Abc-contact.ru

АБС Контакт
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание договора

Содержание договора

Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора.

Законодательство устанавливает как существенные следующие условия: 1)

условия о предмете договора. Без определения того, что является предметом договора, невозможно заключить ни один договор. Так, нельзя заключить договор купли-продажи, если между покупателем и продавцом не достигнуто соглашение о том, какие предметы будут проданы в соответствии с данным договором. Невозможно заключить договор поручения, если между сторонами не достигнуто соглашение о том, какие юридические действия поверенный должен совершить от имени доверителя, и т.д.; 2)

условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные. Так, например, в договоре о залоге должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В нем должно также содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество; 3)

условия, которые необходимы для договоров данного вида. Необходимыми, а стало быть, и существенными для конкретного договора считаются те условия, которые выражают его природу и без которых он не может существовать как данный вид договора. Например, договор простого товарищества немыслим без определения сторонами общей хозяйственной или иной цели, для достижения которой они обязуются совместно действовать; 4)

условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В отличие от существенных обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Обычные условия предусмотрены в соответствующих нормативных актах и автоматически вступают в действие в момент заключения договора. Это не означает, что обычные условия действуют вопреки воле сторон в договоре. Как и другие условия договора, обычные условия основываются на соглашении сторон. Только в данном случае соглашение сторон подчинить договор обычным условиям, содержащимся в норматив-

ных актах, выражается в самом факте заключения договора данного вида.

Случайными называются такие условия, которые изменяют либо дополняют обычные условия. Они включаются в текст договора по усмотрению сторон. Их отсутствие, так же как и отсутствие обычных условий, не влияет на действительность договора. Однако в отличие от обычных они приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в текст договора. Отсутствие случайного условия в отличие от существенных лишь в том случае влечет за собой признание данного договора незаключенным, если заинтересованная сторона докажет, что она требовала согласования данного условия. В противном случае договор считается заключенным и без случайного условия.

Читайте так же:
Как оценивается имущество при разводе

Иногда в содержание договора включают права и обязанности сторон. Между тем права и обязанности сторон составляют содержание обязательственного правоотношения, основанного на договоре, а не самого договора как юридического факта, породившего это обязательственное правоотношение.

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Объ­ект права международных договоров — соб­ст­вен­но до­го­вор ме­ж­ду­на­род­ный как ме­ж­ду­народное со­гла­ше­ние, за­клю­чён­ное субъ­ек­та­ми ме­ж­ду­народного пра­ва в письменной фор­ме и ре­гу­ли­руе­мое ме­ж­ду­народным пра­вом не­за­ви­си­мо от то­го, со­дер­жит­ся ли та­кое со­гла­ше­ние в од­ном до­ку­мен­те, в двух или не­сколь­ких свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой до­ку­мен­тах, а так­же не­за­ви­си­мо от его кон­крет­но­го на­име­но­ва­ния. Ме­ж­ду­народный до­го­вор — основной ис­точ­ник ме­ж­ду­народного пра­ва, важ­ный ин­ст­ру­мент осу­ще­ст­в­ле­ния внеш­ней функ­ции го­су­дарств. В си­лу это­го право международных договоров за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто в сис­те­ме ме­ж­ду­народного пра­ва, яв­ля­ясь од­ной из ве­ду­щих его от­рас­лей. Ме­ж­ду­народные до­го­во­ры оп­ре­де­ля­ют вза­им­ные пра­ва и обя­зан­но­сти сто­рон в по­ли­тической, эко­но­мической, на­уч­но-тех­нической, куль­тур­ной и других об­лас­тях. Ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип право международных договоров — прин­цип «до­го­во­ры долж­ны со­блю­дать­ся» (pacta sunt servanda). Он не толь­ко со­дер­жит тре­бо­ва­ние со­блю­де­ния до­го­во­ра, но и ус­та­нав­ли­ва­ет по­ря­док его вы­пол­не­ния в ду­хе доб­ро­со­ве­ст­но­сти. К прин­ци­пам право международных договоров так­же от­но­сят­ся прин­цип ра­вен­ст­ва сто­рон и прин­цип от­вет­ст­вен­но­сти за на­ру­ше­ние ме­ж­ду­народного до­го­во­ра.

В со­от­вет­ст­вии со статьей 7 Вен­ской кон­вен­ции 1969 гла­вы го­су­дарств, гла­вы пра­ви­тельств и ми­ни­ст­ры иностранных дел мо­гут пред­став­лять своё го­су­дар­ст­во без предъ­яв­ле­ния спец. пол­но­мо­чий. К та­кой ка­те­го­рии лиц от­но­сят­ся так­же гла­вы ди­пло­ма­тических пред­ста­ви­тельств, но толь­ко в це­лях при­ня­тия тек­ста до­го­во­ра; для под­пи­са­ния до­го­во­ра им нуж­ны спец. пол­но­мо­чия, ко­то­рые долж­ны вы­да­вать­ся ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с его внут­ри­го­су­дарственным пра­вом. Вы­да­ча пол­но­мо­чий долж­но­ст­ным ли­цам ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ций ре­гу­ли­ру­ет­ся внутренним пра­вом ка­ж­дой ор­га­ни­за­ции.

О пределах гражданской ответственности при совершении гражданами юридически значимых действий

Гражданская (гражданско-правовая) ответственность является одним из средств борьбы с гражданскими правонарушениями, обеспечения правомерного поведения. Наиболее оптимальный для общества вариант — добровольное, сознательное соблюдение, исполнение и использование норм права гражданами.
Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданского правонарушения и состоит в применении мер воздействия, имеющих, как правило, имущественный характер. Различают договорную и внедоговорную ответственность.
Основанием наступления договорной ответственности служит нарушение договора, то есть соглашения самих сторон. Поэтому такая ответственность может устанавливаться и за правонарушения, прямо не обеспеченные санкциями в действующем законодательстве, а в ряде случаев увеличиваться или уменьшаться по соглашению участников договора в сравнении с размером, предусмотренным законом. Внедоговорная ответственность может использоваться только в прямо предусмотренных законом случаях и размерах и на императивно установленных им условиях.
Гражданско-правовая ответственность основана на принципе полноты возмещения причиненного вреда или убытков. Это означает, что лицо, причинившее вред или убытки, по общему правилу должно возместить их в полном объеме, включая как реальный ущерб, так и неполученные доходы (п. 2 ст. 393, п. 1 ст. 1064ГК РФ), а в установленных законом случаях — и моральный вред.
Вместе с тем существуют и объективные границы гражданско-правовой ответственности, в том числе при совершении гражданами юридически значимых действий (действий, способных создавать, изменять и прекращать правовые отношения): она не должна превышать сумму убытков или размера причиненного вреда, так как даже полная компенсация потерпевшему не предполагает его обогащения вследствие правонарушения. Это обстоятельство особенно важно для сферы договорной ответственности, где правонарушения нередко влекут за собой взыскание с нарушителя не только убытков, но и заранее предусмотренной законом или договором неустойки. При этом ее размер может определяться не только законом, но и соглашением сторон, в том числе превышать установленный законом размер.
Неустойка может представлять собой штраф, то есть однократно взыскиваемую, заранее определенную денежную сумму, либо пеню — определенный процент от суммы долга, установленный на случай просрочки его исполнения и подлежащий периодической уплате (например, 0,5% от суммы просроченного займа за каждый месяц просрочки). Принято также различать договорную неустойку, которая устанавливается письменным соглашением сторон и условия исчисления и применения которой определяются исключительно по их усмотрению, и законную неустойку, то есть неустойку, установленную законодательством и применяемую независимо от соглашения сторон (ст. 332 ГК РФ).
Законную неустойку стороны вправе лишь увеличить (если закон не запрещает этого), но не могут уменьшить. Договорную неустойку стороны вправе изменить своим соглашением как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Как правило, неустойка не покрывает все понесенные потерпевшим убытки. Поэтому за ним сохраняется право на их взыскание, однако лишь в части, не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ), Неустойка, размер которой засчитывается в общую сумму убытков, называется зачетной и представляет собой общий, наиболее распространенный вид неустойки, отвечающей общим принципам гражданско-правовой ответственности. Законом или договором могут быть предусмотрены исключительные случаи:
— когда по выбору кредитора взыскиваются либо убытки, либо неустойка (альтернативная неустойка);
— когда допускается взыскание только неустойки и исключается взыскание любых убытков (исключительная неустойка);
— когда убытки взыскиваются в полной сумме сверх неустойки (п. 1 ст. 394 ГК РФ).
Альтернативная и исключительная неустойки фактически являются случаями ограничения размера ответственности (когда, например, транспортная организация за непредставление перевозочных средств уплачивает только штраф и не возмещает убытки, понесенные грузоотправителем) и в силу этого имеют исключительный характер.
В отдельных случаях закон может ограничить право на полное возмещение убытков ( п. 1 ст. 400 ГК РФ). Речь идет либо об ограничении возмещаемых убытков размерами реального ущерба и исключении из них упущенной выгоды (например, в договорах энергоснабжения в соответствии с п. 1 ст. 547 ГК РФ. Ограничения ответственности договором используются главным образом в предпринимательских отношениях и не допускаются для договоров предпринимателей с гражданами-потребителями (п. 2 ст. 400 ГК РФ).
Законом или договором допускается и установление обязанности причинителя вреда (во внедоговорных отношениях) выплатить потерпевшему компенсацию сверх установленного законом возмещения вреда (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Однако размер как внедоговорной, так и договорной ответственности, включая суммы неустойки и убытков, может быть уменьшен в тех случаях, когда убытки или вред, причиненный потерпевшему, стали результатом виновного поведения обеих сторон правоотношения либо возникли у обеих сторон.

Читайте так же:
Как обжаловать апелляционное определение верховного суда республики

628309, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,
2 мкр., 25 дом. pr_glava@admugansk.ru

Приемная главы города:
+7 (3463) 23-77-11
Городская общественная приемная:
+7 (3463) 22-96-72
Единая дежурно-диспетчерская служба:
+7 (3463) 31-01-18

Энциклопедия решений. Существенные условия договора фрахтования и его отличие от схожих договоров

Существенные условия договора фрахтования различаются в зависимости от вида фрахтуемого транспортного средства. Так, согласно ч. 2 ст. 18 УАТ договор фрахтования при перевозке груза должен включать:

— сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

— тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);

— маршрут и место подачи транспортного средства;

— сроки выполнения перевозки;

— размер платы за пользование транспортным средством.

В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст. 200 КТМ РФ). В бербоут-чартере указываются наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера (ст. 213 КТМ РФ).

Несмотря на использование единого термина "фрахтование" и общее определение этого вида договора, содержащееся в ст. 787 ГК РФ, договоры фрахтования отдельных видов транспортных средств и в зависимости от объекта перевозки имеют некоторые отличия, и вместе с тем обладают общими признаками с рядом других договоров. Так, договор фрахтования автомобильного транспорта для перевозки груза имеет некоторые общие признаки с договором перевозки грузов. Сходство между ними заключается, в частности, в том, что по договору фрахтования перевозка груза выполняется силами фрахтовщика по оговоренному сторонами маршруту. Различие состоит в том, что договор фрахтования не предусматривает обязанность фрахтовщика принять от отправителя груз и по завершении перевозки выдать его получателю. Заключение договора фрахтования подтверждается не транспортной накладной, а составлением заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза (притом стороны своим соглашением могут предусмотреть иной способ заключения договора фрахтования) (ч. 4 ст. 18 УАТ).

Читайте так же:
Алюминиевые фасадные системы для вентилируемого фасада ?

В некоторых случаях правоприменительная практика рассматривает договор фрахтования автомобильного транспорта для перевозки груза как разновидность договора перевозки (постановление Четырнадцатого ААС от 13.04.2012 N 14АП-9324/11). На наш взгляд, он все же является самостоятельным видом договора, хотя и обладает определенными чертами сходства с договором перевозки.

С другой стороны, договор фрахтования автомобильного транспорта имеет некоторые общие черты с договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, а именно: в обоих видах договоров предметом обязательства одной из сторон выступает предоставление на определенный период времени транспортного средства. Однако различия более существенные: договор фрахтования не требует индивидуализации транспортного средства, в отличие от договора аренды (п. 3 ст. 607 ГК РФ); он не предполагает перехода к фрахтователю прав владения и (или) пользования транспортным средством; наконец, использования транспортного средства по договору фрахтования имеет целевой характер: оно предоставляется в целях перевозки груза по определенному маршруту (постановление ФАС Центрального округа от 23.01.2012 N Ф10-4304/11).

Что же касается тайм-чартера и бербоут-чартера, то по своим существенным условиям эти договоры фактически являются разновидностью соответственно договора аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). В качестве таковых они рассматриваются и судами (постановления Восьмого ААС от 11.02.2009 N 08АП-748/2009, Тринадцатого ААС от 13.06.2006 N 13АП-3664/06).

Относительно договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров следует подчеркнуть его основные отличия от договора перевозки пассажира: он не является публичным; маршрут перевозки может отклоняться от регулярных маршрутов; пассажир может не выступать в качестве фрахтователя и, соответственно, не являться стороной такого договора. Как и договор фрахтования для перевозки груза, договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров является самостоятельным видом договора, регулирующим отношения в области перевозок (ст.ст. 27 — 30 УАТ, ст. 104 ВК РФ, п. 3 ст. 97 КВВТ РФ), либо, применительно к тайм-чартеру и бербоут-чартеру, разновидностью договора аренды транспортного средства с экипажем (без экипажа).

Читайте так же:
Выморочное имущество порядок оформления в муниципальную собственность

Закон не устанавливает единый перечень существенных условий для договоров фрахтования транспортных средств в целях перевозки пассажиров. Они могут различаться в зависимости от вида транспорта. Так, ч. 2 ст. 27 УАТ предусмотрены обязательные условия, подлежащие включению в договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу:

— сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

— тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);

— маршрут и место подачи транспортного средства;

— определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;

— сроки выполнения перевозки;

— размер платы за пользование транспортным средством;

— порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

При отсутствии согласованных сторонами существенных условий договор может быть признан незаключенным (постановления Пятнадцатого ААС от 28.04.2012 N 15АП-2852/12, Шестнадцатого ААС от 21.03.2012 N 16АП-223/12).

В отличие от перевозок транспортом общего пользования, плата по договору фрахтования транспортного средства определяется не на основании утвержденных тарифов, а исключительно соглашением сторон (п. 6 ч. 2 ст. 27 УАТ, п. 6 ст. 64 ВК РФ, п. 3 ст. 97 КВВТ РФ).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector