Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

2. Классификация норм административного права. Критерии и особенности

2. Классификация норм административного права. Критерии и особенности.

Существуют различные виды административно-правовых норм (см. рис. 2.1.). Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

Рис.2.1. Классификация административно-правовых норм 3

Существуют различные критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: ма­териальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризу­ются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых админист­ративным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управ­ленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмот­реть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определя­ющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-право­вые нормы определяют основы взаимодействия субъектов испол­нительной власти и различного рода объектов управления, их взаим­ные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламенти­руют динамику государственного управления и связанных с ним уп­равленческих отношений. Например, это нормы, определяющие поря­док приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонару­шениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (проце­дуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регули­руемых управленческих отношений.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, то есть, предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержа­щиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обяза­тельное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при полу­чении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общест­венное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли прожи­вающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.

В настоящее время управленческая практика исходит из необ­ходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предпи­саниям, характер которых может быть различным.

В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых уп­равленческих отношений. Так, в Законе от 18 апреля !991 года «О милиции» говорится, что в соответствии с возложенными на нее задачами милиция обязана совершать широкий круг действий (ст. 10);всего предусматриваются 24 варианта таких действий. 4 По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта го­сударственно-управленческой деятельности. Применительно к граж­данам закрепляемые нормой административного права их общие обя­занности являются элементом их административно-правового статуса;

б) запрещающие, то есть, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. За­преты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запре­щено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершенно­летних) 5 и т.п. Это — специальный запрет;

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволитель­ные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и за­преты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках ко­торого участники регулируемых управленческих отношений действу­ют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно — разрешения. Фактически до­зволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совер­шать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, со­ответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

Читайте так же:
Жалоба на муп водоканал — Портал Закона

г) стимулирующие – обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.

д) рекомендательные – носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимоотношения субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Природа их отличается своеоб­разием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обяза­тельного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимо­отношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регла­ментирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

б) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;

г) административно-правовой статус общественных объединений;

д) отдельные стороны функционирования различного рода ком­мерческих структур, включая частные;

е) административно-правовой статус граждан,

По содержанию административно-правовые нормы группируются в правовые институты – совокупности определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими общественных отношений. Соответственно весьма многочисленные административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм:

закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

регулирующие административно-процессуальную деятельность;

обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;

определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

По содержанию административно-правовые нормы делятся на

а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер;

б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на:

устанавливаемые субъектами федерации (рес­публиканские, территориальные или региональные и т.п.).

По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:

Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В пос­леднем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Классификация видов норм административного права

Юриспруденция

  • Юридические дисциплины

Похожие материалы

  • Источники права. Формы права.
  • Презентация. Административное право — основы.
  • Понятие административно-правовых норм и их особенности.
  • Виды административно-правовых норм.
  • Презентация — административное принуждение.
  • Источники права. Презентация по курсу «основы права».
  • Презентация. Гражданское право — основы.
Структура и виды норм административного права. Презентация.

Вашему вниманию представляется презентация на тему «Структура и виды норм административного права». Презентация включает в себя понятие административно-правовой нормы, характеризует ее структуру. В презентации также описываются основные виды административно-правовых норм.

Ссылка на скачивание находится в конце документа. Пожалуйста, не забудьте сказать спасибо,
оставив комментарий или порекомендовать наш ресурс

Слайд 1. Титульник презентации.

Слайд 2. Понятие административно-правовой нормы.

Административно-правовая норма - это

Административно-правовая норма — — это норма, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера возникающие в иных областях государственной деятельности.

Слайд. 3 Структура административно-правовой нормы.

Слайд. 3 Структура административно-правовой нормы.

Слайд. 4 Структура административно-правовой нормы (2).

Слайд. 4 Структура административно-правовой нормы (2).

Как указано на слайдах раздела «Структура административно-правовой нормы» административно-правовые нормы состоят из:
Гипотеза — часть административно-правовой нормы, содержащая указание на фактические условия реализации нормы.
Диспозиция — правило поведения предписываемое нормой.
Санкция — элемент административно-правовой нормы, содержащий указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.

Слайд 5. Классификация административно-правовых норм.

Как видно на слайде 5, административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды, наиболее полно характеризующие нормы административного права и их юридические свойства.

По общепринятой классификации принято разделять нормы административного права на следующие виды:

1) Материальные и процессуальные нормы административного права.

2) Срочные и бессрочные административно-правовые нормы.

3) Межтерриториальные и местные нормы административного права.

4) Регулятивные и охранительные нормы административного права.

5) Общероссийские и территориальные.

Подробное описание видов административных правовых норм вы можете посмотреть в нашем материале: Виды административно-правовых норм, который можете использовать в качестве текста для выступления при показе презентации.

Слайд 7. Виды норм административного права.

Слайд 8. Виды административно-правовых норм.

Слайд 9. Виды административно-правовых норм.

Слайд 10. Материальные и процессуальные нормы административного права.

Как видно на слайде 10, материальные нормы административного права определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений, закрепляют юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте;

А процессуальные нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений, динамика управленческих отношений.

В свою очередь, обязывающие нормы, как указано на слайде 11 — это те нормы, которые содержат юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой.
Уполномочивающие нормы, или дозволительные — это такие админи­стративно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий по своему усмотрению.
Запрещающие нормы содержат юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой.
Стимулирующие нормы — это такого рода нормы, в которых закреп­лены соответствующие средства материального или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью обеспечить их должное поведение.

Нижеприкрепленный файл с презентацией на тему «Структура и виды норм административного права» можно скачать абсолютно бесплатно и без регистрации.

Понятие, виды и особенности норм административного права (2)

Понятие, виды и особенности норм административного права.

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определять ее место в правовой системе России.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируются различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно-правовых норм.

Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством ‚правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений возникающих, изменяющихся и (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.

Виды норм административного права.

Административно-правовые нормы различных по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.

Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти, и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность.

Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Общая характеристика процессуальных административно-правовых норм нуждается в некоторых уточнениях. В частности, следует иметь в виду, что до сих пор проблема административного процесса относится к числу дискуссионных, что не решен положительно вопрос о выделении в структуре административного права самостоятельной части, именуемой «Административно-процессуальное право Российской Федерации». Необходимые предпосылки для этого имеются независимо от того, что в существующем сейчас виде процессуальные административно-правовые нормы неоднородны по своему управленческому и юридическому назначению. Не выделено административно-процессуальное законодательство; как правило, материальные и процессуальные нормы содержатся в единых нормативных актах.

В соответствии со сложившимися в юридической теории и практике представлениями о процессе и процессуальной деятельности следует акцентировать внимание преимущественно на их юридической сущности, как это имеет место, например, в отношении уголовного и гражданского процесса. На подобной базе можно выделить административно-юрисдикционные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения преимущественно во внесудебной форме различного рода административно-правовых споров.

Налицо, следовательно, правоохранительный аспект административно-юрисдикционных норм.

Но управленческая деятельность не сводится только к юрисдикционной. Существенна значимость, например, подготовки и принятия управленческих решений, регистрационных, разрешительных и иных функций, широко используемых в процессе государственно-управленческой деятельности. Это также процессуальные действия. В силу этого административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны повседневной деятельности по управлению, прежде всего практической работы аппарата управления, можно выделить в особую группу – административно-процедурные нормы.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общественное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.;

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних) и т.п. Это – специальный запрет;

в) уполномочивающие, или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоят в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты.

Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно – разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

Конкретное юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных) административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.

Так, гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностного лица и т.п.).

Если адресатом административно-правовых норм являются исполнительные органы (должностные лица), ситуация, не изменяясь по существу, приобретает особую юридическую окраску. Указанные субъекты самостоятельно выбирают определенный вариант Поведения из числа предлагаемых правовой нормой. Например, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных мер административного воздействия: потребовать устранения выявленных недостатков; привлечь виновных к административной ответственности; при- вить решение об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятия предъявить иск в суд или в арбитражный суд; направить материалы о привлечении виновных к уголовной ответственности и т.п. Очевидно, что применяется не вся совокупность названных средств воздействия, а лишь те, которые, по мнению полномочного должностного лица, являются наиболее эффективными;

г) стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Удельный вес подобного рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти, так называемых экономических рычагов (методов) управления. Например, чаще всего в таком аспекте говорится об установлении налоговых и иных льгот, освобождении от налогообложения, применении льготного кредитования и т.п.;

д) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. 1

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

а) административно-правовой статус граждан;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

в) административно-правовой статус государственных служащих – работников управленческого аппарата;

Нормы административного права и их виды – критерии классификации

Административно-правовые виды норм регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям в области административного права.

Значение и основные виды классификаций видов норм административного права

Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.

Основания

Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.

Систематизация правовых норм по предмету регулирования

Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные

Материальные – закрепляют административно-правовой статус участников правоотношений, фиксируя их права, обязанности и возможную ответственность. Они устанавливают порядок взаимодействия органов исполнительной власти с другими участниками управленческого процесса.

Примерами таких норм стали нормы о сроках реагирования на запросы граждан, полномочиях органов исполнительной власти. В связи с этим в юридической науке их называют статичными.

Процессуальные

Процессуальные – лишь устанавливают порядок и регулируют процесс государственного управления.

Например, нормы о порядке приема в ряды военнослужащих или о порядке применения ответственности за совершение административных проступков. Они служат для реализации материальных норм.

источник админ права

Оба вида норм содержатся в одних нормативных актах и административно–процессуальные аспекты не выделены в отдельную науку. Это вызвано их тесной взаимосвязью и разрозненностью источников административного права.

Предписание

Вторая распространенная типология основана на форме предписания.

  • императивные
  • диспозитивные
Что означает императивность

Императивность означает обязывающий характер. Такие нормы не предполагают свободы воли участников управленческих правоотношений.

Например, водитель обязан иметь при себе документы подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, договор обязательного страхования автогражданской ответственности и водительское удостоверение.

Характеристика норм рекомендательного характера

Нормы, носящие рекомендательный характер, служат для оптимизации взаимодействия участников правоотношений. Например, правительство РФ может издавать постановления для разъяснения правильного исполнения указов президента.

понятие и виды субъектов административного права

Из данной статьи станет известно, что собой представляет понятие и виды субъектов административного права.

Что собой представляет административное право как отрасль права, можно подробно узнать прочитав данную статью.

Узнать больше про международные договоры как источник административного права РФ, можно прочитав данную статью здесь: https://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/chastnoe/mezhdunarodnyj-dogovor-kak-istochnik-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava.html

В зависимости от предмета регулирования

  • обязывающие,
  • управомочивающие
  • запрещающие,
  • стимулирующие
  • рекомендательные нормы.
Обязывающие

Обязывающие нормы включают императивные предписания для участников отношений. В соответствии с ними лицо должно совершить действия в установленном порядке.

Например, все граждане мужского пола, достигшие 18 летнего возраста, получившие повестку о призыве на военную службу, должны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Работа государственных органов по обращению граждан во многом регулируется именно этими нормами.

В данном ключе не стоит забывать про юридические факты в административном праве. Вся подробная информация указана в данной статье.

Управомачивающие

Управомочивающие или дозволительные нормы не содержат прямого запрета на совершение действия, но и не обязывают к ним.

 виды систематизации норм административного права

Российская система права построена на принципе «что не запрещено – разрешено», а значит, такие нормы можно рассматривать как подвид разрешающих. Например, гражданин может принимать участие в акции по сбору крови для пострадавших в чрезвычайных ситуациях, но делать этого не обязан.

Запретительные

Запретительные – предусматривают запрет на определенное поведение и могут подкрепляться возможностью привлечения к ответственности. Запреты могут быть общими и специальными. Запрещение совершения административных правонарушений типичный общий запрет. Специальные регулируют поведение в отдельных ситуациях.

Например, во многих регионах страны несовершеннолетние не могут находиться в общественных местах после 23.00. Одна из особенностей административного права в наличии собственного санкционного аппарата.

Стимулирующие

Стимулирующие -предполагают поощрение участников правоотношений за должное поведение, а рекомендательные помогают найти оптимальный способ взаимодействия участников правоотношений. Примером могут стать постановления правительства, дающие рекомендации по исполнению указов президента.

По субъекту регулирования

  • устанавливающие административно-правовой статус: граждан, коммерческих юридических лиц, государственных предприятий и учреждений, общественных организаций и негосударственных структур, органов местного самоуправления и органов государственного управления.

По подчиненности

Можно выделить, зафиксированные в законах и подзаконных актах. Первые всегда имеют приоритет над вторыми.

Функции, обобщенность и пределы действия — основания классификации административных норм
Типология по пределам действия во времени выделяет срочные и бессрочные нормы. Так, при введении чрезвычайного положения будет указан предел его действия.

Бессрочные не предполагают ограничения по времени, но все равно бывают долгосрочными и краткосрочными.

Территориально норма административного права для ее субъектов действуют как на территории России, таки за границей. Исходя из этого, выделяют: нормы, работающие на всей территории страны, в пределах одного субъекта и межтерриториальные.

Например, нормы об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в ходе расследования административных правонарушений действуют на всей территории страны. В некоторых регионах существуют отдельные нормы, регулирующие пребывание несовершеннолетних в общественных местах после 23. 00. А решение о введении чрезвычайного положения может касаться нескольких регионов.

В зависимости от функционального назначения

  • дефиниции,
  • декларации,
  • оперативные
  • коллизионные.

Нормы – дефиниции закрепляют понятия или определения. Это широко распространенные нормы, ведь практически каждый нормативный акт содержит определения основных понятий, использованных в нем.

Декларативные – закрепляют основные принципы административного права в целом, его институтов и подотраслей. В большом количестве включены в КоАП РФ
Коллизионные нормы разрешают спорные аспекты применения нормативных актов, разъясняют, какой акт применяется при возникновении противоречий.

Оперативные – изменяют или отменяют действие административно-правовых норм. Например, существует отдельный закон о введение в действие КоАП.

Так же не мало важно знать и понимать функции административного права.

По уровню обобщения

Можно выделить:

  • общие
  • специальные.
Общие

Общими регулируется группа отношений в пределах института права. Это положения о военной службе, привлечении к административной ответственности и т. д.

Специальные

Специальные – создают исключения из общих правил. Например, нормы об отсрочке от службы в вооруженных силах, невозможности управления автотранспортным средством лицами, страдающими определенными заболеваниями и т. д.

Видео

Больше полезной информации касательно норм административных правоотношений смотрите на видео.

Возможно вам так же будет интересно узнать про административный прецедент как источник права. Вся информация находится в данной статье.

Что собой представляет принцип законности в административном праве, можно ознакомиться в данной статье.

Интересно так же будет узнать, что собой представляют общественные объединения административном праве.

Классификация административно-правовых норм не только позволяет лучше понимать их сущность и особенности, но и дает возможность развития юридической науке. Выбирая основание для классификации нужно учесть цель, которую она преследует.

Так, вопрос выделения административно-процессуальных норм в отдельную отрасль права до сих пор остается открытым. Это может служить основой для законотворческой деятельности с целью систематизации и оптимизации источников, упрощения применения норм административного права.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector