Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Республики Карелия

Республики Карелия

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Законом Республики Карелия от 02.07.2014 № 1807-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов» внесены изменения в указанный нормативный правовой акт.

В соответствии с действующей редакцией Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК «О регулировании некоторых вопросов обеспечения занятости инвалидов в Республике Карелия»:

1) работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников;

2) работодатели ежегодно до 1 ноября с учетом квоты, установленной частью первой настоящей статьи, рассчитывают на следующий календарный год количество рабочих мест, определяемое исходя из среднесписочной численности работников по состоянию на 1 октября текущего года. При расчете числа рабочих мест, необходимых для трудоустройства инвалидов в счет квоты, округление производится в сторону уменьшения до целого значения.
В соответствии с положениями ст.21 Федерального Закона от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда»;

3) работодатели ежегодно до 1 декабря представляют в орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный в сфере труда, информацию о среднесписочной численности работников организаций, количестве рабочих мест, рассчитанных с учетом квоты, и выполнении квоты.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 08.07.2016 N 254-П «Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия» Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия (далее — Министерство) является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим государственную политику и управление в сфере труда, охраны труда, содействия занятости населения и трудовой миграции в рамках своих полномочий на территории Республики Карелия;

4) работодатели согласно установленным квотам выделяют рабочие места по профессиям, соответствующим возможностям трудоустройства инвалидов, или создают для них новые рабочие места (в том числе специальные).
В соответствии с п.3 ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Обращаем Ваше внимание, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность:

Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать

Содержание Содержание

  • Обязательства работодателей по трудоустройству инвалидов
  • Квота для приема на работу инвалидов
  • Как работодателю рассчитать количество инвалидов для трудоустройства
  • Как рассчитать среднюю численность работников для определения квоты инвалидов
  • Пример расчета квоты для приема на работу инвалидов
  • Сведения о трудоустройстве инвалидов в Службу занятости
  • Ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов

В соответствие с законом РФ «О социальной защите инвалидов», одной из обязанностей работодателей является трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой. В статье разберем, как устанавливается квота для приема на работу инвалидов, как ее рассчитать, а также выясним меры ответственности работодателей, не выполнивших требования по трудоустройству инвалидов.

Обязательства работодателей по трудоустройству инвалидов

Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года регламентированы меры социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, одним из которых является обеспечение занятости инвалидов.

Читайте так же:
Как посчитать пенсионные баллы за советский стаж с примером расчета?

Согласно ст. 20 закона №181-ФЗ инвалидам предоставляются следующие трудовые права и гарантии:

  1. Резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с профессиями, наиболее подходящими для выполнения лицами с ограниченными возможностями. Перечень профессий утвержден в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года.
  2. Установление квоты по трудоустройству инвалидов. Работодатель обязан трудоустроить лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой.
  3. Обеспечение работодателями условий труда в соответствие с медицинскими показаниями инвалида, а также программой реабилитации.

Помимо трудовых гарантий, предоставляемых инвалидам работодателями, ст. 20 закона №181-ФЗ предусматривает создания для инвалидов условий для предпринимательской деятельности и обучения новым профессиям.

Квота для приема на работу инвалидов

В соответствие со ст. 21 закона №181-ФЗ, работодатель обязан обеспечить трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в пределах установленной квоты.

Размер квоты определяется нормативными конкретного субъекта РФ, при этом не может превышать показатель, установленный федеральным законодательством.

Ниже в таблице – квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 закона №181-ФЗ:

Для кого устанавливается квотаКвота для трудоустройства инвалидов
Организация/ИП с численностью сотрудников свыше 100 человекОт 2% до 4% среднесписочной численности работников
Организация/ИП с численностью сотрудников от 35 до 100 человек включительноНе более 3% среднесписочной численности работников

Работодатели с численностью работников менее 35 человек от выполнения квоты по трудоустройству инвалидов освобождены. Также не обязаны выполнять квоту общественные организации инвалидов, а также созданными ними хозяйственные общества и товарищества. Данное условие предусмотрено разделом 3 ст. 21 закона №181-ФЗ.

Как работодателю рассчитать количество инвалидов для трудоустройства

Согласно закону «О соцзащите инвалидов», количество инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в целях выполнения квоты, установленной субъектом РФ, рассчитывает на основании показателя среднесписочной численности работников предприятия, с использованием следующей формула:

Инв = СрСпис * Квота,

где Инв – количество лиц с ограниченными возможностями, которые должны быть трудоустроены работодателем;
СрСпис – среднесписочная численность работников предприятия;
Квота – процент квоты по трудоустройству инвалидов, установленный в определенном субъекте РФ.

Расчет количества инвалидов в целях контроля выполнения квоты производится ежемесячно, на основании среднемесячной численности сотрудников предприятия, отраженной в отчете по форме П-4.

Как рассчитать среднюю численность работников для определения квоты инвалидов

Для расчета средней численности работников предприятия используется формула:

СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,

где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).

В расчет включаются как сотрудники в штате, трудоустроенные на основании трудовых договоров, так и лица, нанятые по договору подряда. Если работодателем выступает ИП, то он себя в расчет не включает.

Пример расчета квоты для приема на работу инвалидов

ООО «Монолит» занимается производством и реализацией стройматериалов.

В регионе, в котором ведет деятельность «Монолит», местными властями установлена квота по трудоустройству инвалидов:

  • 3,5% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
  • 2,5% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.
Читайте так же:
Жалоба на автошколу — как писать и куда подать

«Монолит» осуществляет трудоустройство сотрудников на основании трудовых договоров, а также привлекает к работе лиц на основании договоров подряда.

Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Монолита» во 2-м полугодии 2021 года:

Отчетный периодКоличество сотрудниковПериод работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде
Принято в отчетном периодеУволено в отчетном периодеОтработали полный месяц
Июль 202131023 сотрудника были приняты на работу 15.07.2021, период работы – 17 календарных дней
Август 2021105
Сентябрь 2021105
Октябрь 2021109510 сотрудников были уволены 07.10.2021, период работы – 6 календарных дней
Ноябрь 202195
Декабрь 20218958 сотрудников были приняты на работу 10.12.2021, период работы – 22 календарных дня

Рассчитаем среднюю численность работников «Монолита» и квоту для трудоустройства инвалидов:

Отчетный периодРасчет средней численности работниковКвота для приема на работу инвалидовРасчет количества инвалидов в целях выполнения квоты
Июль 2021(102 * 31 + 3 * 17) / 31 = 103,643,5%103,64 * 3,5% = 3,64 (4 человека)
Август 2021105 * 31 / 31 = 1053,5%105 * 3,5% = 3,68 (4 человека)
Сентябрь 2021105 * 30 / 30 = 1053,5%105 * 3,5% = 3,68 (4 человека)
Октябрь 2021(95 * 31 + 10 * 6) / 31 = 96,942,5%96,94 * 2,5% = 2,42 (3 человека)
Ноябрь 202195 * 30 / 30 = 952,5%95 * 2,5% = 2,38 (3 человека)
Декабрь 2021(95 * 31 + 8 * 22) / 31 = 100,683,5%100,68 * 3,5% = 3,52 (4 человека)

Сведения о трудоустройстве инвалидов в Службу занятости

Работодатели, которые согласно ст. 21 закона №181-ФЗ обязаны обеспечивать трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты, подают в Службу занятости отчет о выполнении/невыполении квоты.

Отчет составляется на бланке установленного образца.

Срок подачи отчета устанавливается управлением органа Службы занятости в регионе. При этом периодичность предоставления отчета не может быть установлена чаще 1 раза в месяц.

Как правило, сведения о трудоустройстве инвалидов подают в ЦЗН по итогам отчетного периода, до 10-го числа месяца, следующего за отчетными.

Ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов

Работодатели, не создавшие рабочие места для инвалидов и не выполнившие квоту по их трудоустройству, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данные меры взыскания применяются в соответствие со ст. 5.42 КоАП.

Кроме того, на основании судебной практики можно сделать вывод, что работодатель может быть признан виновными в невыполении квоты в том числе в случае наличии на предприятии незаполненных рабочих мест (в том числе не для инвалидов). Данный вывод содержится в определении Верхового суда №50-АПГ13-5 от 22.05.2013 года

Также законопроект предлагает увеличить штрафы для работодателей за невыполение квоты по трудоустройству инвалидов до 100.000 руб. – 500.000 руб.

По состоянию на январь 2021 года законопроект не принят и находится на стадии рассмотрения.

Томской области

Содействие трудовой занятости инвалидов, вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов регулируются Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области».

В Томской области установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек (до 2018 года такая обязанность была установлена для работодателей с численностью работников более 100 человек).
Квотировать рабочие места для инвалидов обязаны все работодатели с указанной численностью работников, осуществляющие деятельность на территории Томской области.
Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Размер квоты для приема на работу инвалидов, а также количество специальных рабочих мест рассчитывается работодателями самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц.
Исчисление среднесписочной численности работников осуществляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредными и (или) опасным условия труда по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда.
Количество рабочих мест с учетом установленной квоты для приема на работу инвалидов рассчитывается по правилам математического округления.
В счет установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели включают рабочие места, в том числе специальные, на которых уже работают инвалиды.
При изменении среднесписочной численности работников работодатели производят перерасчет квоты для приема на работу инвалидов.

Читайте так же:
Кто разрабатывает положение об отделе на предприятии

В случае если расчетное число квотируемых рабочих мест меньше фактически работающих в организации инвалидов организация производит резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 08 августа 2011 года № 241а «О резервировании рабочих мест для инвалидов», посредством выделения работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов из числа имеющихся или созданных за счет собственных средств в пределах установленной квоты, и принятия локальных нормативных актов, содержащих сведения о данных рабочих местах.
Работодатели могут осуществлять резервирование рабочих мест по любым профессиям и должностям в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида.
Трудоустройство инвалидов на зарезервированные рабочие места работодатели осуществляют как самостоятельно, так и путем обращения в органы службы занятости за предоставлением государственной услуги содействия в подборе необходимых работников.

С 1 января 2018 года в соответствии с Законом Томской области от 13.11.2017 № 125-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области», работодатели вправе для трудоустройства инвалидов в счет установленной им квоты:
арендовать рабочие места у других работодателей;
заключать соглашения об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места у другого работодателя.
В случае заключения соглашения об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатель, которому установлена квота для приема на работу инвалидов (далее — направляющая сторона), направляет обратившихся к нему для трудоустройства инвалидов к другому работодателю (далее — принимающая сторона), а принимающая сторона за счет направляющей стороны выделяет (создает) рабочие места и (или) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимает на работу инвалидов в счет установленной для направляющей стороны квоты для приема на работу инвалидов.
Направляющей стороной является работодатель, не выполняющий квоту.
Если принимающей стороне установлена квота для приема на работу инвалидов, то принимающая сторона не освобождается от обязанности по квотированию рабочих мест.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются работодателями в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 09 июня 2011 года № 169а «Об утверждении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов».
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляет одно рабочее место.
Условия труда инвалида должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации, абилитации инвалида.
Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности утверждены приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 года № 685н.
Специальные рабочие места оснащаются индивидуально для каждого инвалида или для группы инвалидов с однотипными нарушениями (ограничениями).

Читайте так же:
Должна ли находиться опись в уголовном деле при ее ознакомлении

Работодатели, которым установлена квота для приема на работу инвалидов, обязаны ежемесячно представлять по месту своей регистрации в органы службы занятости населения Томской области информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема инвалидов на работу.

Региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Томской области (далее – региональный контроль) осуществляет Департамент труда и занятости населения Томской области путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении деятельности работодателей (контролируемых лиц) в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Томской области, утвержденном постановлением Администрации Томской области от 22.09.2021 № 396а (далее — Положение).
Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год.
План контрольных (надзорных) мероприятий формируется Департаментом на основании Перечня (реестра) объектов регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Томской области, отнесенных Департаментом труда и занятости населения Томской области к категориям среднего и умеренного риска (размещен на официальном сайте Департамента).

В целях предупреждения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, соблюдение которых оценивается в рамках осуществления регионального контроля Департамент ежегодно утверждает Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
При осуществлении регионального контроля Департамент проводит такие виды профилактических мероприятий как информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование и профилактический визит.

За несоблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов предусмотрена административная ответственность:
статья 5.42 КоАП РФ — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
статья 19.7 КоАП РФ — предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей за непредставление или несвоевременное представление информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов либо предоставление таких сведений в неполном или в искаженном виде;
часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ — административный штраф на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц от одной до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства.

Читайте так же:
Как выбрать лучшего брокера Форекс Основные и второстепенные факторы

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Порядок расчета квоты для приема на работу инвалидов

Работодателям, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, численность работников которых превышает 35 человек, Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» в соответствии со ст. 21 Закона № 181-ФЗ установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Официальным документом, содержащим сведения о среднесписочной численности работников организации в проверяемом периоде (без внешних совместителей), в соответствии с законодательством Российской Федерации является форма федерального статистического наблюдения № П-4.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В среднесписочную численность работников органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, организаций не включаются должности, замещение которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, муниципальными нормативными правовыми актами осуществляется путем избрания на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности.

Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем ежемесячно исходя из среднесписочной численности работников, осуществляющих деятельность на территории Югры, за предыдущий месяц.

С учетом положений ст. 22 Закона № 181-ФЗ постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.09.2009 № 254-п утвержден Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, согласно которому количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателем определяется самостоятельно в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов, исчисляется исходя из средней списочной численности:

  • от 101 до 500 человек — одно специальное рабочее место;
  • от 501 до 1000 человек — два специальных рабочих места;
  • от 1001 до 5000 человек — три специальных рабочих места;
  • более 5001 человека — четыре специальных рабочих места.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности.

Необходимость создания инвалиду специального рабочего места определяется его индивидуальной программой реабилитации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector