Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Межевание земельного участка

Межевание земельного участка

Слово «межевание» – производное от «межа». Это граница, рубеж, линия раздела земельных участков.

Межевание – это определение на местности и юридическое оформление границ земельных владений. Является частью кадастровой деятельности.

В России в 16–17 веках результаты межевания вносились в писцовые, а в 16-19 веках – в межевые книги. Межевание выполнялось уездными землемерами. Их готовили в созданном в Москве в 1835 году Межевом институте.

Большие межевые работы для создания земельного кадастра России (генеральное межевание) были выполнены в ходе Крестьянской реформы 1861 года и Столыпинской аграрной реформы. В ходе таких работ определялись производительность земли, ее качество и назначение.

Сегодня межевание является первичной основой для постоянно текущей корректировки государственного кадастра земльной недвижимости.

Межевание – это комплекс кадастровых работ, в ходе которых:

  • устанавливаются границы ЗУ
  • границы закрепляются межевыми знаками установленного образца
  • определяются координаты границ ЗУ или дается их описание
  • составляются топографические карты (планы) земельных участков
  • формируется межевой план земельного участка

Все документальные материалы, полученные при межевании, подлежат соответствующим согласованиям.

Результат межевания

  • у ЗУ появляются координаты, определяющие точное местонахождение его границ на местности
  • границы отмежёванного ЗУ согласованы сграницами соседних участков
  • готовится межевой план участка
  • ЗУ ставится на государственный кадастровый учет

Процедура межевания регламентирована законами РФ «О землеустройстве», «О кадастровой деятельности», «Инструкцией по межеванию земель» и рядом нормативных документов.

Межевание проводится кадастровыми инженерами, прошедшими аттестацию, на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ.

Результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования (статья 37 ФЗ «О кадастровой деятельности» (№ 221-ФЗ)

Межевание для собственников земельных участков обеспечивает

  • установление точных границ земельных земельных участков
  • государственный кадастровый учет участка
  • оформление прав на земельный участок
  • раздел и выдел участков
  • совершение сделок с земельными участками
  • рассмотрение в судебном порядке споров по границам ЗУ при из нарушении
  • установление размеров сервитутов при необходимости

Когда межевание не проводилось

Если межевание не проводилось, то в кадастровом паспорте ЗУ, в графе «особые отметки», будет написано:

  • границы ЗУ не установлены
  • в земельном кадастре отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить ЗУ

Юридических нарушений в этом нет. При продаже такого земельного участка возникнут затруднения.

С 1 января 2018 года в кадастровом паспорте фиксируются точные границы участков, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.

Согласование границ земельного участка

Проведение согласования границ межуемого надела с владельцами смежных земельных участков – требование ФЗ «О кадастровой деятельности».

Полученные кадастровым инженером отказы или возражения по установленным границам ЗУ вносятся в специальный акт. Он является неотъемлемой частью межевого плана.

Межевой план необходим:

  • для регистрация участка в ГКН и ЕГРН
  • при купле-продаже ЗУ
  • дарении участка
  • наследовании ЗУ
  • приватизации ЗУ
  • изменении площади ЗУ
  • др.

Заказать межевание

Основа для проведения межевания ЗУ – договор, заключённый между его владельцем и кадастровым инженером

Документы от физических лиц для проведения межевания:

  • заявление на выполнение работ
  • копия паспорта заказчика или доверенности представителя заказчика
  • правоустанавливающие документы
  • постановления администрации о предоставлении ЗУ при его первичном оформлении
  • договор:
    • купли-продажи ЗУ
    • дарения ЗУ
    • справки
    • кадастровые паспорта на строения, находящиеся на участке
    • справки об отсутствии строений

    Документы длт юридических лиц для проведения межевания:

    • заявление на выполнение работ
    • правоустанавливающие правоудостоверяющие документы юридического лица:
      • Устав
      • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
      • свидетельство о вненесии записи в ЕГРЮЛ
      • выписка из реестра индивидуальных предпринимателей
      • инвестиционный договор
      • решение учредителей

      Что такое кадастровая выписка

      Кадастровая выписка – это выписка из Государственного кадастра недвижимости (ГКН). Содержит запрашиваемые сведения об участке. Включает разделы КВ.1 – КВ.6.

      • Форма КВ.1

      Общая информация о земельном участке:

      1. кадастровый (или условный) номер
      2. местоположение
      3. категория земель
      4. разрешенное использование
      5. площадь
      6. кадастровая стоимость
      7. вид права
      8. сведения о правообладателях
      9. другие сведения
      • Форма КВ.2

      Здесь отображается план (чертеж, схема) земельного участка.

      • Форма КВ.3
      1. о частях земельного участка
      2. об обременениях
      3. о правах
      • Форма КВ.5

      Описание местоположения границ земельного участка с указанием:

      1. дирекционных углов
      2. длин линий
      • Форма КВ.6

      Содержит описание поворотных точек границ земельного участка (указываются координаты этих точек в государственной системе).

      При отсутствии в ГКН сведений об участке будет выдана только форма В.1. Такой участок подлежит межеванию.

      Разделы КВ.3 и КВ.4 оформляются только при наличии в ГКН соответствующих сведений.

      1. сведений о кадастровой стоимости ЗУ – в выписке будет только форма КВ.1.
      2. сведений о правообладателях смежных ЗУ – в кадастровой выписке будут все разделы, содержащие информацию, имеющуюся в ГКН

      Кадастровый план территории (КПТ) – это выписка из государственного кадастра недвижимости (ГКН).

      Представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.

      В КПТ отражаются:

      1. сведения об учтенных земельных участках
      2. сведения ГКН временного характера

      В ГКН не отражаются сведения о земельных участках, прекративших существование.

      Получить КПТ необходимо или в территориальном отделении Кадастровой палаты, или в многофункциональных центрах (МФЦ).

      Консультационные услуги

      Стоимость услуги по привлечению на основе анализа ситуации кадастрового инженера для уточнения площади и границ ЗУ, выполнения работ, связанных с перераспределением ЗУ, с подготовкой межевого и технического планов, схемы расположения ЗУ на КПТ (только для Санкт-Петербурга и Ленинградской области) – (пункт 20 раздела «Тарифы»):

      Что такое межевание земельного участка

      Межевание земельного участка это

      Межевание участка не относится к обязательным процедурам. Есть несколько ситуаций, в которых нужно понимать, что такое межевание земельного участка, для чего оно проводится. Это прежде всего разногласия по вопросу прохождения разделов с собственниками граничащих участков, а также проведение любых сделок, связанных с землей. Рассмотрим подробнее, для чего делается межевание земель, а также что нужно знать об этой процедуре.

      Зачем нужно проводить межевание

      Законодательство в нашей стране не устанавливает обязанность проводить межевание. Это добровольная процедура. Только собственник принимает решение о проведении или непроведении межевания своего участка.
      Нужно понимать, что межевание даёт ответ на все спорные вопросы относительно прохождения границ. После его проведения появляется четкое доказательство принадлежности участка. Эта процедура устанавливает точные пределы участка и его площадь. После размежевания участок можно ставить на учет, появляется возможность официальной регистрации прав. Это означает, что с таким участком можно производить юридические сделки: продавать, покупать и т. д.

      Межевание – что это?

      Процедура регулируется федеральным законодательством и производится одинаково на всей территории страны.
      Это процесс, в котором определяются или восстанавливаются границы. Также при проведении межевания участок и его пределы закрепляются на месте, определяется точная площадь, а полученные сведения об этом заносятся в Росреестр.
      Межевание подразумевает проведение геодезических изысканий и составление межевого плана, сбор и согласование данных о границах, включение их в кадастр и постановку на учёт, выдачу документа, подтверждающего право собственности.
      Если межевание участка произведено, информация о нём есть в госреестре (ЕГРН). Узнать, производилось ли оно, можно, если заказать выписку из ЕГРН. Также можно выяснить данные о границах участка на Публичной кадастровой карте, это официальный сервис Росреестра. Если сведений об участке нет, то можно инициировать процедуру размежевания. Если не сделать этого, то процесс могут начать соседи, в результате чего границы и площадь могут быть определены в их пользу.

      Когда проводят

      Без этой процедуры не обойтись в таких случаях:

      • споры с соседями по вопросу прохождения границ;
      • разделение участка для последующей продажи, отчуждения или для передачи наследникам;
      • объединение двух или нескольких участков в единый.

      Необходимость привлечения специалистов для точного определения и закрепления границ возникает, как правило, из-за того, что многими участками люди владеют давно, не имея на это соответствующих документов. Просто потому, что так повелось. Потому что участок всегда принадлежал семье, даже если не был оформлен официально. Но земля не может быть неоформленной, всему и всегда нужен учёт. Поэтому и требуется точное определение границ и площади, а затем закрепление этих сведений в реестре недвижимости.

      Если земля попадает под дачную амнистию, проводится оформление собственности на неё в упрощённом порядке, то есть заказывать отдельно межевание не нужно, если нет споров с соседями при этом.

      Плюсы проведения межевания

      Процедура переводит участок в правовое поле. Он становится юридически значимым, зарегистрированным, официально существующим. Отсутствие официального признания приводит к разногласиям.

      Участок без официально установленных и закреплённых границ сложно продать. Полностью определенные границы, расположение, размеры делают землю более привлекательной для покупателей.
      Точное определение границ и размеров позволяет точно высчитать стоимость земли и размер земельного налога. В некоторых случаях разница бывает очень ощутимой.
      Определение границ необходимо для получения разрешения на строительство, подведение инженерных сетей.
      Влияние закона подзаконных актов и их защитное действие начинают распространяться на участок земли только после установления его границ и включения в реестр.

      Сколько стоит

      У всех, кого интересует, что такое межевание земельного участка, появляется также вопрос о минусах процедуры. К ним относят время на проведение, а также денежные затраты. Это платная процедура. Границы определяют и закрепляют при заключении договора подряда. Кадастровые работы проводит кадастровый инженер. Частью договора является смета.
      Цена межевых работ зависит от конкретного участка и его специфики, его расположения, удалённости от других объектов, размеров, планировки, особенностей. Также на стоимость влияет тип работ, то есть для чего оно проводится: для выделения, разделения на части, перераспределения участка.
      Для граждан и частных владений стоимость межевания земель ниже, чем для организаций и территорий под многоквартирными домами.

      Как проводится

      Перед проведением работ на местности собираются документы. Заявитель составляет в произвольной форме заявление, прикладывает к нему документы, подтверждающие личность или полномочия, а также документы, которые подтверждают его право на землю. Это может быть договор купли, документы о дарении, свидетельство о наследстве, выписка из ЕГРН, кадастровая выписка и паспорт территории. Затем заключается договор с инженером. В договоре расписываются мероприятия, которые должны быть проведены.
      В согласованную с заказчиком дату инженер приезжает на объект и производит требуемые измерения. Далее на основании измерений составляется межевой план. Его нужно согласовать с собственниками соседних участков. Инженер направляет им извещения или – если это невозможно – публикует информацию о межевании в местных СМИ.
      Соседи должны выразить своё согласие с проведённым определением границ, подписав акт согласования. Если возникли разногласия, подаются возражения письменно. решают эти разногласия в судебном порядке.
      Когда границы согласованы, инженер подаёт план и заявление о регистрации в местный регистрирующий орган. После проверки документов заявитель получает выписку из ЕГРН. Это означает, что участок включен в государственный реестр, его границы определены.

      Процедура может оказаться очень длительной из-за необходимости найти и представить документы, получить согласие соседей и т. д.

      Где заказать межевание

      Мы предлагаем комплексную услугу межевания участка и подготовки документов для постановки земли на государственный учет. У нас работают квалифицированные инженеры, которые помогут решить даже запутанные вопросы и оформить всё так, как этого требует закон. Позвоните или оставьте заявку на сайте, и мы предложим вам оптимальное решение.

      Межевание земельного участка определение и процедура

      Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков

      Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39

      Споры в суде общей юрисдикции:

      1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

      (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

      (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

      1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

      2) пожизненного наследуемого владения;

      3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

      4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

      4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения — решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества — решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

      (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 250-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

      (часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)

      4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. Границы земельных участков считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления об их согласовании с приложением согласованного проекта границ земельного участка.

      (часть 4.2 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

      Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

      6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

      1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

      2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

      (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

      7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами. При согласовании местоположения границ (частей границ) земельных участков с заинтересованными лицами в индивидуальном порядке допускается осуществлять такое согласование в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц — участников согласования местоположения границ определенного земельного участка, включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется.

      (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

      1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

      2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

      (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

      (часть 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

      1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

      2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

      3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

      (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

      5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

      6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

      (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

      (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

      1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

      2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

      3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

      12. При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в Едином государственном реестре недвижимости).

      (часть двенадцатая введена Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      Межевание земельного участка определение и процедура

      В настоящее время процедура уточнения границ (межевания) земельных участков очень актуальна и востребована.

      Межевание – это работы по установлению границ земельного участка, их восстановлению и закреплению на местности, а также определению его местоположения и площади. Это важная и необходимая процедура для собственника участка, которая позволяет ему решить следующие задачи:

      – предотвратить споры о границах земельных участков со смежными землепользователями;

      – свободно распоряжаться земельным участком, в том числе преобразовывать его путем раздела, выдела, объединения с другими смежными участками;

      – получить разрешительную документацию при возведении объектов капитального строительства;

      – уменьшить риск признания возведенных построек самовольными (например, как установленных на недостаточном расстоянии от границы участка).

      Уточнение местоположения границ – это целый комплекс работ, которые может провести только специалист, обладающий правом на осуществление кадастровой деятельности (кадастровый инженер). Поэтому в первую очередь собственнику необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения соответствующих работ, в результате которых подготавливается межевой план.

      В связи с востребованностью процедуры межевания в Управление Росреестра по Омской области поступает большое количество заявлений от собственников земельных участков об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельных участков.

      Вместе с тем, при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельных участков, зачастую, возникают проблемы, препятствующие внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

      Управлением Росреестра проведен анализ основных причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, в результате которых государственным регистратором принимается решение о приостановлении учетных действий.

      Одной из основных причин приостановления государственного кадастрового учета изменений земельного участка является случай, при котором форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

      Кадастровый инженер не сможет установить границы земельного участка просто так, как хочется собственнику. Для проведения работ, в числе прочего, ему потребуются документальные свидетельства, что участок выделен именно в этом месте и именно такой площади.

      Согласно действующему законодательству уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок.

      Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

      Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.

      В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста должно быть приведено обоснование, почему использованы именно эти документы, а также обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

      – описание конкретных объектов искусственного и природного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания, забор, дорога, канава, овраг и др.);

      – сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности 15 и более лет (например, дата создания садоводческого или огороднического товарищества, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

      Отсутствие документов и (или) обоснований местоположения границ земельного участка является причиной для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений сведений ЕГРН о земельном участке по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

      При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка могут быть выявлены пересечения границ уточняемого участка с границами смежных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, что также является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета (пункт 20 части 1 статьи 26 Закона о регистрации). Такие ситуации могут быть связаны:

      – с наличием реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении общей с уточняемым земельным участком границы смежного участка, установленной с достаточной точностью. Иными словами, сведения ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков не соответствуют их фактическому положению на местности;

      – с несоответствием координат характерных точек границы смежного земельного участка установленным законом требованиям к точности. То есть сведения о координатах характерных точек границы смежного участка определены с точностью ниже нормативной для земель определенного целевого назначения или сведения о нормативной точности в ЕГРН отсутствуют.

      Устранение пересечений может быть осуществлено путем уточнения местоположения границ смежных земельных участков одновременно с уточнением местоположения границ участка, являющегося объектом кадастровых работ. В таком случае межевой план оформляется в виде одного документа, в том числе и в связи с исправлением реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ смежных участков.

      При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 43 Закона о регистрации)

      Применение положений данного порядка дает возможность устранить не только причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, но и исправить реестровые ошибки в записях ЕГРН, что ведет к повышению качества и достоверности данных ЕГРН.

      В случае уточнения сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, отклонение площади земельного участка, полученной в результате таких действий, определяется относительно площади земельного участка, содержавшейся в ЕГРН до уточнения границ участка. При этом, следует учитывать, что уточненная площадь земельного участка не должна превышать значение площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10 процентов.

      В противном случае данное обстоятельство будет являться основанием для приостановления государственного кадастрового учета изменений по основанию, предусмотренному пунктом 32 части 1 статьи 26 Закона о регистрации.

      Но уточнить местоположение границ и (или) площадь земельного участка недостаточно. Одним из важных этапов подготовки межевого плана является процедура согласования границ земельного участка с соседями. Акт согласования представляет собой документ, в котором смежные землепользователи выражают согласие или несогласие с местоположением границ уточняемого земельного участка.

      Нарушение установленного федеральным законом порядка согласования местоположения границ земельных участков является основанием для принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 25 части 1 статьи 26 Закона о регистрации.

      Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию в случае если:

      – в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы;

      – уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

      Согласование может происходить несколькими способами:

      – путем созыва общего собрания;

      – в индивидуальном порядке.

      Каким способом согласовывать межевание решает кадастровый инженер. Важно соблюсти процедуру согласования с точки зрения установленных сроков и внесения в акт согласования необходимых сведений.

      Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. В случае непреодолимых разногласий нужно подать кадастровому инженеру письменное возражение. Оно должно быть зафиксировано в акте согласования, а также приложено к межевому плану.

      Возникшие в ходе согласования возражения о местоположении границ земельного участка могут быть сняты путем проведения повторного согласования заново оформленного чертежа. Неурегулированные споры должны решаться в судебном порядке.

      Урегулирование земельного спора на стадии согласования границ избавит от необходимости обращаться в суд. Судебные разбирательства по вопросам установления границ участков – одни из самых сложных и длительных.

      Таким образом, подводя итог вышесказанному, сделаем вывод о том, что подготовка межевого плана – это трудоемкий процесс, к которому нужно отнестись со всей серьезностью. В связи с чем, к выбору кадастрового инженера необходимо подойти ответственно.

      За недостоверность сведений подготовленного межевого плана, на основании которого в ЕГРН вносятся сведения об объекте недвижимости, кадастровый инженер несет персональную ответственность. Поэтому перед заключением договора на выполнение кадастровых работ рекомендуем проверять сведения о кадастровом инженере.
      Всю необходимую информацию о кадастровом инженере можно найти на сайте Росреестра в разделе «Реестр кадастровых инженеров».

      Точно определенные границы земельного участка могут стать защитой от юридических проблем, которые могут возникнуть с землей. Например, от споров с соседями по границам земельного участка, а также от самовольного строительства объектов недвижимости на таком земельном участке. Также наличие границ земельного участка дает возможность беспроблемно совершать с ним любые операции и сделки, например, продать его будет проще, ведь вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ.

      Также уточнение границ поможет исправить возможные ошибки, в том числе, в сведениях о фактически используемой площади. Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога.

      голоса
      Рейтинг статьи
      Читайте так же:
      Если наследник умер раньше наследодателя то кому достается его доля
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector