Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды доходов при определении налоговой базы ндфл

Виды доходов при определении налоговой базы ндфл

Российский бухгалтер, N 8, 2017 год
Рубрика: Налоговый практикум
Татьяна Межуева,
эксперт журнала

НДФЛ: инвестиционный налоговый вычет

В 2015 году в законодательстве России появились нормы, дающие право гражданам получать инвестиционные налоговые вычеты, в том числе с использованием индивидуальных инвестиционных счетов. Инвестиционный налоговый вычет — это гарантированная законодательством РФ привилегия, пользование которой может заключаться в возможности получать 13% от капитала, размещаемого на ИИС в течение года, получить 13% от инвестиционной прибыли на индивидуальном инвестиционном счете по истечении 3-летнего договора с брокером на ведение индивидуального инвестиционного счета, а также законной неуплаты налога в размере 13% от инвестиционной прибыли, полученной от продаж ценных бумаг.

Порядок предоставления инвестиционного налогового вычета по НДФЛ регламентируются нормами ст.219.1 Налогового кодекса РФ, которая введена в действие Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 420-ФЗ.

Так в соответствии с п.3 ст.210 Налогового кодекса РФ, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, установленная п.1 ст.224 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

В соответствии с п.1 ст.219.1 Налогового кодекса РФ, инвестиционные налоговые вычеты могут быть предоставлены при определении налоговой базы в соответствии со ст.214.1 и 214.9 Налогового кодекса РФ. Таким образом, инвестиционный налоговый вычет можно получить при налогообложении операций с ценными бумагами, а также по операциям на индивидуальном инвестиционном счете.

Нормами ст.214.1 Налогового кодекса РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами. При определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по следующим операциям:

1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

3) с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке;

4) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с производными финансовыми инструментами, перечисленных в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта;

5) с производными финансовыми инструментами и иными инструментами, которые предусмотрены п.1 ст.4.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее — Закон N 39-ФЗ).

При этом отнесение ценных бумаг и производных финансовых инструментов к обращающимся и не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг осуществляется на дату реализации ценной бумаги, производного финансового инструмента, включая получение суммы вариационной маржи и премии по контрактам.

Порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам устанавливается законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранных государств.

К ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, относятся:

1) ценные бумаги, допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже;

2) инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании;

3) ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к торгам на иностранных фондовых биржах.

Ценные бумаги, за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании, относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, если по ним рассчитывается рыночная котировка ценной бумаги. Под рыночной котировкой ценной бумаги понимается:

1) средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение одного торгового дня через российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, — для ценных бумаг, допущенных к торгам такого организатора торговли на рынке ценных бумаг, на фондовой бирже;

2) цена закрытия по ценной бумаге, рассчитываемая иностранной фондовой биржей по сделкам, совершенным в течение одного торгового дня через такую биржу, — для ценных бумаг, допущенных к торгам на иностранной фондовой бирже.

При отсутствии информации о средневзвешенной цене ценной бумаги у российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу (цене закрытия по ценной бумаге, рассчитываемой иностранной фондовой биржей), на дату ее реализации рыночной котировкой признается средневзвешенная цена (цена закрытия), сложившаяся на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились хотя бы один раз в течение последних трех месяцев.

Производным финансовым инструментом признается договор, отвечающий требованиям Закона N 39-ФЗ. Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Центральным банком Российской Федерации (Указание Банка России от 16 февраля 2015 г. N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов") в соответствии с Законом N 39-ФЗ.

Отнесение производных финансовых инструментов к обращающимся на организованном рынке осуществляется в соответствии с требованиями, установленными п.3 ст.301 Налогового кодекса РФ. При этом к производным финансовым инструментам, не обращающимся на организованном рынке, относятся опционные контракты, не обращающиеся на организованном рынке.

Ценные бумаги также признаются реализованными (приобретенными) в случае прекращения обязательств налогоплательщика передать (принять) соответствующие ценные бумаги зачетом встречных однородных требований, в том числе при осуществлении клиринга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:
Кто имеет право на налоговый вычет 2022

Однородными признаются требования по передаче имеющих одинаковый объем прав ценных бумаг одного эмитента, одного вида, одной категории (типа) или одного паевого инвестиционного фонда (для инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов).

При этом зачет встречных однородных требований должен в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждаться документами о прекращении обязательств по передаче (принятию) ценных бумаг, в том числе отчетами клиринговой организации, лиц, осуществляющих брокерскую деятельность, или управляющих, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывают налогоплательщику клиринговые, брокерские услуги или осуществляют доверительное управление в интересах налогоплательщика.

Под депозитарными расписками понимаются российские депозитарные расписки, а также ценные бумаги иностранных эмитентов, удостоверяющие права на ценные бумаги российских и (или) иностранных эмитентов, а под представляемыми ценными бумагами понимаются ценные бумаги, права на которые удостоверяют депозитарные расписки. В целях настоящей главы не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг:

1) погашение депозитарных расписок при получении представляемых ценных бумаг;

2) передача представляемых ценных бумаг при размещении депозитарных расписок, удостоверяющих права на представляемые ценные бумаги.

Доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Доходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются доходы от реализации производных финансовых инструментов, полученные в налоговом периоде, включая полученные суммы вариационной маржи и премии по контрактам. При этом доходами по операциям с базисным активом производных финансовых инструментов признаются доходы, полученные от поставки базисного актива при исполнении таких сделок.

Доходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, с производными финансовыми инструментами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу выгодоприобретателя — физического лица, включаются в доходы выгодоприобретателя по операциям, перечисленным в пп.1-4 п.1 ст.214.1 Налогового кодекса РФ соответственно.

Доходы по операциям с базисным активом производных финансовых инструментов включаются:

1) в доходы по операциям с ценными бумагами, если базисным активом производных финансовых инструментов являются ценные бумаги;

2) в доходы по операциям с производными финансовыми инструментами, если базисным активом производных финансовых инструментов являются другие производные финансовые инструменты;

3) в другие доходы налогоплательщика в зависимости от вида базисного актива, если базисным активом производного финансового инструмента не являются ценные бумаги или производные финансовые инструменты.

Включение доходов по операциям с базисным активом в доходы по операциям с ценными бумагами и в доходы по операциям с производными финансовыми инструментами осуществляется с учетом того, являются соответствующие ценные бумаги и производные финансовые инструменты обращающимися или не обращающимися на организованном рынке.

Расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. К указанным расходам относятся:

1) суммы, уплачиваемые эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг, а также суммы, уплачиваемые в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона;

2) суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по контрактам, а также иные периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями производных финансовых инструментов;

3) оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами;

4) надбавка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при приобретении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;

5) скидка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;

6) расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд;

7) биржевой сбор (комиссия);

8) оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра;

9) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им ценных бумаг в порядке наследования;

10) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им в порядке дарения акций, паев в соответствии с п.18.1 ст.217 Налогового кодекса РФ;

11) суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (включая проценты по кредитам и займам для совершения маржинальных сделок), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, — для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов — для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте;

12) другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с производными финансовыми инструментами, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.

Читайте так же:
Как заполнить декларацию по налогу на прибыль

Учет расходов по операциям с ценными бумагами и расходов по операциям с производными финансовыми инструментами для целей определения налоговой базы по соответствующим операциям осуществляется в порядке, установленном ст.214.1 Налогового кодекса РФ.

Финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов. При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по операциям с ценными бумагами или по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке, либо на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода и включаются в расходы при определении финансового результата налоговым агентом по окончании налогового периода, а также в случае прекращения действия до окончания налогового периода последнего договора налогоплательщика, заключенного с лицом, выступающим налоговым агентом в соответствии с настоящей статьей. Если в налоговом периоде, в котором осуществлены указанные расходы, доходы соответствующего вида отсутствуют, то расходы принимаются в том налоговом периоде, в котором признаются доходы.

Финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности операций. Финансовый результат определяется по окончании налогового периода. При этом финансовый результат по операциям с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы, и по операциям с иными производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, определяется отдельно.

Адвокатские затраты для целей налогообложения

Согласно п. 1 ст. 221 и п. 1 ст. 227 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) лица, занимающиеся в установленном действующем законодательстве порядке частной практикой, в том числе – адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, при исчислении налоговой базы налога на доходы физических лиц имеют право на профессиональный налоговый вычет. Размер этого вычета определяется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком-адвокатом самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Для целей гл. 25 НК РФ расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными, могут быть связанными с производством и реализацией товаров, работ, услуг, внереализационными, материальными, расходами на оплату труда и прочими. При этом перечень таких расходов открытый.

Согласно п. 7 ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) профессиональные расходы адвоката определены как расходы на:

1) общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов;
2) содержание соответствующего адвокатского образования;
3) страхование профессиональной ответственности;
4) иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности.

Таким образом, исчерпывающего перечня расходов, связанных с профессиональной деятельностью адвоката, не установлено ни в НК РФ, ни в Законе об адвокатуре.

Конституционный Суд РФ в определениях от 4 июня 2007 г. № 320-О-П и 366-О-П высказал несколько правовых позиций, позволяющих восполнить этот правовой пробел:
– законодатель оправданно отказался от закрытого перечня затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов;
– детальное и исчерпывающее их нормативное закрепление привело бы к ограничению прав налогоплательщика, поэтому налогоплательщикам предоставлена возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей финансово-хозяйственной деятельности, относятся или нет те или иные не поименованные в гл. 25 НК РФ затраты к расходам в целях налогообложения;
– общие критерии отнесения тех или иных затрат к расходам, указанные в ст. 252 и других статьях гл. 25 НК РФ, должны применяться с учетом целей и общих принципов налогообложения, а также позиций Конституционного Суда РФ;
– налоговое законодательство не использует понятия «экономическая целесообразность» и не регулирует порядка и условий ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата; в соответствии с принципом свободы экономической деятельности налогоплательщик ведет ее на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ практически дословно воспроизведена в письме Министерства финансов РФ от 22 октября 2007 г. № 03-03-06/1/729.

Спустя почти 11 лет Министерство финансов РФ отклонилось от этих конституционных ориентиров. В Письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 декабря 2018 г. № 03-04-05/95365 рассмотрено обращение по вопросам учета в составе профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц расходов, связанных с деятельностью адвоката, учредившего адвокатский кабинет, где права адвокатов были существенно ограничены.

Читайте так же:
Какой берут налог с наследства

Так, по мнению Минфина России, расходы на пользование мобильной связью, интернетом и т.п. не могут считаться относящимися к профессиональной деятельности адвоката без документального подтверждения их деловой цели. Также не подлежат налоговому учету и расходы на добровольное медицинское страхование и медицинскую помощь, расходы на приобретение транспортного средства и повышение квалификации.

Письмо снабжено оговоркой, что оно имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Такие ограничительные разъяснения, противоречащие Закону об адвокатуре и НК РФ, вызвали справедливую критику в профессиональном адвокатском сообществе .

На самом деле профессиональные расходы адвоката, служащие основанием для профессионального налогового вычета по правилам п. 1 ст. 221 и п. 1 ст. 227 Налогового кодекса РФ являются его фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением его доходов. Их конкретный состав можно вывести из положений Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекса профессиональной этики адвоката (далее – КПЭА), принятого I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.

Это:
1. Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии , включая:
1.1. Рабочие (служебные) помещения, приобретенные адвокатом за свой счет ;
1.2. Личные (наемные) жилые помещения, используемые для адвокатской деятельности ; 1.3. Средства связи, аудио- и видеозаписи, компьютерную технику, связанную с оказанием адвокатских услуг, приобретенные адвокатом за свой счет;
1.4. Транспортные средства, приобретенные адвокатом за свой счет, и расходы на пользование общественным транспортом и такси в целях оказания адвокатских услуг;
1.5. Средства личной охраны адвоката, его семьи и имущества, приобретенные адвокатом за свой счет;

2. Расходы на социальное обеспечение адвоката, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации , включая:
2.1. Взносы на обязательное и добровольное страхование ;
2.2. Взносы на страхование профессиональной ответственности адвоката .

3. Расходы на оплату услуг специалистов и экспертов, привлеченных для оказания юридической помощи на договорной основе .

4. Расходы на обучение и повышение квалификации адвоката .

5. Обязательные ежемесячные отчисления на общие нужды адвокатской палаты .

6. Расходы на телефонную, телеграфную, почтовую и иные виды связи, используемые в профессиональной деятельности .

7. Расходы на открытие и обслуживание счетов в банке, изготовление печатей, штампов, бланков, используемых в профессиональной деятельности .

8. Стоимость имущества адвоката, внесенного в качестве вклада в уставной фонд коллегии адвокатов .

9. Некомпенсируемые субъектом РФ расходы на оказание юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, понесенных адвокатом самостоятельно .

10. Расходы на содержание помощника (помощников) .

11. Расходы на содержание стажера (стажеров) .

12. Расходы на адвокатское делопроизводство (включая учет финансовых документов) .

13. Расходы на обеспечение адвокатской тайны (сейфы и иные технические средства, а также организационные мероприятия) .

14. Расходы на приобретение (аренду) одежды, соответствующей деловому стилю работы адвоката с доверителем, нахождению в общественных местах и в органах государственной власти .

15. Расходы на отпуск (транспортные расходы, отдых и лечение) .

16. Иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности .

В ситуации, когда финансовое ведомство заполняет правовой пробел спорными неисполнимыми неконституционными разъяснениями, затрагивающими права (повышающими налоговые риски) всех адвокатов Российской Федерации, Федеральная палата адвокатов РФ праве и обязана выработать рекомендации по применению п. 7 ст. 25 Закона об адвокатуре и растолковать, какие расходы само профессиональное сообщество считает связанными с ведением адвокатской деятельности.

Законная основа для издания таких разъяснений имеется.

Адвокатская деятельность осуществляется на профессиональной основе и предполагает наличие профессиональных затрат. Поскольку эта деятельность имеет целью защиту прав, свобод и интересов доверителей, а также обеспечение доступа к правосудию, все затраты адвоката, нацеленные на достижение этих целей, должны признаваться относящимися к его профессиональной деятельности, т.е. являются профессиональными затратами адвоката.

Профессиональное сообщество адвокатов действует на основе принципа независимости (в том числе материальной и финансовой) . Никто, кроме самой адвокатуры, не вправе определять, какие материально-технические условия необходимы для ведения профессиональной деятельности и служат критериями независимости.

В соответствии с Законом об адвокатуре Всероссийский съезд адвокатов полномочен утверждать обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности.

ФПА РФ в рамках методической деятельности в целях защиты профессиональных прав адвокатов и их информационного обеспечения вправе дать развернутую позицию в отношении содержания подп. 4 п. 7 ст. 25 Закона об адвокатуре («иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности») и определить, какие затраты адвокатов следует считать совершенными в целях защиты прав, свобод и интересов их доверителей и обеспечения их доступа к правосудию.

Такая позиция может быть оформлена в виде стандарта состава адвокатских затрат, утверждаемых Всероссийским съездом адвокатов.

29.09.2021

С этого года проценты по вкладам (выше определенного предела) облагаются НДФЛ. Но к такому доходу можно применить налоговые вычеты, в том числе и пенсионерам.

То есть если вы, имея вклад на крупную сумму, купили квартиру или тратили деньги на обучение и лечение, то в итоге НДФЛ с процентов по вкладам будет равен нулю, так как доход уменьшится на вычеты.
Такое разъяснение дает Минфин в письме от 01.09.2021 № 03-04-09/70779.
Напомним, налогом облагается часть начисленных процентов. Из общей суммы вычитается необлагаемая часть (1 млн. х ставка ЦБ). Остальная сумма облагается НДФЛ.

Читайте так же:
Как получить налоговый вычет при покупке квартиры

Минфин пояснил, что доход от процентов — это основная налоговая база по НДФЛ. А к основной налоговой базе можно применять вычеты (стандартные, социальные, имущественные).

Таким образом налогоплательщики, в том числе пенсионеры, при налогообложении процентов от вкладов вправе уменьшить эти доходы на сумму налоговых вычетов.
Отметим, что техническая сторона вопроса пока не очень ясна. Дело в том, что уплата НДФЛ с процентов будет производиться на основании налоговых уведомлений. Уведомление за 2021 год ИФНС пришлет ближе к концу 2022 года. Уплатить налог надо до 1 декабря 2022 года. Пока нет уведомления, человек не знает размер налогооблагаемого дохода и не может заявить вычет.
Таким образом, чтобы не платить налог, надо будет успеть сдать декларацию 3-НДФЛ сразу после получения уведомления, но до 1 декабря. Возможно кому-то придется сначала уплатить налог, а уже потом заявлять вычет и возвращать его.

Кроме того, может быть такая ситуация, когда имущественный вычет оформляется через работодателя, и на 2022 год уже получено уведомление, в котором зафиксирован остаток вычета.

Министерство финансов Российской Федерации

Письмо № 03-04-09/70779 от 01.09.2021

Вопрос: Об НДФЛ при получении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках и ставках по НДФЛ.

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения доходов физических лиц и сообщает следующее.

По итогам обращения Президента Российской Федерации к населению 25.03.2020 в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить внесение в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения, предусматривающие, в частности, установление ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счете) в банках, находящихся на территории Российской Федерации.

Во исполнение указанного поручения изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам в банках предусмотрены Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 102-ФЗ).

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.

Соответствующие изменения предусматривают, в частности, установление ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 13 процентов в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках.

При этом при определении налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках исключается доход в виде процентов, рассчитанный как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода.

Также при определении налоговой базы не учитываются процентные доходы, полученные по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации в банках, находящихся на территории Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

Следует отметить, что суммы непосредственного вклада (остатка на счете) в банке, являясь имуществом физического лица, а не его доходом, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

Изложенные особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, установленные статьей 214.2 Кодекса, применяются к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2021 года.

Кроме того, необходимо учитывать, что действующая система налогообложения по НДФЛ ориентирована на снижение налогового бремени (уменьшение суммы облагаемого НДФЛ дохода) за счет применения в том числе стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов (статьи 218, 219 и 220 Кодекса).

Указанные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в виде уменьшения полученных им в налоговом периоде доходов, подлежащих налогообложению по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 224 Кодекса, и относящихся к основной налоговой базе.

Доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, относятся к основной налоговой базе.

Таким образом, налогоплательщики, в том числе пенсионеры, при налогообложении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, вправе уменьшить сумму указанных доходов на сумму вышеуказанных налоговых вычетов.

Одновременно сообщаем, что с 1 января 2001 года применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов. В отношении отдельных видов доходов, указанных в пункте 2 статьи 224 Кодекса, например, стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 Кодекса, установлена ставка в размере 35 процентов.

Читайте так же:
Взыскание налогов и сборов включая пени

Ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации.

При этом 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2020 N 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период», предусматривающий повышение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц до 15 процентов для доходов свыше 5 миллионов рублей в год, направленный на создание дополнительного источника финансовых средств на лечение детей с тяжелыми заболеваниями.

Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, кардинальных изменений в части порядка налогообложения доходов физических лиц на текущий момент не предусмотрено.

Вместе с этим сообщаем, что все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Дополнительно информируем, что ранее физлицо в Минфин России по вышеуказанному вопросу не обращалось.

Повышение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц и другие изменения

17 сентября 2020 года Правительство РФ направило в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроект о внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ в части изменения порядка налогообложения доходов физических лиц. Законопроект, в частности:

  • устанавливает повышенную налоговую ставку в размере 15% на отдельные доходы физических лиц, превышающие в сумме 5 миллионов рублей в год;
  • касается порядка расчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц с учетом их налогового статуса;
  • уточняет порядок исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств при неполном удержании налога налоговым агентом или в результате перерасчета налога инспекцией по окончании камеральной проверки.

Идея повышения налоговой ставки по НДФЛ была озвучена Президентом Российской Федерации в одном из его обращений к населению.

Законопроектом уточняется, что поправки распространяют свое действие на правоотношения, возникающие с 1 января 2021 года.

Что это означает?

Повышенная ставка НДФЛ в размере 15% будет применяться к определенным доходам физических лиц, которые суммарно в течение года превысят 5 миллионов рублей.

Предлагаемые изменения коснутся большинства видов доходов налоговых резидентов, а также отдельных видов доходов налоговых нерезидентов.

Повышенная ставка будет применяться к следующим доходам российских налоговых резидентов:

  • Дивиденды;
  • Доходы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
  • Доходы ФЛ по индивидуальным инвестиционным счетам;
  • Доходы в виде прибыли КИК;
  • Иные доходы, к которым ранее применялась ставка 13% (трудовая деятельность, продажа движимого имущества, доходы от сдачи имуществу аренду, проценты по банковским вкладам и прочее).

Повышенная ставка также будет применяться к отдельным доходам нерезидентов РФ от трудовой деятельности.

Как это работает?

Сумма налога с доходов:

  • не превышающих 5 миллионов рублей, будет рассчитываться исходя из налоговой базы, умноженной на 13%, тогда как
  • превышающих 5 миллионов рублей — как 650 тысяч рублей плюс сумма превышения, умноженная на 15%.

Исключение: Налоговая ставка на доходы, полученные от продажи или получения в дар недвижимого имущества российскими налоговыми резидентами, сохраняется в размере 13% (30% для нерезидентов).

Порядок налогообложения доходов, в отношении которых применяются иные ставки (в частности, суммы экономии на процентах, подлежащие налогообложению по ставке 35% или доходы нерезидентов, к которым применялась ставка 30%), остается без изменений.

Интересно: Ставку налогообложения доходов по банковским вкладам для нерезидентов планируется оставить без изменений на уровне 13% (применяется с 1 января 2021 года в соответствии с ранее внесенными изменениями в НК), в то время как к аналогичным доходам налоговых резидентов будет применяться повышенная ставка.

По результатам проверки налоговой декларации или перерасчета обязательств на основании информации от налоговых агентов налоговый орган будет выпускать уведомления об уплате до 1 декабря налога за прошедший налоговый период.

Какие сложности могут возникнуть?

При расчете налоговой базы налоговым агентом также будут учитываться суммы выплаченных дивидендов (ранее они учитывались отдельно от остальных доходов).

Законодатель намерен обязать брокеров и доверительных управляющих учитывать при определении налоговой базы доходы, полученные физлицом от операций, осуществленных на основании иных договоров, помимо договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора, что может значительно усложнить порядок учета таких доходов и расчета налоговой базы организациями, которые прежде формально не являлись налоговыми агентами в отношении данных доходов.

Усложняется порядок уплаты налога как налоговыми агентами, так и физлицами.

Ожидаются значительные изменения формы налоговой декларации 3-НДФЛ. Усложняется расчет налоговых обязательств за счет дополнительной квалификации типов дохода, к которым может применяться повышенная ставка.

В случае смены статуса налогового резидента может потребоваться дополнительный пересчет налоговых обязательств физического лица.

Применение изменений в свете специального режима налогообложения прибыли КИК.

Прямо исключается возможность применения социальных и имущественных вычетов для уменьшения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, РЕПО, займа ценными бумагами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector