должен сообщить руководству организации о нарушениях и согласовать сроки их устранения.

При этом по итогам финансовой проверки аудиторская организация или индивидуальный аудитор обязаны уведомить уполномоченные органы, если заподозрили проверяемую компанию в отмывании денег, а Федеральная налоговая служба имеет право потребовать у аудитора предоставить информацию, которую тот получил в ходе проверки.

Внутренний аудит и внутренний контроль — есть ли разница

Чем отличается внутренний аудит от внутреннего контроля

Понятия внутреннего аудита и внутреннего контроля неравнозначны и несут в себе разную смысловую нагрузку. Определение внутреннего аудита следует из положений международного стандарта аудита 610, который является действующим правовым актом на территории России в силу требований приказа Минфина «О введении…» от 09.01.2019 № 2н. Внутренний аудит — это деятельность по обеспечению уверенности при принятии хозяйственных и финансовых решений и оказанию консультативной помощи руководящим органам по оценке процессов корпоративного управления, повышению их действенности, управлению рисками.

Определение же внутреннего контроля можно вывести из положений ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и письма Минфина России № П-11/2013 (без даты). Согласно данным нормам, это вид деятельности, при котором хозяйствующий субъект контролирует совершаемые факты хозяйственной жизнедеятельности организации. Внутренний контроль обеспечивает эффективность и результативность деятельности компании, достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства.

Таким образом, понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита можно разграничить как общее и частное, т. е. первое включает в себя второе.

Отдельными законами закреплены правила внутреннего контроля в Росатоме, Росавтодоре и других государственных компаниях и корпорациях. О правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ рассказано в другой нашей статье.

Внутренний контроль: кем проводится и что проверяют

В целях унификации порядка организации и проведения внутреннего контроля Министерством финансов РФ было сформировано указанное выше письмо № ПЗ-11/2013 с соответствующими рекомендациями для тех организаций, правила осуществления внутреннего контроля в которых не урегулированы отдельным законом.

В частности, в п. 3 письма определяются направления осуществления внутреннего контроля:

  1. Контроль соблюдения применимого законодательства, в том числе при ведении бухгалтерского учета.
  2. Оценка эффективности и результативности деятельности компании, что выражается в сохранности имеющихся активов, достижении плановых показателей, увеличение оборота и т. п.
  3. Изучение достоверности сдаваемой бухгалтерской и иной отчетности, а также своевременности ее представления в соответствующие органы и учреждения.

Текст же п. 18.1 письма указывает, кто может выступать субъектом внутреннего контроля:

  • руководитель организации, ее коллегиальные исполнительные органы и иные управленческие структуры;
  • ревизор или ревизионная комиссия;
  • главный бухгалтер, руководитель компании или иное должностное лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, его проверку и достоверность;
  • внутренний аудитор или соответствующая служба (специально создаваемое структурное подразделение);
  • иное должностное лицо, в полномочия которого входит осуществление внутреннего контроля.

Обязательность проведения, как одно из основных отличий внутреннего аудита от внутреннего контроля

Рассказывая, чем отличается внутренний контроль от внутреннего аудита, нельзя обойти и положения ст. 19 закона № 402. Исходя из этой нормы:

  • внутренний контроль должен быть организован всеми без исключения экономическими субъектами;
  • внутренний аудит — лишь теми, которые специально оговорены в законодательстве или самостоятельно приняли такое решение на основании собственных потребностей. Однако так было до 2021 года. С 1 января 2021 года внутренний аудит стал обязательным для публичных компаний. Организовать внутренний аудит должен совет директоров (наблюдательный совет) общества. Для этого требуется создать комитет по аудиту, утвердить внутренние документы по его организации, а также назначить ответственное структурное подразделение или должностное лицо.

В частности, закон «О публично-правовых компаниях…» от 03.07.2016 № 236-ФЗ в ч. 6 ст. 16 предусматривает, что для обеспечения достаточного уровня надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности публично-правовой компании в ее структуре должно быть создано подразделение внутреннего аудита.

Читайте так же:
Во сне украли золото: толкование сновидения

Таким образом, внутренний аудит проводится в рамках внутреннего контроля, являясь составной частью данной процедуры. Аудит – более узкое понятие.

Разница между внутренним аудитом и внутренним контролем

В государственных организациях, а также в некоторых частных фирмах в силу требований закона должны проводиться такие мероприятия, как внутренний аудит и внутренний контроль. Что они представляют собой?

Что такое внутренний контроль?

Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.

Можно отметить, что процедура, о которой идет речь, в государственных организациях официально именуется «внутренним финансовым контролем». То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.

Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний контроль в государственных организациях — это процедура, которую должен осуществлять главный распорядитель бюджетных средств. То есть центральный аппарат того или иного ведомства, работающий на федеральном уровне, в Москве. Внутренний контроль в трактовке российского законодателя — это проверка деятельности бюджетного учреждения на предмет:

  • соблюдения используемых учреждением стандартов и норм исполнения бюджета;
  • следования правилам формирования финансовой отчетности, ведения учета;
  • эффективного расходования бюджетных средств.

Кроме того, внутренний контроль в государственных организациях предполагает разработку главным распорядителем мер, направленных на повышение качества управления финансами в подведомственных государственных организациях.

Каковы особенности внутреннего контроля в частных фирмах? Прежде всего, стоит сказать о том, что в общем случае данные организации проводят подобную процедуру добровольно. Есть только отдельные категории частных фирм, которые обязательно должны осуществлять внутренний контроль — равно как и аудит.

В числе негосударственных компаний, которым следует по закону проводить рассматриваемые мероприятия, — корпорации, организующие торги на фондовых биржах. Данные фирмы обязаны проводить внутренний и внешний контроль в соответствии с положениями ФЗ № 325 от 21.11.2011 года.

Под внутренним контролем в трейдинговых фирмах законодатель понимает проверки, которые направлены на оценку соответствия деятельности биржи или торговой системы требованиям законодательства, а также положениям учредительных документов. Для проведения соответствующей процедуры финансовая компания должна назначить контролера либо учредить специализированное структурное подразделение.

Безусловно, понимание внутреннего контроля в тех частных фирмах, в которых его проведение необязательно, может отличаться от трактовки, которой следует придерживаться трейдинговым компаниям.

Что такое внутренний аудит?

Внутренний аудит, как и контроль, является обязательной процедурой для государственных учреждений. Его сущность также отражена в положениях ст. 160.2-1 БК РФ. В данном источнике права указано, что внутренний аудит представляет собой:

  • проверки, которые направлены на оценку надежности осуществления внутреннего контроля;
  • выработку рекомендаций, необходимых для повышения эффективности соответствующего контроля;
  • проверки, направленные на оценку достоверности отчетности и качества ведения учета;
  • выработку предложений, направленных на повышение эффективности освоения государственных средств.

В частных фирмах, как мы отметили выше, внутренний аудит в общем случае необязателен. Но те же трейдинговые компании (в соответствии с ФЗ № 325) должны его проводить. Правда, в данном федеральном законе не раскрывается сущность внутреннего аудита. Указано только, что для его проведения финансовая компания, по аналогии с организацией контроля, должна назначить внутреннего аудитора либо учредить отдельное специализированное структурное подразделение.

Но если исходить из правовой аналогии с положениями БК РФ, то допустимо предположить, что внутренний аудит в частных компаниях, как и в государственных, может представлять собой проверки, направленные на оценку надежности внутреннего контроля, достоверности отчетности и качества учета, а также выработку рекомендаций и предложений в области финансовой политики трейдинговой компании.

Сравнение

Очевидно, что внутренний контроль и внутренний аудит как в государственных организациях, так и в частных компаниях — это процедуры, которые дополняют друг друга. Но есть принципиальное отличие внутреннего аудита от внутреннего контроля. Первая процедура направлена на обнаружение ошибок в хозяйственных операциях, в составлении отчетных и иных документов. В свою очередь, внутренний аудит — это, прежде всего, оценка серьезности обнаруженных ошибок и выработка рекомендаций по их устранению. Кроме того, внутренний аудит позволяет также проанализировать эффективность контроля.

Читайте так же:
За какую сумму долга могут арестовать автомобиль?

Определив то, в чем разница между внутренним аудитом и внутренним контролем, отобразим основные ее критерии в небольшой таблице.

Organizational basis for the formation of the internal control and audit system

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты организации системы внутреннего контроля (СВК) предприятия. Приведены основополагающие нормативные акты, регламентирующие СВК. Систематизированы отличия понятий внутреннего контроля и внутреннего аудита. Уточнена сущность внутреннего контроля и аудита.

Abstract: The article discusses the main aspects of the organization of the internal control system (ICS) of the enterprise. The basic normative acts regulating the ICS are given. The differences between the concepts of internal control and internal audit are systematized. Clarified the essence of internal control and audit.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, внутренний аудит, стандарты

Keywords: internal control system, internal audit, standards

Новые экономические взаимоотношения, характеризующиеся расширением сферы влияния, разделением труда и кооперацией, дифференциацией и интеграцией труда обуславливают повышение интенсивности управленческой деятельности и необходимость постоянного совершенствования применяемых методов и приемов в сфере менеджмента. Таким образом, одной из важных функций менеджмента является внутренний контроль.

Стратегия эффективного внутреннего контроля в деятельности предприятия является одним из факторов стабилизации экономики и на основе этого совершенствования управления.

Сегодня, в условиях нестабильных экономических явлений для предприятия, наиболее подверженного вероятности хозяйственного кризиса или даже банкротства, организация внутреннего контроля и аудита актуальна и необходима.

Целью исследования является совершенствование системы внутреннего контроля и аудита, посредством оценки их теоретических и методологических аспектов, реализация возможности разработки организационных и методических положений для хозяйственной деятельности предприятия.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

— исследовать внутренний контроль и аудит, как функцию управления в коммерческих организациях;

— изучить научные подходы к определению экономической сущности внутреннего контроля и аудита;

— охарактеризовать нормативное обеспечение системы внутреннего контроля;

— установить взаимосвязь и различия в системе внутреннего контроля и аудита;

— обозначить проблемы реализации требований к системе внутреннего контроля в рамках корпоративного управления в российских компаниях;

-обозначить перспективы развития внутреннего контроля и аудита.

Объект исследования – внутренний контроль и аудит коммерческих организаций.

Предмет исследования – взаимосвязь и различия в системе внутреннего контроля и аудита.

Нормативную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, законодательство субъектов РФ, а также международные стандарты аудита и другие нормативные акты.

Проблематике внутреннего аудита и внутреннего контроля свои труды посвятили следующие ученые: Р. А. Алборов, В. Д. Андреев, К. Б. Ахмеджанов, А. С. Бакаев, И. А. Белобжецкий, Э. Биримкулов, К. Биримкулова, С. М. Бычкова, А. М. Богомолов, М. В. Борисенко, В. В. Бурцев, Г. Л. Вознюк, Е. И. Волошина, Л.В. Донцова, В. Г. Жила, Н.С. Пласкова, Н.А. Проданова, А. С. Пантелеев, В. П. Пантелеев, Г. О. Партин, П. Г. Пономаренко, А. Ж. Пшеничная, О. Ретюнских, Дж. Робертсон, К. С. Саенко, М. Ф. Сафонова, В. П. Суйц, Л. А. Сухарева, А. А. Терехов, Г. Г. Титова, Т. В. Фомина, Дж. Фостер, Ч. Т. Хорнгрен, Е. Я. Чикунова, О. И. Швырева, А.А. Шпиг, М. Я. Штейнман, А. Ялбулганов и другие.

В наши дни перед хозяйствующими субъектами все острее встает вопрос совершенствования систем внутреннего контроля (СВК), отвечающих передовым стандартам. Становится очевидным, что в последнее десятилетие требования, предъявляемые обществом к качеству бизнеса и достоверности раскрываемой информации, возросли. В условиях мирового кризиса правительства всех стран существенно ужесточили законодательство в области контроля за деятельностью крупных компаний. С одной стороны, данная ситуация оправдывает ожидания общественности и позволяет внедрить новые правила во время спада и рецессии, когда в отраслях остались наиболее эффективные и стабильные игроки, с другой – дополнительная нагрузка на них может существенно затянуть период возврата к докризисному уровню экономики.

Читайте так же:
Закон о незаконной торговли крепким алкоголем

Можно привести некоторые законодательные акты, касающиеся способов проверки или организации внутреннего контроля в широком смысле:

Согласно требованиям статьи 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. (в ред. от 26.07.2019г) организации обязаны осуществлять контроль фактов хозяйственной жизни.

Регламентирующие акты в государственном и негосударственном секторе отличаются. Внутренний контроль в негосударственном секторе ориентируется на МСА, действующие Федеральные законы и нормативные акты, разрабатываются внутренние регламенты.

Стандарт внешнего государственного аудита (контроля), регламентирующий проверку и анализ эффективности внутреннего финансового аудита СГА № 311 от 10.07.2015 г., заключает в себе принципы ИНТОСАИ: ISSAI 1 «Лимская декларация руководящих принципов аудита», ISSAI 1610 «Использование в работе результатов деятельности внутренних аудиторов», INTOSAI GOV 9140 «Независимость внутреннего аудита в государственном секторе», INTOSAI GOV 9150 «Координация и сотрудничество между высшими органами аудита и внутренними аудиторами в государственном секторе», а также нормативы Счетной палаты РФ.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ начиная с 01.01.2020 внутренний финансовый аудит (далее – ВФА) осуществляет в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином.

Приказ Росимущества от 04.07.2014 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации» подробно описывает методику организации внутреннего аудита и его взаимодействие с внутренним контролем.

Письмо Министерства финансов РФ от 25.12.2013 № 07-04-15/57289 — в данном письме Минфином России даются рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, данные рекомендации достаточно полно описывают структуру внутреннего контроля и содержат общие рекомендации для постановки СВК в соответствии с законом о бухгалтерском учете.

Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. обязывает определенные хозяйствующие субъекты дополнительно осуществлять мероприятия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, хотя и не регламентирует их. Данный закон считается началом российского законодательства в области комплаенса, т.е. соответствия внутренних стандартов организации нормативному регулированию.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г. №273-ФЗ устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Все вышеперечисленные нормативные документы обязывают хозяйствующие субъекты в той или иной мере контролировать соответствие собственных уставных документов, политик и действий на рынке с вступившими в силу нормативными актами. Тем не менее однозначного пояснения какими способами организации должны осуществлять данный контроль нет [].

Для толкования понятий внутренний контроль и внутренний аудит, мы считаем необходимым определить их границы в контрольной деятельности предприятия, а также разграничить их для эффективности осуществления контрольной деятельности предприятия (табл. 1).

Различия между внутренним аудитом и внутренним контролем

ПризнакВнутренний аудитВнутренний контроль
ЗадачаПроверка достоверности финансовой отчетностиКонтроль за осуществлением хозяйственной деятельности предприятия с точки зрения законности, целесообразности, достоверности
ФункцииКонтроль, анализ финансовой отчетностиКонтроль, анализ хозяйственной деятельности предприятия
ОбъектФинансовая отчетность дочернего предприятияХозяйственная деятельность предприятия
СубъектСлужба внутреннего аудитаРуководители структурных подразделений
ОриентацияИнтересы собственникаНа нужды руководителя для принятия управленческих решений
ЗависимостьНезависимый от руководителя предприятияЗависит от задач руководителя предприятия
Характер осуществленияПоследующий контроль деятельности предприятияТекущий контроль хозяйственной деятельности предприятия
РегламентацияРегламентирован внутренними документамиНе регламентирован никакими внутренними документами
Наличие рискаАудиторский рискНет
ОтчетОтчет перед собственникамиОтчетность перед руководителем

Как видим из табл. 1, между внутренним аудитом и внутренним контролем есть принципиальная разница, что, прежде всего, обусловлено спецификой их объектов и характеру осуществления.

Читайте так же:
Договор ответственного хранения транспортного средства между юр лицами

Исходя из характеристик, приведенных в табл. 1, можем сказать, что внутренний аудит – это невидимая система, особенностью которой является осуществление текущего контроля за осуществлением отдельных процессов их руководителями на предприятии.

В отличие от внутреннего контроля внутренний аудит – это реально организованная система, в рамках которой работают работники соответствующей специализации. Еще одной характерной чертой внутреннего аудита является следующий контроль за деятельностью предприятия путем проведения аудита финансовой отчетности.

Также внутренний аудит ориентирован на интересы собственников, то есть на обеспечение собственников достоверной информацией относительно финансово-имущественного состояния предприятия.

Кроме того, если осуществление внутреннего аудита регламентировано внутренними документами (положение о службе внутреннего аудита, должностная инструкция внутреннего аудитора и т. п), осуществление внутреннего контроля является частью должностных обязанностей руководителей структурных подразделений.

Вместе с тем следует отметить, что внутренний аудит и внутренний контроль являются связанными между собой, поскольку от эффективности осуществления внутреннего контроля на предприятии зависит уровень показателей, которые предоставит служба внутреннего аудита: если на предприятии внутренний контроль поставлен на высоком уровне, то при осуществления проверок службой внутреннего аудита будет найдено меньше ошибок и недостатков в деятельности предприятия, что прямо пропорционально влияет на дальнейшее функционирование предприятия.

На основе осуществленного анализа систем внутреннего аудита и внутреннего контроля можем дать трактовку понятиям внутренний аудита и внутренний контроль.

Итак, под внутренним аудитом мы понимаем систему осуществления проверок независимым органом (службой внутреннего аудита), организованную на предприятии с целью обеспечения его эффективного функционирования путем оценки, анализа и контроля деятельности предприятия и управленческого персонала в частности и соблюдение установленного режима или политики ведения бухгалтерского учета в результате проверки достоверности составленной финансовой отчетности.

В своем определении мы акцентируем внимание на том, что целью внутреннего аудита является не просто предоставление заключения о достоверности составленной отчетности, но и оценка (определение степени эффективности деятельности предприятия), анализ (определение факторов, которые негативно влияют на деятельность предприятия) и контроль (разработка обоснованных рекомендаций и контроль за их соблюдением управленческим персоналом) деятельности предприятия. Следует отметить, что в работе службы внутреннего аудита необходимым является анализ деятельности управленческого персонала для оказания выводу владельцам предприятия относительно того насколько решение управленческого персонала положительно влияют на деятельность предприятия.

Вполне логично, что собственников предприятия интересует потенциал развития предприятия. Информация, которая характеризует данный показатель, содержится в основном в данных бухгалтерского учета, поэтому считаем целесообразным осуществлять именно контроль за достоверностью и законностью ведения бухгалтерского учета на предприятии, поскольку от правильного и своевременного отражения операций на счетах бухгалтерского учета зависит не только финансово-имущественное состояние предприятия, но и суммы штрафов, наложенных на предприятие в результате несвоевременного расчета по долгам перед контрагентами, государством и тому подобное.

Итак, можем сказать, что сегодня внутренний аудит является системой с оценки состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии.

Под внутренним контролем следует понимать систему деятельности отдельных работников предприятия, направленную на обеспечение сохранности его активов и имущества.

На наш взгляд, данные трактовки внутреннего аудита и внутреннего контроля являются полными, отражают сущность каждого и показывают место внутреннего аудита и внутреннего контроля в системе контрольной деятельности предприятия.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами:

– определено, что отечественные ученые отождествляют внутренний аудит и внутренний контроль, что является абсолютно неверным, поскольку у них разная сфера деятельности, а у работников, занятых во внутреннем аудита и внутреннем контроле – различные полномочия и компетенция;

– выяснена сущность и задачи внутреннего аудита;

– осуществлено разграничение внутреннего аудита и внутреннего контроля в контрольной деятельности предприятий, в результате чего определено, что на практике целесообразнее применять понятие внутренний аудит по отношению к проверке хозяйственной деятельности предприятия, а не внутренний контроль.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector