Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды разрешенного использования земельных участков

Виды разрешенного использования земельных участков

Когда мы приобретаем землю, у нас есть множество вариантов того, что на ней делать. Один построит дом, другой разместит торговый центр, третий разобьет огород, а четвертый заведет корову.

Вот только на одном и том же месте нельзя делать все вместе. Именно поэтому мы не видим многоэтажек посреди сельскохозяйственных угодий, а по соседству с гипермаркетами нет пастбищ. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2020 помогает разобраться в том, как ими можно распорядиться.

Какие бывают земли

Согласно статье 7 Земельного кодекса , все земли на территории нашей страны можно разделить по целевому назначению на семь групп:

  • для сельского хозяйства;
  • для населенных пунктов;
  • для промышленных целей;
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • особо охраняемые территории;
  • запас (не предоставленные в пользование для каких-либо целей).

Утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 классификатор видов разрешенного использования земельных участков составлен исходя из расширенной классификации. Кроме вышеназванных семи групп, он включает также такие цели эксплуатации земли:

  • ведение бизнеса;
  • организация рекреационных зон;
  • транспорт;
  • обеспечение обороны и безопасности.

Земли запаса включены в группу территорий общего пользования наравне с теми, что отводят под ритуальную и специальную (обращение с разными видами отходов) деятельность. Под землями общего назначения понимают сады и огороды. В каждой из этих 13 групп есть свой список типов земель.

Разрешенное использование земельных участков: классификатор 2020

Как гласит статья 37 Градостроительного кодекса , у одного и того же надела могут быть сразу три типа его назначения:

  1. Основной. Имеется в виду то, чем точно можно заниматься на участке на законных основаниях.
  2. Условно-разрешенный. Возможно изменение разрешенного использования земельного участка на него. Но для этого необходимо соблюсти важные условия. В частности, в соответствии со статьей 39 ГрК РФ , следует получить одобрение на общественных слушаниях и согласовать с администрацией города.
  3. Вспомогательный. Может существовать только в связке с одним из двух вышеназванных.

Пример: основной вид — индивидуальное жилищное строительство, вспомогательный — стоянка легковых автомобилей, условно-разрешенный — гостиничное обслуживание. Так, изменение вида разрешенного использования земельного участка 2020 позволит личный коттедж превратить в мини-отель.

Где узнать, как разрешено использовать надел

Информация эта открытая в отношении любого надела. На публичной кадастровой карте можно найти только основной вид. Полные же официальные данные приводятся в выписке из ЕГРН. У собственника (если он регистрировал права после 01.01.2017) она должна быть на руках.

Если вместо нее — свидетельство или информация нужна другому лицу (риелтору, нотариусу, покупателю), то такой документ можно заказать через МФЦ или онлайн на сайте Росреестра.

Еще одна ситуация — землю выделяют впервые. Тогда, согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ , основной и вспомогательный типы использования можно выбрать самостоятельно. Главное — заглянуть в классификатор разрешенного использования земельных участков (2020 год) и уточнить, какие из них возможны в рамках данного целевого назначения.

Порядок определения кадастровой стоимости земельного участка

Недвижимость — это объект, имеющий свою цену, характеристику. Каждый земельный участок имеет свои индивидуальные характеристики. К таким характеристикам, в том числе, относятся: категория земельного участка и вид разрешенного использования. В соответствии с назначением земли и видом его использования и рассчитывается кадастровая стоимость конкретного земельного участка..
Кадастровая стоимость – это стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в отношении вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Определение кадастровой стоимости земельного участка производится строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, порядок определения и расчёта кадастровой стоимости подробно регламентирован и состоит в следующем:

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, которая должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

2. Управление Росреестра в соответствующем субъекте Российской Федерации готовит перечень всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке.

3. Отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки.

4. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости.

В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду функционального использования.
Все земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра.
Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. То есть, применительно к землям населенных пунктов, удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
При этом, если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.

Читайте так же:
Взыскание долга по договору подряда

5. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости.

6. Утверждение органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости.

7. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:

· его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;

· размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.

Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (распоряжения о предоставлении земель? договоры аренды и купли-продажи, акты выбора земельного участка и др.). Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам.Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать функциональному назначению возведенного в установленном порядке объекта недвижимости на данном земельном участке.В свою очередь, функциональное назначение объекта определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Приведем пример, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «Офис», то участок будет отнесен к группе № 7 — Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

Типовой перечень видов разрешённого использования.

Типовой перечень видов разрешённого использования будет применен в случае, если перечень для оценки сформирован после 03.04.2011 (вступления в силу Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 11.01.2011 №3)

Наименование вида разрешённого использования

Состав вида разрешённого использования

Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки.

Земельные участки, предназначенные для размещения среднеэтажных жилых домов;

Земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажных жилых домов;

Земельные участки общежитий ;

Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.

Земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажных жилых домов;

Земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства;

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки);

Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок

Земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта;

Земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества.

Дачное строительство, садоводство и огородничество;

Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Земельные участки для размещения объектов оптовой торговли;

Земельные участки для размещения объектов розничной торговли;

Земельные участки ресторанов, кафе, баров;

Земельные участки столовых при предприятиях и учреждениях и предприятий поставки продукции общественного питания;

Земельные участки рынков;

Земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания;

Земельные участки химчисток, прачечных;

Земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования;

Земельные участки мастерских фотоателье, фото лабораторий;

Земельные участки бань;

Земельные участки парикмахерских;

Земельные участки предприятий по прокату;

Земельные участки объектов по оказанию ритуальных и обрядовых услуг (свадеб и юбилеев);

Земельные участки игровых залов, игровых автоматов, игровых домов (казино), тотализаторов, организаций лотерей (включая продажу лотерейных билетов);

Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц

Земельные участки гостиниц;

Земельные участки прочих мест для временного проживания (отелей, мотелей);

Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Земельные участки лиц, занимающихся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью;

Земельные участки организаций, занимающихся банковской и страховой деятельностью;

Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения

Читайте так же:
Как доказать факт совместного или раздельного проживания

Земельные участки домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей;

Земельные участки домов рыболовов и охотников;

Земельные участки детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристских троп, трасс, детских и спортивных лагерей;

Земельные участки пригодных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

Земельные участки парков (культуры и отдыха);

Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок

Земельные участки фабрик, заводов и комбинатов;

Земельные участки производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов;

Земельные участки типографий;

Земельные участки других промышленных предприятий;

Земельные участки ДЭЗов (РЭУ, ЖЭК);

Земельные участки объектов коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в п.13 настоящего перечня);

Земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронении отходов;

Земельные участки мусороперерабатывающих (мусоросжигающих предприятий);

Земельные участки кладбищ и крематориев;

Земельные участки баз и складов;

Земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов

Земельные участки тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций;

Земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов;

Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов

Земельные участки для размещения речных портов;

Земельные участки для размещения морских торговых портов, морских рыбных портов, морских специализированных портов;

Земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов и железнодорожных станций;

Земельные участки для размещения автодорожных вокзалов и автостанций;

Земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов и аэровокзалов;

Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте

Земельные участки для размещения водных объектов (за исключением земельных участков, указанных в п.16 настоящего перечня);

Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиолинейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, обороны, безопасности, военных объектов.

Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых;

Земельные участки для размещения железнодорожных путей и установления полос отвода и охранных зон железных дорог;

Земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

Земельные участки автомобильных дорог (за исключением земельных участков, указанных в п.16 настоящего перечня), их конструктивных элементов и дорожных сооружений, а также полос отвода автомобильных дорог;

Земельные участки для размещения объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

Земельные участки для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

Земельные участки для размещения причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

Земельные участки гидротехнических и иных сооружений;

Земельные участки депо, открытых линий метро и наземных линий иного общественного транспорта;

Земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

Земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

Земельные участки эксплуатационных предприятий связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

Земельные участки кабельные, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации, необслуживаемых усилительных пунктов на линии связи и соответствующих охранных зон;

Земельные участки наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи;

Земельные участки иных конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, объектов космической деятельности;

Земельные участки объектов военной безопасности и прочих объектов обороны;

Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, в том числе городскими лесами, скверами, парками, городскими садами

Земельные участки, имеющие особое природоохранное значение (земли государственных природных заповедников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; земельные участки запретных и нерестоохранных полос;

Читайте так же:
Где взять справку о смерти повторно

Земельные участки, имеющие научное, эстетическое и иное особо ценное значение (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования);

Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования

Земельные участки сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями);

Земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, объектов сельскохозяйственного назначения;

Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоёмов, каналов и коллекторов, набережные

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, шоссе, аллеями, заставами, переулками, тупиками, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации;

Земельные участки земель резерва;

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

Земельные участки под полосами отвода водоёмов, каналов и коллекторов;

Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии

Земельные участки организаций обязательного социального обеспечения и объектов предоставления социальных услуг;

Земельные участки органов по реализации внешней политики, обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Земельные участки органов государственного управления общего и социально-экономического характера;

Земельные участки образовательных учреждений (дошкольные, общеобразовательные, начального, среднего, высшего профессионального и послевузовского образования, дополнительного образования взрослых);

Земельные участки научных организаций (научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность);

Земельные участки государственных академий наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств);

Земельные участки объектов здравоохранения (лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы); Земельные участки ветеринарных лечебниц;

Земельные участки спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждений;

Земельные участки детско-юношеских, спортивных школ, клубов физической подготовки, спортивно-технических школ;

Земельные участки образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта;

Земельные участки общероссийских физкультурно-спортивных объединений (физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества);

Земельные участки учреждений кино и кинопроката;

Земельные участки театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и коллективов филармонии;

Земельные участки выставок, музеев;

Земельные участки музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений и библиотек;

Земельные участки религиозных групп и организаций;

Земельные участки гидрометеорологической службы;

(Типовой перечень видов разрешённого использования земель населенных пунктов установлены Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007г. №39 в редакции Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 11.01.2011 №3).

Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 80-КГ17-3

Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания — Пятый элемент» на решение Ульяновского областного суда от 14 апреля 2016 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 19 июля 2016 г. и определение Ульяновского областного суда от 25 октября 2016 г. по материалам истребованного дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания — Пятый элемент» об устранении в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровой ошибки,

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания — Пятый элемент» (далее — ООО «Управляющая компания — Пятый элемент») обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением об устранении в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровой ошибки путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:031401:31, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Ефремова, восточнее ГСК «Доброволец» (юго-западнее жилого дома N 75 по ул. Ефремова), исходя из удельного показателя для 3-й группы видов разрешенного использования.

Решением Ульяновского областного суда от 14 апреля 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 19 июля 2016 г., в удовлетворении заявления ООО «Управляющая компания — Пятый элемент» отказано.

Читайте так же:
В приписном нет отсрочки

Определением Ульяновского областного суда от 25 октября 2016 г. заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе ООО «Управляющая компания — Пятый элемент» ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебный акт суда первой, апелляционной и кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, удовлетворив требования административного истца.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При изучении доводов кассационной жалобы ООО «Управляющая компания — Пятый элемент» по материалам истребованного дела установлены основания для ее передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации на предмет отмены судебных актов.

Согласно материалам дела, в соответствии с договором аренды от 29 сентября 2010 г. N <. > земельный участок с кадастровым номером 73:24:031401:31 предоставлен ООО «Пятый элемент» для использования под размещение стоянки автомобильного транспорта. В соответствии с договором аренды размер арендной платы определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка. Договором от 22 ноября 2010 г. ООО «Пятый элемент» передало права и обязанности по договору аренды N <. > административному истцу — ООО «Управляющая компания — Пятый элемент».

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. N 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г. определена в размере 3 014 961,5 руб. исходя из удельного показателя 5-й группы видов разрешенного использования — земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, на основании отчета N 429/11 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов проведенного оценщиком ООО «КО-ИНВЕСТ».

Обращаясь с административным исковым заявлением, общество считает, что при проведении государственной кадастровой оценки земельный участок был ошибочно отнесен к 5-й группе видов разрешенного использования, что повлекло неправильное определение его кадастровой стоимости из расчета удельного показателя 5-й группы разрешенного использования в размере 3349,9 руб. за кв. м, вместо определения кадастровой стоимости из удельного показателя 3-й группы видов разрешенного использования.

Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд исходил из того, что земельный участок используется административным истцом в предпринимательской деятельности, на нем расположена платная автостоянка, в связи с чем в ходе проведения государственной кадастровой оценки земель, оценщик с учетом фактического использования земельного участка правомерно отнес его к 5-й группе видов разрешенного использования.

С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.

С выводами судов нельзя согласиться.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закона о кадастре), действовавшей до 1 января 2017 г., кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Читайте так же:
Если ребенку полгода выплата алиментов

Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее — кадастровая ошибка в сведениях).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (части 4 статьи 28 Закона о кадастре).

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, в порядке части 5 статьи 28 Закона о кадастре.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (далее — Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее — Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Пунктом 1.2 Методических указаний установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: как «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» (подпункт 1.2.3) и «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (подпункт 1.2.5).

Как следует из материалов дела, при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ульяновской области, определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.

Согласно данным кадастрового паспорта вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:031401:31 определен — под размещение стоянки автомобильного транспорта. В соответствии с договором аренды и видом разрешенного использования земельный участок предоставлен обществу под размещение стоянки автомобильного транспорта.

В данном случае вид разрешенного использования земельного участка соответствует его целевому назначению и виду его функционального использования. Поскольку земельный участок представляет собой самостоятельный объект недвижимости, предоставленный обществу под размещение автостоянки и на котором она расположена, то вывод суда о правомерности отнесения земельного участка к 5-й группе видов разрешенного использования ошибочен. Земельный участок не предоставлялся обществу для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Кроме того, согласно Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152 (утратившие силу 2 июля 2012 г.), которыми руководствовались суды при принятии судебных актов к виду разрешенного использования — «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» отнесены земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных), предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не подлежат применению, поскольку земельный участок обществом используется и предоставлен под автостоянку, а не гараж.

Судебные акты, которыми отказано в удовлетворении заявления общества, приняты без имеющихся для этого оснований и лишают административного истца права на защиту его нарушенных прав и законных интересов.

Доводы кассационной жалобы ООО «Управляющая компания — Пятый элемент» о существенном нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции для решения вопроса об отмене состоявшихся судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 323 и 325 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО «Управляющая компания — Пятый элемент» с материалом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector