Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как обосновать НМЦД по 223-ФЗ в 2021 году

Как обосновать НМЦД по 223-ФЗ в 2021 году

Расшифровка НМЦД — это начальная (максимальная) цена договора по 223-ФЗ. В 2021 году ее обоснование стало обязательным для всех заказчиков.

Скачать Федеральный закон № 86-ФЗ от 05.04.2021 с официального интернет-портала правовой информации
Скачать образец обоснования цены договора с единственным поставщиком по 223-ФЗ
Скачать образец обоснования НМЦД методом анализа рынка на поставку товаров
Скачать образец обоснования НМЦД проектно-сметным методом в 2021 году

Обоснование НМЦД по 223-ФЗ обязательно с 15.07.2021

05.04.2021 на портале правовой информации опубликовали Федеральный закон № 86-ФЗ от 05.04.2021, который обязал заказчиков обосновывать начальную цену договора в закупках отдельными видами юридическим лицам.

Заказчики внесли коррективы в локальные положения, уточняя порядок обоснования:

  • максимальной ЦД;
  • формулы расчета стоимости;
  • расчета цены за единицу услуги (товара, работы).

По нормам закона № 223, НМЦ в закупках — это начальная (максимальная) или ориентировочная стоимость с формулой расчета (указанием цены за единицу товара). Порядок определения этой цифры организации разрабатывают самостоятельно и закладывают в положение о закупках.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили путеводитель по спорам из-за неуказания НМЦД. Используйте его бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Как обосновать НМЦД: пошаговая инструкция для заказчика

Закон о закупках товаров, работ, услуг уточняет, где заказчик по 223-ФЗ указывает НМЦД: в извещении о покупке, тендерной документации, планах. Вот пошаговая инструкция, как подготовить обоснование стоимости договора:

Шаг 1. Сформулировать возможные методы расчета. Большинство заказчиков за основу берут методы, которые закреплены в статье 22 44-ФЗ. Основные из них:

  • анализ рынка. Этот метод используют для обоснования стоимости большинства товаров и услуг;
  • проектно-сметный метод обоснования начальной максимальной цены для 223-ФЗ, который применяют при подготовке документации на строительные (проектные) работы;
  • тарифный. Его используют для определения суммы договора с поставщиками коммунальных услуг (монополии, ЖКХ и т. п.).

Также компания вправе предусмотреть особые методы обоснования НМЦ. Например:

  • затратный метод, где НМЦД равна сумме всех затрат. Актуален для высокотехнологичных разработок;
  • коэффициентный, когда сумма покупки определяется как объем потребностей за прошлый год, помноженный на коэффициент роста производства, что актуально при обосновании НМЦД на поставку сырья;
  • индексный, когда максимальная стоимость договора равна предыдущей цене закупки, помноженной на индекс инфляции. Такой метод удобен при стабильных объемах закупок, которые идут из года в год. Пример: ежегодная покупка расходных материалов для обучающихся.

Индексный метод определения НМЦК

Шаг 2. Привести порядок определения формулы цены по 223-ФЗ и допустимые значения коэффициента вариации цен по 223, позаимствовав сведения из приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, который берут за основу заказчики, закупающие по 44-ФЗ. Для калькуляции таких услуг, как ОСАГО, понадобятся тарифы и формулы из указания Банка России от 28.07.2020 N 5515-У. Также понадобится специальная формула, которую используют для закупок с неясным объемом. В качестве основы подойдет стандартная формула расчета, где значение объема выступит в роли переменной:

формула цены по 223-фз

Шаг 3. Закрепить, каким способом заказчики по 223-ФЗ определяют НМЦД, в локальном положении. Отдельно прописать методологию определения цены для каждого способа и привести формулы расчета.

Шаг 5. Включить данные о НМЦД в извещение о закупке и тендерную документацию, добавив в нее дополнительный блок «Расчет-обоснование НМЦД».

Шаг 6. Опубликовать извещение и расчет в составе документации при размещении заказа. Показываем, как определить начальную максимальную цену для закупок услуг естественных монополий по 223-ФЗ в этом году:

  1. Уточните размер тарифов у поставщика ресурсов.
  2. Используйте тарифный метод обоснования стоимости. Вот пример формулы для расчета НМЦ по 223-ФЗ этим методом:

Формула для тарифного метода определения НМЦК

Закон разъясняет, допускается ли указать ориентировочную цену по 223-ФЗ: да, если заранее неизвестен точный объем покупки (пп. 5 ч. 9 ст. 4 223-ФЗ). Например, при заключении договора на поставку запасных частей. Тогда же используют сведения о стоимости единицы товара вместо НМЦД и формулу.

Для закупок у единственного поставщика заказчики чаще всего в положении о закупке прописывают, что обосновывать начальную (максимальную) цену договора с единственным поставщиком в рамках закона № 223 не требуется.

Но есть и те, кто прописывает специальный порядок такого обоснования.

Примеры обоснований

Чаще всего заказчики используют для обоснования НМЦД анализ рынка. Для расчета используют коммерческие предложения по 223-ФЗ для обоснования цены, по аналогии с Федеральной контрактной системой.

Пример обоснования НМЦК

Пример, как обосновать стоимость тендера проектно-сметным методом:

Локальный сметный расчет

Разъяснения по теме

Как определять начальную (максимальную) цену договора для проведения закупок, заключения и исполнения договоров и исчисления НДС применяющим УСН индивидуальным предпринимателям

Залужная Элла

Опыт работы в сфере госзаказа более 10 лет (скорая помощь, театр им. Н.П. Акимова, Биржа — торги для Газпрома, Транснефти). Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» (Университет при МА ЕВРАЗЭС), дипломированный эксперт по госзакупкам.

Читайте так же:
Взыскание долга по договору займа

Энциклопедия решений. Цена гражданско-правового договора

В Гражданском кодексе РФ установлена презумпция возмездности договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Это означает, что договор предполагается возмездным, если его безвозмездный характер не вытекает из предписаний закона, иных правовых актов, содержания или существа договора (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2009 N А32-9767/2008-35/148).

В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается, как правило, по цене, установленной соглашением сторон. Под ценой договора понимается размер денежных средств, подлежащих уплате за предоставление товаров, выполнение работ, оказание услуг по договору.

Для некоторых видов договоров (например, для договора продажи недвижимости (ст. 555 ГК), договора аренды зданий или сооружений (п. 1 ст. 654 ГК РФ), цена договора является существенным условием. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о цене такие договоры считаются незаключенными.

Однако по общему правилу цена существенным условием возмездного договора не является. На это указывают положения п. 3 ст. 424 ГК РФ (см. также, например, постановление ФАС Поволжского округа от 10.04.2012 N Ф06-1732/12). Поэтому в случае отсутствия цены в возмездном договоре и невозможности ее определения исходя из условий заключенного договора исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги*(1).

Как разъяснено в п. 54 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.

Следует иметь в виду, что судебная практика по данному вопросу противоречива и в других судебных решениях суды нередко указывают, что по общему правилу цена является существенным условием любого возмездного договора (см., например, постановление ФАС Московского округа от 25.08.2011 N Ф05-8115/11).

В случае, если при разрешении спора неуказание цены договора будет расценено судом как отсутствие соглашения сторон по существенному условию договора, это повлечет признание договора незаключенным.

Поэтому, если стороны желают избежать дополнительных споров и риска признания договора незаключенным, целесообразно согласовать условие о цене при заключении возмездного договора.

В абзаце втором п. 1 ст. 424 ГК РФ указывается, что в случаях, предусмотренных законом, применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные уполномоченными государственными органами (органами местного самоуправления). Так, например, тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").

Привлечение независимого оценщика для определения рыночной или иной стоимости имущества в целях определения цены договора, как правило, носит добровольный характер. В тех случаях, когда законодатель считает привлечение независимого оценщика обязательным, он прямо указывает на это в тексте закона.

По общему правилу цена в договоре должна быть выражена в рублях. Однако согласно п. 2 ст. 317 ГК РФ стороны имеют право указывать в договоре стоимость товаров (работ, услуг) в иностранной валюте или условных денежных единицах. В этом случае сумма, подлежащая уплате в рублях, определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если в договоре не установлен иной порядок.

Изменение цены после заключения договора согласно п. 2 ст. 424 ГК РФ допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Так, например, согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", если иное не предусмотрено договором лизинга, размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца. Размер арендной платы по другим видам договора аренды может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ)*(2).

*(1) Следует учитывать, что цена договора является существенным условием не только в случаях, прямо предусмотренных законом или иным правовым актом, но и когда одна из сторон при заключении договора заявляет о необходимости ее согласования (абзац второй п. 1 ст. 432 ГК РФ, см. также п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165).

*(2) Данные нормы являются диспозитивными и допускают изменение по соглашению сторон условия договора аренды о размере арендной платы чаще одного раза в год, в том числе и в случае, когда указание на возможность такого изменения в самом договоре аренды отсутствует (см. п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73). Однако если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (ст. 310 ГК РФ), то по смыслу п. 3 ст. 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год.

Читайте так же:
Договор аренды земельного участка под жилищное строительство

Утверждено Постановление Правительства России о возможности изменения цены государственного контракта

В 2021 году существенно выросли цены на строительные ресурсы, что повлекло за собой серьезные последствия. В частности, невозможным стало исполнение значительной части строительных контрактов с твердой договорной ценой. 9 августа Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому заказчики смогут изменить условия заключенных контрактов.

Теперь заказчики (перечень которых приведен в приложении к постановлению) могут изменить цену контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Документ устанавливает, что заказчики могут изменить существенные условия контракта в случае, если:

— контракт заключен до 1 июля 2021 года, и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены;

— физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения, предусмотренные проектной документацией, не изменяются;

— изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.

Постановление также устанавливает, что если в результате изменения существенных условий контракта новая цена контракта превысит стоимость объекта капитального строительства, указанную в акте (решении) об осуществлении капитальных вложений, такое изменение (увеличение) осуществляется после принятия решения Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением № 1315 размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Минстроя России, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, — по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации.

Кроме того, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям, а также юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» рекомендуется при изменении (увеличении) цены контракта учитывать положения Постановления № 1315.

Порядок определения размера изменения (увеличения) цены контракта по смете контракта установлен приказом Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр. Данный приказ зарегистрирован Минюстом России и вступит в силу с 24 августа 2021 года.

В соответствии с порядком, обоснованием существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, оказывающего влияние на изменение цены контракта, является расчет, который подрядчик направляет заказчику. В зависимости от цены контракта, порядком предусмотрены несколько алгоритмов расчета.

Первый алгоритм, для контрактов со стоимостью до 30 млн. рублей, предусматривает выполнение расчетов на основании величины возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения предусмотренных контрактом работ. Этот алгоритм позволяет определить разницу в стоимости строительных материалов и (или) оборудования, учтенных при формировании НМЦК и их стоимостью на дату выполнения расчетов. Алгоритм применяется для контрактов, где используется небольшое количество строительных ресурсов.

Второй алгоритм — для контрактов от 30 до 100 млн. рублей — предусматривает выполнение расчетов с использованием коэффициента корректировки цены контракта, рассчитанного на основании стоимости строительства, определенной с использованием ежеквартальных укрупненных индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минстроем России. Такой алгоритм позволяет определить величину изменения цены контракта без пересчета всех строительных ресурсов, используемых при выполнении работ, значительно сокращает сроки выполнения расчета.

Третий алгоритм — для контрактов от 100 млн. рублей и выше — аналогичен второму алгоритму, но предусматривает дополнительному проверку правильности определения достоверности сметной стоимости органами государственной экспертизы.

Если у вас возникли вопросы о порядке расчетов увеличения цены контракта, Главгосэкспертиза России готова оказать необходимую консультационную помощь. Вопросы можно присылать по адресу: info@gge.ru.

Также на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) создан отдельный портал, на котором размещается информация о порядке изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов (https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315).

На ресурсе можно найти Постановление Правительства РФ № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и приказ Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр.

На портале также можно ознакомиться с презентационными материалами для дополнительного информирования заинтересованных лиц и упрощения работы с нормативными правовыми документами, прочитать разъяснения по порядку проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства. Отдельно приводятся примеры (образцы) расчетов, выполненные в соответствии с требованиями Постановления № 1315 и Приказа № 500/пр.

Читайте так же:
Должностная инструкция заместителя генерального директора музея

Ответы на типовые вопросы по данной тематике размещены в отдельном разделе, доступном по ссылке https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/faq/category/20 . Опубликовано около 40 ответов на вопросы, поступившие от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, реализована возможность в случае необходимости обратиться за разъяснениями (задать вопрос) при отсутствии аналогичной проблематики в «Базе знаний».

Информационные материалы, размещаемые на указанном портале, будут актуализироваться и дополняться на регулярной основе.

Доступ к порталу, посвященному Порядку изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов дополнительно обеспечен из раздела «Важная информация» сайта Главгосэкспертизы .

Уравнение с одним неизвестным. Что делать, если не ясна сумма договора до завершения исполнения по нему обязательств

В некоторых случаях заранее определить сумму, на которую будут оказаны услуги, закупаемые по госконтракту, не представляется возможным. Ее непредсказуемая величина зависит от количества предоставленных услуг за определенный период времени и становится известна только по прошествии этого периода. Само собой, при заключении таких договоров у обеих сторон возникает немало вопросов, связанных со сроками публикации договора в Единой информационной системе (ЕИС), порядке составления отчета и т.д. и т.п. С помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ попробуем дать ответы на некоторые из этих вопросов на примерах из практики.

Договор на обслуживание карт на сумму до 100 тыс. руб заключен по Закону № 223-ФЗ у единственного поставщика. Извещение, документация и договор не размещались на официальном сайте. В настоящее время сумма по договору увеличивается дополнительным соглашением свыше 100 тыс. руб.

Согласно договору банк взимает комиссию за совершение операций по банковскому счету, размер которой зависит от поступлений на счет, суммы которых заблаговременно определить невозможно (например, неизвестно, какую выручку от продажи билетов получит кинотеатр в том или ином периоде, банк берет за обслуживание карт процент в конце месяца).

Поэтому сложилась ситуация, когда при заключении договора его цена была определена в размере не более 100 тыс. руб., а фактически услуги по договору оказаны на сумму, которая превышает эту величину.

Нужно ли эту закупку опубликовывать на официальном сайте (извещение, документацию, проект договора, договор – в реестр договоров)?

Нужно ли вносить изменения в отчет в том месяце, в котором был заключен этот договор?

Как правильно заключать такой договор, если сумма договора точно неизвестна?

Новая закупка или изменение договора

В рассматриваемой ситуации при увеличении цены договора у заказчика нет обязанности размещать в единой информационной системе информацию о закупке и передавать сведения о ней. Вместе с тем возможно, что целесообразно внести изменения в отчетность о договорах определенного месяца, в котором был заключен договор и его цена изменилась, увеличив общую сумму на сумму увеличения цены данного договора. В том же случае, если цена договора установлена ориентировочная, определяющаяся по факту исполнения по установленной договором формуле, нет необходимости и во внесении изменений в договор и в отчетность.

Стоит заметить, что понятие закупки не получило определения ни в Законе № 223-ФЗ, ни в подзаконных нормативных правовых актах. Из некоторых указаний Закона № 223-ФЗ, например, из п. 3 ч. 9 ст. 4 этого закона, о том, что в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, из указания ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, что одновременно публикуется проект договора, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора. Положение о закупке должно регулировать также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимаются процедура выбора контрагента для заключения с ним договора, само заключение договора и его исполнение. Отсюда же следует, что изменение договора новой закупкой не является.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в ЕИС при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 15 и 16 той же статьи. В случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Также информация и документы о закупке вносятся в реестр договоров, заключенных заказчиками. Вместе с тем туда не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с Законом № 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС (ст. 4.1 этого Закона).

В частности, ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено право заказчика не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб. – 500 тыс. руб.

Читайте так же:
Как вернуть деньги выплаченные по алиментам после смерти жены

Таким образом, сведения о закупке товаров, работ, услуг стоимостью не более 100 тыс. руб. могут не включаться в ЕИС и не отражаться в реестре договоров.

Ориентировочно и окончательно

Закон № 223-ФЗ неоднократно указывает на необходимость установления цены договора в целом (ч. 5, п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). При этом п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ требует включения в документацию о закупке порядка формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей), говоря именно о цене договора в целом. Каких-либо исключений, когда может устанавливаться цена не по договору в целом, а например, за цену единицы товара, работы и услуги, не предусматривается. С этим тесно связано и указание п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, что договор должен включать описание предмета договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Каких-либо исключений также не предусмотрено. Кроме того, для применения правила о размещении информации о закупке и исключений из него, предусмотренных ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, заказчик в любом случае должен заранее определить сумму договора.

Вместе с тем Закон № 223-ФЗ не требует, чтобы цена договора и количество товара, объем работ или услуг по нему определялись твердыми и не запрещает определять цену единицы товара, работы, услуги. Соответственно, заказчик может руководствоваться принципом свободы договора, закрепленного в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, согласно которому стороны договора свободны в определении любых условий договора, кроме противоречащих закону и тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (смотрите также ст. 422 ГК РФ), с учетом способа закупки. Отсюда можно сделать вывод, что заказчик в любом случае обязан определить цену договора, количество товаров, объем работ или услуг, однако в ряде случаев, в зависимости от своих потребностей, вправе указать, что данные цена и количество (объем) являются ориентировочными, а окончательные размеры цены и количества (объема) определяются, например, по включенной в договор формуле или по фактическому исполнению. Возможность включения такого механизма в договор поставки прямо предусмотрена ст. 485 ГК РФ, также об определении цены договора подряда приблизительной сметой говорит п. 4 ст. 709 ГК РФ. Как представляется, это вполне соответствует и указаниям п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ относительно определения порядка формирования цены, поскольку по контексту данной нормы перечисление в ней факторов формирования цены не является исчерпывающим.

Можно предположить, что договор, который предусматривает уплату комиссии в зависимости от неопределенного заранее объема фактических поступлений денежных средств на счет, также должен относиться к договорам, объем и стоимость услуг по которым определяются при определении исполнителя ориентировочно, а окончательные объем и стоимость услуг определяются по фактическому исполнению. Соответственно, фактическое исполнение такого договора в объеме, превышающем установленный при заключении, не должно расцениваться как изменение договора, в частности его цены. Заметим в этой связи, что ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусматривает ежемесячное размещение обобщенной информации о заключении договоров, но не об их исполнении. Сведения об исполнении договоров включаются в реестр договоров (пп. «з» п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132). Однако, как уже говорилось выше, сведения о договорах, заключенных в рамках закупки, сведения о которой не размещаются в ЕИС, в реестр договоров не включаются.

Что и когда размещать в ЕИС?

Вместе с тем определить точное содержание конкретных условий договора могут только его стороны либо при наличии разногласий суд, который примет во внимание как все условия договора в целом, так и предшествующую и последующую переписку сторон, их поведение после заключения договора и другие обстоятельства (ст. 431 ГК РФ).

В связи с этим следует отметить, что Закон № 223-ФЗ не ограничивает стороны договора в праве изменить любые его условия, в том числе заключить соглашение об увеличении объема услуг по договору с соответствующим увеличением его цены. Необходимо отметить, что в некоторых случаях это может быть расценено как новая закупка, однако, скорее всего, если увеличение объема услуг изначально предполагалось договором, такая квалификация отпадает. При этом названный закон не запрещает увеличить цену договора в том случае, когда первоначальная цена договора была определена в пределах размера, позволяющего не размещать сведения о закупке в ЕИС, а новая цена превышает такой предел и не определяет последствия такой ситуации.

Читайте так же:
Багаж 1PC: что это значит, какие нормы провоза?

Следует полагать, что у заказчика при таких обстоятельствах нет оснований для размещения сведений о закупке в ЕИС и направления соответствующих сведений и документов для их включения в реестр договоров. По смыслу ч. 5, п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, а также правил раздела IV положения о размещении в Единой информационной системе информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908, стоимость товаров (работ, услуг), исходя из которой заказчик принимает решение о внесении или невнесении информации о закупке в ЕИС, определяется на дату составления извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора, то есть до момента заключения и исполнения договора. Внесение такой информации в ЕИС «задним числом» (за прошлый период) в случае, когда при заключении или исполнении договора увеличивается его первоначальная цена, ни Закон № 223-ФЗ, ни положение не предусматривают.

Таким образом, формально у заказчика в рассматриваемой ситуации нет оснований вносить в ЕИС, а также в реестр договоров сведения об изменении условий договора с банком. Вместе с тем официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики, в которых рассматривалась бы подобная ситуация, обнаружить не удалось. Поэтому нельзя исключить вероятности того, что контролирующие органы будут придерживаться иного мнения по данному вопросу со всеми вытекающими отсюда для заказчика негативными последствиями (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, смотрите также п. 3 письма Минэкономразвития России от 10.07.2015 № Д28и-2012). В связи с этим заказчику целесообразно обратиться за письменными разъяснениями по этому вопросу в Минэкономразвития России или ФАС России.

Отчетный период

Кроме того, следует обратить внимание на следующее. В соответствии с ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте обобщенную информацию о заключении договоров, прежде всего об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком вообще, а также о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (контрагента). Размещение этой информации осуществляется заказчиком в порядке, установленном разделом VIII положения. В частности, порядок формирования документа, содержащего сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам соответствующих закупок, определен п.п. 45, 47 положения. А п. 51 положения указывает на порядок внесения заказчиком изменений в документы, которые предусмотрены п.п. 45 и 47 того же положения. К сожалению, ни Закон № 223-ФЗ, ни раздел VIII положения не предусматривают основания, по которым заказчик обязан внести в ЕИС изменения в обобщенные сведения о договорах, которые он заключил в отчетном месяце.

Согласно разъяснениям, которые приведены в п. 2 письма Минэкономразвития России от 08.04.2015 № Д28и-987, в случае если заказчиком заключен договор в одном отчетном периоде, а цена договора изменилась в другом отчетном периоде, заказчику в соответствии с положением необходимо внести изменения в документ, содержащий сведения о количестве и общей стоимости таких договоров, размещенный в отчетный период, в котором заключен договор. При этом ни Закон № 223-ФЗ, ни раздел VIII положения напрямую не связывают внесение таких изменений с необходимостью внесения в ЕИС информации об изменении договора.

Отсюда можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае заказчик должен внести изменения в сведения об общей стоимости договоров, заключенных им в соответствующем отчетном месяце, увеличив ее на сумму, на которую увеличилась цена указанного в вопросе договора. Аналогично следует изменить сведения об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (п.п. 51, 52 положения).

Надо заметить, что указанная позиция представляется не бесспорной. Как уже говорилось, ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает обязанность размещения информации именно о заключенных в течение отчетного месяца договорах, а не об их изменении или исполнении. При этом под «отчетным периодом» (в данном случае – «отчетным месяцем») следует понимать «период, в котором происходят события, о которых формируется отчет». Представляется, что последующее изменение цены договора никак не может отменить того факта, что стороны изначально, при заключении договора, согласовали его цену в размере, учтенном в соответствующем отчете.

Тем не менее, хотя в самом упомянутом письме указано, что Минэкономразвития России не наделено компетенцией по разъяснению законодательства РФ, велика вероятность, что контролирующие органы будут придерживаться изложенной в нем позиции.

В том же случае, если цена установлена ориентировочная, а окончательная сумма оплаты определяется по факту исполнения по формуле, установленной договором, формально цена договора, как уже было сказано выше, не изменяется. Соответственно, нет необходимости и во внесении изменения в отчетность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector