Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать руководящие должности

Лишение права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью

8. По смыслу закона, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, по общему правилу, может быть назначено в качестве основного или дополнительного (в том числе в соответствии с частью 3 статьи 47 УК РФ) наказания за преступление, которое связано с определенной должностью или деятельностью лица.

В случаях, когда статья Особенной части УК РФ предусматривает обязательное назначение такого дополнительного наказания, оно назначается и при отсутствии связи преступления с определенной должностью или деятельностью лица. При этом запрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью должно быть обусловлено обстоятельствами совершенного преступления (например, лишение права заниматься деятельностью, связанной с работой с детьми, при осуждении по части 5 статьи 131 УК РФ).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления.

9. Обратить внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. В приговоре необходимо указывать не конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, старшего бухгалтера) либо категорию и (или) группу должностей по соответствующему реестру должностей (например, категорию «руководители», группу «главные должности муниципальной службы»), а определенный конкретными признаками круг должностей, на который распространяется запрещение (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий).

Лишение права заниматься определенной деятельностью может выражаться в запрещении заниматься как профессиональной, так и иной деятельностью. В приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности (педагогическая, врачебная, управление транспортом и т.д.).

Рекомендовать судам при назначении дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого соответствующая деятельность связана с его единственной профессией.

10. Если соответствующая статья Особенной части УК РФ предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве одного из основных видов наказаний, то в случае назначения другого вида основного наказания суд вправе применить положения части 3 статьи 47 УК РФ (например, в случае назначения по части 3 статьи 160 УК РФ наказания в виде лишения свободы может быть назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, хотя этот же вид наказания входит в число основных наказаний).

Для применения части 3 статьи 47 УК РФ не имеет значения, предусмотрен ли соответствующей статьей Особенной части УК РФ другой вид дополнительного наказания (например, в случае назначения по части 3 статьи 160 УК РФ наказания в виде лишения свободы со штрафом допускается назначение и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Если санкция соответствующей статьи предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания только к отдельным видам основного наказания, то в случае назначения другого вида основного наказания такое дополнительное наказание может быть применено на основании части 3 статьи 47 УК РФ (например, по части 1 статьи 264 УК РФ данное дополнительное наказание может быть назначено при назначении основного наказания не только в виде лишения свободы, но и в виде ограничения свободы).

11. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Это правило распространяется на назначение как основного, так и дополнительного наказания за одно преступление. Осужденному за одно преступление указанные наказания не могут быть назначены одновременно в качестве основного и дополнительного.

Вместе с тем при назначении наказания по совокупности преступлений или приговоров допускается одновременное назначение лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, если эти наказания назначены за разные преступления или по разным приговорам. Кроме этого, в таких случаях не исключается назначение лишения права занимать несколько определенных должностей и заниматься несколькими видами определенной деятельности, если запреты касаются разных должностей или сфер деятельности. При этом сроки таких наказаний сложению не подлежат.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Занимая значимые должности на госслужбе или в муниципалитете, человек получает властные полномочия, которые при ненадлежащем использовании могут стать источником дополнительных доходов, несопоставимых с заработной платой, и причиной проблем для людей, вместо средства для их преодоления. Свою жизнь или её часть человек может посвятить разнообразным видам деятельности, причем многие из них будут таить в себя соблазны и возможности преступить закон в угоду своей выгоды или для получения удовлетворения потребностей.

Читайте так же:
Возврат долга по договору займа

Именно из-за подобных искушений и возможностей, перед которыми не каждый сможет устоять, совершаются некоторые преступления, а возмездие заключается в лишении возможности занимать определенные должности или реализовывать какую-либо деятельность. Сегодня мы поговорим про лишение физического лица права занимать некоторые должности (пр. руководящие), а также лишение права заниматься определенной деятельностью, в т.ч. несовершеннолетним.

Что такое лишение права занимать определенные должности?

Перечни должностей, занимая которые по мнению законодателя можно допустить злоупотребления, а значит следует в судебном порядке ограничить возможность из занятия при использовании положения в личных целях, изложены в двух Федеральных законах, а именно:

  • № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;
  • № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

Именно недостижимость получения заветных должностей из перечней, определяемая фиксированным списком в приговоре органа правосудия общей юрисдикции, называется лишением права, из-за которого человек теряет не просто возможность пренебрежения законом для собственного обогащения за счет окружающих, но и свою работу. Не исключена вероятность того, что навык работы в городской управе или на госслужбе является для осужденного единственным, и, лишив его возможность занимать привычные должности, суд вынудит его заново искать свое место в жизни.

Частые правонарушения

лишение права занимать определенные должности ук

Чаще других лишают права занимать должности за следующие преступные свершения:

  • невыплату обязательных платежей, поступающих из государственного бюджета для определённых категорий граждан (служащих, пенсионеров, студентов и пр.) – ст.145 УК РФ;
  • создание искусственных препятствий для реализации гражданином своего права на осуществление предпринимательства – ст.169 УК РФ;
  • использование должностного статуса для достижения личных целей, получения льгот и неправомерных преимуществ, не регламентированных законом – ст.285 УК РФ.

Типы проступков

Исходя из распространенных способов правонарушений, можно выделить виды проступков преступного свойства, совершаемых за счет наличия должностных полномочий:

  • для присвоения бюджетных средств, в силу участия в процессе их обращения;
  • для создания неблагоприятных условий гражданам с целью вымогания денег за исполнение работы, которая относится в кругу должностных обязанностей;
  • для получения субъективных выгод путем неправомерного присуждения государственных льгот и получения поддержки.

Невозможность заниматься определенной деятельностью

Способов деятельности, один из которых отдельный индивид может выбрать в качестве своей работы и/или увлечения, чрезвычайно много, и доминирующая часть из них сопровождается взаимодействием с окружающими людьми. Отношения людей между собой могут заключаться в простом общении или оказании одним человеком влияния на другого, как психологического, так и физического.

Зачастую профессионализм действий отдельного человека, реализующего определенные обязанности, определяет благосостояние другого человека или группы людей, в частности:

    ежедневно принимают решения, влияющие на жизнь и здоровье многих людей, а их халатность или некомпетентность могут стать причиной ухудшения благосостояния или смерти;
  • работники правоохранительных органов каждый раз, выходя на работу могут спасти жизнь человеку, и не одному, или стать причиной гибели людей и их надежд;
  • педагоги, призванные научить детей и подростков быть добрыми и хорошими, могут извратить их мировоззрение и травмировать психику сексуальными домогательствами;
  • руководители на опасном производстве, пренебрегая безопасностью подчиненных в угоду своим амбициям и достижению повышенных показателей выпуска продукции, могут принять решение, которое приведет к аварии и гибели людей;
  • даже дворник, обязанный убирать снег с крыш, но не сделавший этого из-за лени или халатности, может стать причиной смерти человека, которого завалит снежной массой при падении с большой высоты.

Это перечисление можно дополнять бесконечно долго, но общий итог будет следующим – членов общества не способных заниматься выбранным видом деятельности ответственно, чтобы не создавались условия потенциальной опасности для окружающих, не следует допускать к работам, при выполнении которых они себя дискредитировали.

Деятельность, на которую орган правосудия вправе наложит вето, может определяться исходя из:

  • профессиональной градации, например, медицинская, преподавательская;
  • способа реализации способностей человека, например, руководящая, изобретательская, научная.

Кому назначаются карательные меры?

лишение права занимать определенные должности

Назначение мер возмездия в виде лишения привилегии занимать детерминированные должности проецируется только на работников муниципалитета и госслужбы, перечисленных в соответствующих перечнях, на остальных граждан эта мера не распространяется.

  • То есть, нельзя запретить человеку быть директором, но можно заблокировать ему возможность работы в статусе управленца, так как руководство людьми и логистическими потоками относится к видам деятельности, которые могут попасть под соответствующие запреты по приговору суда, выражающиеся в невозможности заниматься названной судом деятельностью.
  • В то же время, имеет место быть ограничение на одновременное наказание в форме запрета занимать фиксированные должности и определять деятельность по личному усмотрению, то есть нельзя снять человека с должности руководителя администрации и наложить запрет на его трудоустройство в госслужбе.
Читайте так же:
Какими нормативно правовыми актами регулируется

Назначение способа наказания в форме запрета работать на детерминированных должностях или заниматься деятельностью по своему выбору может реализовываться в отношении двух категорий осужденных:

  1. Для приговоренных к штрафу по УК РФ помимо лишения права занимать определенные должности, каким-либо работам (пр. обязательным) или условному отбыванию срока, данное наказание присуждается дополнительно и срок его длительности исчисляется с момента оглашения постановления суда.
  2. Для отбывающих реальные сроки заключения в виде ареста или лишения свободы, период действия предписанного запрета отсчитывается с момента завершения основной кары.

Выбор запретов назначения на должности или какую-либо деятельность может быть сделан органом правосудия, как в качестве дополнения к более серьезным мерам возмездия, так и в виде независимого наказания. Помимо прочего, даже если необходимая мера воздействия не указана в тексте статьи УК РФ, примененной к виновному в проступке человеку, но судья считает, что его дальнейшая профессиональная деятельность представляет угрозу социуму, то орган правосудия правомочен применить соответствующий запрет.

Сроки лишения прав

Интервал времени, на который человек может утратить право на должность или деятельность, детерминирован следующим образом:

  • если мера выбрана, как основное наказание – от 1 до 5 лет;
  • при дополнении другого наказания – от полугода до 3 лет.

Ряд статей УК РФ декларирует лишение осужденного рассматриваемых прав на срок до 20 лет, то есть практически без возможности возврата к прежней жизни.

Замена другим наказанием

Распространена практика замены более суровых наказаний на запрет осуществлять определенную деятельность или занимать должности в госслужбе или муниципалитете. Может быть выполнена замена лишения права на должность или профессиональную деятельность на другую меру возмездия, если суд сочтет, что навыки подсудимого значимы для общества, а совершенный проступок единичен и не повторится впредь.

О примере из судебной практики по вменению наказания в виде лишения права занимать должность расскажет видео ниже:

Лишение права занимать руководящие должности

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

от 29 августа 1980 года N 6

О практике назначения судами дополнительных наказаний

(в редакции постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 года N 7)
____________________________________________________________________
С 1 июля 2002 года вступил в силу новый
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ.
____________________________________________________________________

Рассмотрев материалы обобщения судебной практики, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что многие суды недооценивают значение дополнительных наказаний в деле исправления и перевоспитания осужденных и предупреждения совершения новых преступлений, не в полной мере используют их для индивидуализации ответственности и наказания, допускают нарушения требований закона, устанавливающего условия и порядок назначения дополнительных наказаний.

Иногда суды при отсутствии условий, указанных в ст. 37 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, не назначают дополнительное наказание лицам, осужденным по статьям уголовного закона, предусматривающим обязательное его применение. Не всегда разрешается вопрос о назначении наказания, указанного в санкции в качестве возможной дополнительной меры.

Не во всех случаях, когда совершенное преступление связано с исполнением обязанностей по должности или с занятием определенной деятельностью, суды обсуждают вопрос о лишении виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Применяя дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, суды не всегда указывают срок, на который оно назначается, допускают неточности в его формулировке, в частности, лишают подсудимого права работать в той или иной отрасли народного хозяйства, не определяя круга должностей, занимать которые он не вправе.

Вопреки положениям ст. 38 Основ уголовного законодательства дополнительное наказание в виде конфискации имущества иногда назначается при условном осуждении. Наряду с этим, применяя условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, суды, несмотря на наличие оснований, не назначают дополнительные наказания (в редакции постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 года N 7).

Лицам, признанным виновными в совершении нескольких преступлений, дополнительное наказание иногда назначается лишь по совокупности преступлений. В нарушение требований ст. 36 Основ уголовного законодательства в ряде случаев к наказанию, назначенному по новому приговору, не присоединяется полностью или частично неотбытое дополнительное наказание (или его часть), назначенное по предыдущему приговору.

Суды кассационной и надзорной инстанций не всегда проверяют законность и обоснованность назначения дополнительных наказаний и не принимают мер к устранению допущенных судами ошибок, редко реагируют на факты необоснованного неприменения дополнительных наказаний.

Читайте так же:
Документы на улучшение жилищных условий

В целях устранения имеющихся недостатков и обеспечения строгого соблюдения требований закона, устанавливающего условия и порядок назначения дополнительных наказаний Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Судам необходимо усилить внимание к вопросам назначения дополнительных наказаний, имея в виду, что правильное сочетание основного и дополнительного наказания способствует последовательному осуществлению принципа его индивидуализации, более успешному достижению цели исправления и перевоспитания осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

При избрании виновному вида и размера дополнительного наказания судам надлежит руководствоваться установленными ст. 32 Основ уголовного законодательства общими началами назначения наказания, строго соблюдать предусмотренные законом условия и порядок применения этих мер.

2. Обратить внимание судов на то, что ссылка, высылка, конфискация имущества и штраф могут быть назначены в качестве дополнительного наказания только в случаях, когда такая дополнительная мера предусмотрена санкцией статьи уголовного закона, по которой подсудимый признан виновным.

Иные установленные уголовным законодательством Союза ССР и союзных республик виды наказания, которые могут применяться в качестве дополнительных, суд вправе назначить и тогда, когда такая мера не указана в санкции закона либо названа в ней как одна из основных мер наказания, но не избрана подсудимому в этом качестве. При этом решение о назначении дополнительного наказания в резолютивной части приговора должно содержать ссылку на статью Общей части уголовного кодекса союзной республики, предусматривающую условия и порядок применения данного вида наказания.

3. Если закон, по которому осуждается виновный, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания, то неприменение его может иметь место лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 43 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, с обязательным указанием в приговоре мотивов такого смягчения и ссылкой на указанную статью уголовного закона.

Судам надлежит иметь в виду, что назначение основного наказания ниже низшего предела, предусмотренного законом за данное преступление, либо переход к другому, более мягкому виду основного наказания не исключают возможности назначения виновному дополнительного наказания.

4. В случаях, когда санкция статьи уголовного закона предусматривает возможность применения или неприменения дополнительного наказания, суды обязаны обсуждать вопрос о его назначении и указывать в приговоре мотивы принятого решения.

5. Судам надлежит неукоснительно соблюдать требования закона об указании в приговоре срока, на который назначается дополнительное наказание в виде ссылки, высылки либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Указанные дополнительные наказания назначаются в пределах, установленных статьей уголовного закона, по которой подсудимый признан виновным. Если срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не указан в этой статье или это наказание применяется на основе норм Общей части уголовного кодекса, его срок назначается в пределах, установленных ст. 29 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

6. В соответствии со ст. 26 Основ уголовного законодательства в каждом случае совершения лицом преступления, связанного с исполнением обязанностей по должности или занятием определенной деятельностью, суд обязан, учитывая характер совершенного преступления, обсудить вопрос о лишении подсудимого права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При назначении этого наказания в резолютивной части приговора должности либо вид деятельности должны быть обозначены конкретно. Недопустимо, в частности, лишать подсудимого права работать в той или иной отрасли народного хозяйства без определения круга должностей, занимать которые он не вправе.

То обстоятельство, что к моменту постановления приговора подсудимый уже не занимал должности или не занимался деятельностью, с которыми было связано совершенное преступление, не является препятствием для применения названного дополнительного наказания.

7. Если в санкции статьи уголовного закона содержится указание о характере должностей либо виде деятельности (например, ст. 129, 157, 211, 211.1, 211.2 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик) или перечислены предприятия, в которых лицо может быть лишено права занимать определенные должности (в частности, ст.ст. 156, 156.1 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик), решение о назначении дополнительного наказания по таким статьям в резолютивной части приговора должно соответствовать указанию санкции закона.

Лишение права управлять транспортными средствами при осуждении по ст.ст. 211, 211.1, 252 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик может быть назначено судом в качестве дополнительного наказания независимо от того, что лицо уже лишено этого права в порядке административного взыскания.

8. Лицу, признанному виновным в совершении нескольких преступлений, предусмотренных различными статьями Особенной части уголовного кодекса, дополнительное наказание, так же как и основное, сначала должно быть назначено за одно или отдельно за несколько преступлений, а затем по их совокупности.

Читайте так же:
Дата сокращения в штатном расписании

Если дополнительное наказание одного и того же вида назначено за два и более преступлений, входящих в совокупность, то его окончательный размер определяется путем поглощения меньшего срока большим либо путем их полного или частичного сложения в пределах, установленных статьей предусматривающей более длительный срок дополнительного наказания, а в случаях, когда такой предел не установлен в статье уголовного закона либо когда дополнительное наказание применено на основе норм Общей части уголовного кодекса, в пределах максимального срока, установленного для данного вида наказания.

9. В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 36 Основ уголовного законодательства, к окончательно назначенному по нескольким приговорам основному наказанию должно полностью или частично присоединяться то дополнительное наказание (либо его неотбытая часть), которое было назначено по предыдущему приговору.

При сложении дополнительных наказаний одного и того же вида общий его срок не должен превышать максимального срока, установленного законом для данного вида наказания.

10. Судам кассационной (надзорной) инстанции необходимо тщательно проверять соблюдение судами условий назначения дополнительных наказаний, а также требований уголовно-процессуального закона, регламентирующего порядок изложения в приговоре решения об их назначении. Вышестоящим судам надлежит своевременно выявлять и устранять ошибки и нарушения закона и применять меры, направленные на их предупреждение.

11. Неприменение дополнительного наказания при отсутствии условий, предусмотренных ст. 43 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, когда по закону его назначение обязательно, отсутствие в приговоре указания о сроке, на который назначены дополнительные наказания в виде ссылки, высылки либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначение дополнительного наказания только по совокупности преступлений, а также неприсоединение неотбытого дополнительного наказания (или его части) к наказанию, назначенному за новое преступление, следует рассматривать как неправильное применение уголовного закона, которое согласно п. 4 ст. 342 и п. 1 ст. 346 УПК РСФСР и соответствующим статьям УПК других союзных республик может служить основанием для отмены приговора.

Отмена приговора, а также разрешение вопросов, связанных с назначением либо присоединением дополнительного наказания при новом рассмотрении дела судом первой инстанции, должны осуществляться с соблюдением условий, установленных ст.ст. 46 и 52 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик.

Суд кассационной (надзорной) инстанции не вправе назначить дополнительное наказание, если оно не было назначено приговором, в том числе и при изменении квалификации преступления на статью закона, предусматривающую обязательное его применение.

12. В случае, когда судом при назначении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью неточно определены должности или вид деятельности, суд кассационной (надзорной) инстанции вправе внеси в приговор соответствующие уточнения, если это не ухудшает положения осужденного. Аналогичные уточнения в порядке, предусмотренном ст. 369 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик, вправе сделать суд, постановивший приговор.

13. Рекомендовать судам при проведении обобщений судебной практики по делам о хищениях государственного и общественного имущества, должностных, хозяйственных, автотранспортных преступлениях глубже анализировать вопросы применения дополнительных наказаний и исполнения требований закона об условиях и порядке их назначения.

14. Обязать Верховные суды союзных республик привести в соответствие с настоящим постановлением постановления Пленумов Верховных судов союзных республик, содержащие руководящие разъяснения по вопросам назначения дополнительных наказаний.

Текст документа сверен по:
"Сб. Постановлений Пленумов
Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ)
по уголовным делам",
М., 1997 год

Запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: типичные ошибки на практике при назначении наказания за преступления, предусмотренные гл. 23 УК РФ

Думаю ни для кого не секрет, что ст.47 УК РФ на сегодняшний день включает в себя два вида уголовных наказаний: запрет занимать определенные должности; запрет на осуществление определенной деятельности. Каждый из них является по своей уголовно-правовой природе самостоятельным. Этот законодательный прием выглядит вполне обоснованным, так как по характеру правоограничений данные виды наказаний являются идентичными и ставить их один над другим в четко структурированной, иерархически выстроенной системе уголовных наказаний (ст.44 УК РФ), было бы совершенно некорректно.

Однако при всей ясности самой правовой природы данных видов наказаний, возникают и по сей день немало вопросов, связанных с их применением на практике. Рассмотрю лишь частную проблему, связанную с назначением запрета занимать определенные должности за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Пленум Верховного Суда РФ (далее — ВС РФ) в п.9 Постановления от 22.12.2015 №58 указал:

Обратить внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления.

То есть ВС РФ недвусмысленно определил, что самостоятельный вид наказания — запрет занимать определенные должности a priori не имеет своего распространения на должности в коммерческих и иных организациях. При этом, если обратить внимание на санкции некоторых статей, установленных в главе 23 УК РФ (ч.2 ст.201 УК РФ; ч.2-4, ч.6-8 ст.204 УК РФ), которые по своей диспозиции не связаны с государственной или муниципальной службой, то встает вопрос о каких должностях в них тогда идет речь в рамках уголовного наказания? Некоторые суды и на данный момент считают, что видимо эти нормы предполагают лишение права занимать должности в коммерческих или иных организациях. Хотя подобная позиция с очевидностью своей противоречит нормам Общей части УК РФ. Наглядно продемострирую такие ошибки:

Первый пример. Приговор Кущевского районного суда Краснодарского края от 17.12.2019 по делу N 1-343/2019

Признать П. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 7 ст. 204 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок пять лет шесть месяцев со штрафом в размере 520 000 (пятьсот двадцать тысяч) рублей и лишением права занимать должности, связанные с управленческими, организационно-распорядительными функциями в коммерческих организациях, на срок два года

Второй пример. Приговор Коломенского городского суда Московской области от 07.08.2014 по делу N 1-246Т/14

Р. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 204 ч. 4 п. "в", 204 ч. 3 УК РФ, и назначить ему наказание:

— по ст. 204 ч. 4 п. "в" УК РФ в виде 3 (трех) лет лишения свободы со штрафом в размере однократной суммы коммерческого подкупа, то есть в размере 180 000 (ста восьмидесяти тысяч) рублей с лишением права занимать руководящие должности, связанные с выполнением управленческих функций, в коммерческих и некоммерческих организациях, сроком на 3 (три) года

Третий пример. Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 16.01.2018 по делу N 22-19/2018(22-995/17;)

В апелляционном представлении государственный обвинитель — помощник прокурора Камчатского края Бондаренко О.С. полагает приговор несправедливым, вследствие его чрезмерной мягкости. Просит его изменить и назначать К.К. наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы коммерческого подкупа, равной 447423000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в некоммерческих организациях, сроком на 6 лет.

Далее суд укажет на ошибочное вменение лицу данного вида наказания.

Как было продемонстрировано, правоприменители иногда игнорируют разъяснения Пленума ВС РФ и допускают существенные нарушения в толковании уголовного закона. И хочу обратить внимание, данные судебные акты не были обжалованы. В связи с этим вызывает сомнение и квалифицированность защитников обвиняемых по данным делам. Подобная пассивная роль стороны защиты недопустима. Как указывал выдающийся классик уголовного процесса И.Я. Фойницкий: «защитник – это один из необходимых органов процесса, преследующий также цели правосудия как и весь суд».

Читайте так же:
Бизнес-план маникюра на дому, с чего начать

Однако есть и другие случаи, когда суд правильно подходит к разрешению рассматриваемого вопроса.

Пример. Приговор Динского районного суда Краснодарского края от 10.12.2019 по делу N 1-276/2019

По смыслу закона лишение права занимать определенные должности не предусматривает запрета занимать должности в коммерческих организациях.

Судом установлено, что ФИО34 на государственной и муниципальной службе не состояла, инкриминируемые деяния совершила, занимая должность заместителя начальника участка в <адрес> ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", что исключает назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности

По итогу хочется все же решить вопрос: зачем законодатель включил в санкции статей главы 23 УК РФ данный вид наказания? Можно конечно традиционно сказать о том, что это его ошибка и он неправильно сформулировал санкции. Однако полагаю это не так. Если руководствоваться правилом, указанным в п.8 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 №58, что не имеет значения для применения данного вида наказания тот факт, что лицо на момент постановления приговора уже не занимает соответствующие должности либо не занимается конкретной деятельностью, то вполне вероятно, что совершив преступление, предусмотренное гл.23 УК РФ, виновный прекратил трудовую деятельность в той или иной коммерческой либо иной организации и перешёл на государственную или муниципальную службу. Тем самым, с целью недопущения продолжения преступной деятельности уже по месту его текущей работы, тем самым реализуя цели наказания в соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ, суд назначает наказание в виде запрета занимать должности уже на государственной или муниципальной службе. Таков, на мой взгляд, юридический смысл анализируемого наказания в главе 23 УК РФ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector