Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аграрные миллионы: куда и зачем направляют дотации на сельское хозяйство

Аграрные миллионы: куда и зачем направляют дотации на сельское хозяйство

Аграрные миллионы: куда и зачем направляют дотации на сельское хозяйство

В 2018 году государственный бюджет выделил более 6 миллиардов гривен на поддержку сельхозпроизводителей. Значительные суммы дотаций получили, в частности, крупные агропредприятия. Украина в вопросе субсидирования аграриев не пионер – во всем мире сельское хозяйство активно дотируется из государственных бюджетов.

view count

Украина активно субсидировала национальное сельское хозяйство еще с 1991 года. До 2017 года львиная доля государственной поддержки сельского хозяйства поступала на предприятия в форме налоговых льгот, а не прямых государственных субсидий, говорится в аналитической записке Центра экономической стратегии.

В 2017 году, по требованию МВФ и Всемирного банка, Украина отказалась от специального налогового режима и перешла на прямые дотации. Распределение этой поддержки происходило пропорционально уплаченному НДС.

В 2018 году правительство разделило 6,3 миллиарда гривен поддержки на специальные «ресурсные субсидии», направленные на:

— развитие фермерских хозяйств – 1 млрд грн;
— частичную компенсацию расходов на строительство и реконструкцию животноводческих ферм, в том числе за счет кредитных средств – 2,3 млрд грн;
— поддержку и закупку молодняка крупного рогатого скота и дотацию на содержание КРС молочного и молочно-мясного направления – 1,2 млрд грн;
— программу кредитной поддержки – 200 млн грн;
— частичную компенсацию затрат на покупку сельскохозяйственного оборудования украинского происхождения 26 – 945 млн грн.

Кто получил солидные дотации

В 2018 году компании советника президента Украины Юрия Косюка, который является владельцем «Мироновского хлебопродукта» (бренд «Наша Ряба») получили наибольшую поддержку. Министерство аграрной политики выделило около 970 миллионов гривен государственной помощи для компаний Косюка. Это четверть от всей прошлогодней агропомощи, которая была предоставлена по факту, по информации Минагрополитики.

Помощь получил и член аграрного комитета от «Блока Петра Порошенко» Анатолий Кузьменко. Он является бенефициарным владельцем двух компаний – ООО «УкраАгроКом» и ООО «Колос». В 2018 году из государственного бюджета им выделили 3,5 миллиона гривен. ​

2,5 миллиона получила в 2018 году и фирма семьи члена профильного парламентского комитета от БПП Олега Дмитренко – сельскохозяйственное общество «Родина». Это была государственная дотация на содержание крупного рогатого скота.

Тваринництво

Дотации животноводству приоритетны для Украины

Реалии аграрных дотаций в 2019

Эксперт Украинского клуба аграрного бизнеса Олег Нестеров в комментарии 24 каналу отметил, что больше всего в 2018 году была выполнена программа возмещения средств на строительство и технику – на 95-96%. По программе компенсации за строительство аграрных комплексов – программой воспользовались около 30 компаний. По поддержке садоводства – более 100 компаний. По программе компенсации стоимости техники – 7000 получателей.

На что государство дает деньги:
— 1500 грн за корову;
— 50% за покупку племенных ресурсов;
— компенсация за строительство животноводческих комплексов;
— 40% за технику;
— 80% за семена;
— 80% за саженцы.

На 2019 год порядки распределения средств еще не опубликованы. Но позиция Министерства – программы и финансирование должны оставаться такими же, для получения стабильного результата.

Больше всего денег закладывается на животноводство. Нужно инвестировать в продукцию с высокой добавленной стоимостью, в переработку. Надо останавливать спад поголовья коров, чтобы увеличивать производство молока. Для этого требуется поддержание содержания молочного стада. Программа такой поддержки дала хорошие результаты, деньги были использованы,
– уточнил Нестеров.

Также нужно вкладывать в строительство, считает эксперт. Программа строительства агропромышленных комплексов работает только второй год. И эффект появится на третий год, поскольку это долго окупаемые проекты, на которые открывается или долгосрочная линия кредитования, либо вкладываются большие деньги.

Обязательные требования для фермерских хозяйств-получателей бюджетных средств:
— права на собственность и / или пользование земельным участком;
— наличие до 500 га с/х угодий в обработке и до 15 млн гривен годового оборота;
— идентификация и регистрация сельскохозяйственных животных.

Дотации и пропорциональность

Фермерское хозяйство на 50-100 гектаров не имеет ресурса для строительства крупных объектов. Они пользуются другими программами.

Программы есть разные – ориентированные на крупные инвестиционные проекты по строительству. Есть – чтобы обновлять материально-технические составляющие предприятий или удерживать поголовье, поддержку наращивания поголовья.

В случае с МХП – это крупнейший производитель не только в Украине, но и в Европе. Он имеет соответствующие возможности для наращивания производства. И, согласно принципу пропорциональности – получает больше дотаций, по сравнению с меньшими производителями, поскольку является крупным налогоплательщиком.

Сільське господарство

На аграриев государственный бюджет тратят почти все страны

Как не «дерибанить» дотации

На самом деле взять «аграрные» деньги от государства и воспользоваться ими как угодно так просто нельзя, отметил Олег Нестеров. Участие в каждой программе предусматривает подачу пакета документов. По строительству – по вводу объектов в эксплуатацию. По открытию кредитных линий – банки тщательно проверяют предприятия. По компенсации стоимости техники – вся техника должна регистрироваться и сертифицироваться. (И отчуждать ее нельзя на протяжении 3 лет. Если же продать – снова нужна перерегистрация. И тогда придут соответствующие органы и спросят). Деньги на поддержку поголовья – также животные должны быть идентифицированы (чипированы) и зарегистрированы.

Читайте так же:
Иск о продлении договора аренды земельного участка

То есть, эти деньги действительно контролируются. При этом государство возлагает на крупных сельхозпроизводителей не только функцию создания продукции в высокой добавленной стоимостью, а еще и социальную. Крупные агропроизводители способны воплощать в жизнь инфраструктурные проекты, которые могут изменить жизнь целых регионов.

Как в Европе

Дотация сельхозпроизводителям – достаточно распространенная практика в странах ЕС. В частности, в Германии действует отдельный федеральный банк – Landwirtschaftliche Rentenbank (Сельскохозяйственный пенсионный банк). Его общие активы – более 90 млрд евро. Занимается банк исключительно поддержкой сельского хозяйства.

В целом сельское хозяйство одно из самых субсидируемых видов экономической деятельности во всем мире. Субсидии решают несколько вопросов, помимо обеспечения населения достаточным объемом пищевых продуктов:

— предотвращение ценовой нестабильности
— устранение внутренних искажений и фиаско рынка
— поддержку развития слабо развитых индустрий

Эти взгляды разделяет и Всемирная торговая организация.

Однако экономические аналитики констатируют: страны с самым сильным агросектором уже не используют прямое субсидирование. Они или вообще не поддерживают агросектор (Новая Зеландия), либо оказывают помощь в форме страховых платежей (США, Австралия) или удешевление кредитов (Канада), или поддерживают научно-исследовательскую деятельность (Нидерланды).

Вполне возможно, что и Украина пересмотрит свой подход к поддержке аграриев. Но произойдет это явно не в ближайшие годы.

Аграриям недодадут за недополученное

Низкая дисциплина региональных властей по доведению субсидий для АПК вынуждает Минсельхоз сократить отстающим субъектам РФ размер запланированных субсидий на 30%. На середину мая из 132 млрд руб. до аграриев дошли только 19%, а в ряде регионов — менее 10%. В субъектах РФ объясняют ситуацию изменениями нормативных документов и нерасторопностью самих получателей господдержки. Вместо чиновников фактически пострадают сельхозпроизводители, но иного выхода повысить дисциплину нет, полагают эксперты.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Минсельхоз готов в 2022 году на 30% сократить стимулирующие и компенсирующие субсидии на производство продукции растениеводства и животноводства. Штрафные санкции коснутся регионов, которые к 1 июля 2021 года покажут низкое кассовое исполнение по доведению мер поддержки до производителей. Об этом 20 мая заявила заместитель главы Минсельхоза Елена Фастова на совещании с региональными органами управления АПК. Аудиозапись есть у “Ъ”.

В Минсельхозе уточнили “Ъ”, что рассматривают различные меры, которые способствовали бы более эффективному распределению госсубсидий, а также повышению финансовой дисциплины регионов при их предоставлении аграриям. Ключевая цель — обеспечить оперативное доведение средств производителям и стимулировать развитие перспективных проектов.

Дмитрий Патрушев, глава Минсельхоза, в декабре 2018 года
Существующий механизм единой субсидии регионам РФ на развитие АПК несколько несовершенен

По данным министерства, на 20 мая из бюджета РФ в регионы перечислен весь предусмотренный объем субсидий в размере 127,3 млрд руб., из которых власти субъектов РФ довели до получателей 19%. У ряда регионов показатель менее 10%. Среди них Ростовская, Белгородская, Тверская, Курганская области, Краснодарский и Приморский края, Дагестан и Ингушетия. Их санкции могут коснуться в первую очередь, говорилось на совещании у госпожи Фастовой. Представители этих регионов на совещании объясняли задержки изменениями нормативных документов, длительным сроком для подачи заявок со стороны производителей, а также длинными майскими выходными.

В минсельхозе Челябинской области подтвердили, что задержка в выплате субсидий произошла из-за изменения нормативной базы: добавлено требование отбора получателей менее чем за 30 дней. Там сообщили, что выплаты начнутся 24 мая и к началу июля отставание будет ликвидировано. В минсельхозе Крыма заверили, что в июне переведут получателям все предусмотренные 700 млн руб.

Директор Плодоовощного союза Михаил Глушков говорит, что чаще всего задержки связаны с долгой процедурой подготовки нормативной базы, внесением изменений в размеры ставок субсидий или ошибками в планировании и формировании подходов региональной поддержки.

На практике производители получают субсидии в конце года, хотя в регионы средства поступают в начале, указывает он. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский добавляет, что проблемы создают и дополнительные условия, которые регионы выставляют аграриям. Так, растениеводов могут заставить заниматься молочным животноводством и не сокращать поголовье. При этом, продолжает господин Злочевский, для растениеводов важно получить субсидии до посевных и уборочных работ, так как средства идут на закупку удобрений, ГСМ и т. д. В противном случае приходится использовать заемные средства, а эффективность мер поддержки снижается, указывает он.

Сельхозстрахованию изготовили дешевый инструмент защиты от крупных потерь

Господин Глушков подтверждает, что из-за задержек с субсидиями аграрии вынуждены брать больше кредитов, что приводит к издержкам и снижению прибыли производителей. Гендиректор «Союзмолока» Артем Белов говорит, что в молочной отрасли средства приходят оперативно. Но сокращение бюджета отстающим регионам может затронуть и молочников, опасается он. По его словам, такие меры, как субсидия на литр товарного молока, последние годы позволяет поддерживать операционную доходность, что особенно актуально при текущем росте себестоимости на 18% в сырье и на 5–7% в переработке.

Читайте так же:
Деньги в наследство по завещанию

Аркадий Злочевский видит риски для аграриев, но отмечает, что иного способа дисциплинировать региональных чиновников сегодня не существует.

Но гендиректор Ягодного союза Ирина Козий указывает, что объемы средств, выделяемых производителям фруктов и ягод в большинстве регионов, уже существенно сократились в 2020–2021 годах, число заявок на субсидии растет, а из-за проблем администрирования поддержки будет еще меньше.

Алексей Полухин; Артур Якушко, Челябинск; Александр Дремлюгин, Симферополь

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Почти 60 млрд евро дотаций получают ежегодно сельхозпроизводители от Евросоюза. Но лишь малая часть достается производителям экологических продуктов. Новое исследование подвергает состояние дел в ЕС резкой критике.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Мало земли — маленькие субсидии

267 евро за гектар — столько в среднем получают от структур Евросоюза агропромышленные предприятия в Европе. Но чем меньше земли, тем меньше и европейских субсидий. В итоге крупные агропромышленные комплексы процветают, а мелкие фермеры разоряются — критикуют авторы исследования Agrar-Atlas, подготовленного экологической организацией BUND, Фондом им. Генриха Бёлля и изданием Le Monde diplomatique.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Нитраты в грунтовых водах

Большие площади угодий по-прежнему «щедро» удобряют — в том числе органическими удобрениями, которых в связи с большим поголовьем скота имеется более чем достаточно. Итог: в связи с избыточностью удобрений часть их не усваивается растениями, а попадает в грунтовые воды, в результате чего все чаще уровень нитратов там превышает допустимые в ЕС нормы.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Пестициды в волосах

Статистика продаж химических веществ, применяемых для защиты растений, показывает, что масштаб их использования в Европе не меняется уже 15 лет. Но только исследование, проведенное в 6 странах ЕС, выявило наличие остатков 15 видов пестицидов в человеческих волосах. Есть основания полагать, что такая же картина — в остальных 22 странах Евросоюза.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Пчелы под угрозой

Широкое использование пестицидов и уничтожение разнообразной флоры в пользу монокультур на больших площадях приводит к исчезновению целых видов животных и насекомых. Например, в Германии под угрозой исчезновения находится до 40% диких пчел.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Сельское хозяйство — жертва и виновник происходящего

Сельское хозяйство в Европе несет огромные убытки из-за изменения климата — но именно оно наносит ему и немалый вред. После энергетики и транспорта сельское хозяйство является в ЕС третьим крупнейшим источником парниковых газов.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Европейцы страдают от ожирения

Каждый второй житель Европейского Союза имеет избыточный вес, каждый шестой страдает от ожирения. Европейцы едят слишком много — и все больше нездоровой пищи, что поощряет пищевая промышленность. При этом влияние удобрений, пестицидов, гормонов и антибиотиков на здоровье человека изучено мало.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Животноводство значит живодерство?

Содержание скота в промышленном животноводстве не имеет ничего общего с естественными условиями обитания животных. По данным статистического ведомства Eurostat, жители ЕС готовы больше платить за продукты питания ради более гуманного обращения с животными. Вот только найти на рынке мясо с ферм, не использующих промышленное животноводство, практически невозможно.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

«Био» — это действительно экологические продукты?

Сертификат «Bio» выдается в Европе только тем производителям, которые выполняют критерии Евросоюза по экологичности продукции. Но как выяснила швейцарская НПО Pusch, сами европейские критерии слишком мягки. Это касается прежде всего полива, сохранения многообразия флоры и фауны, защиты климата и социальных стандартов в организации производства.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Дотации ЕС — на эксплуатацию работников?

В испанской провинции Альмерия выращивают овощи и фрукты. Работают там нередко нелегальные мигранты, которым платят ниже минимального размера оплаты труда, не заключают социальную страховку и вынуждают жить в нечеловеческих условиях. И тем не менее: благодаря дотациям ЕС здесь удается выращивать продукцию, себестоимость которой ниже чем в Африке.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Глобальный вред от аграрной политики ЕС

Аграрная политика Европейского Союза наносит вред экологии и в глобальном масштабе. Например, ради выращивания кормовой сои в Азии и Латинской Америке вырубают тропические леса. А в странах Африки разоряются крестьяне и фермеры, так как не могут выдержать конкуренции с экспортом дотационной сельхозпродукции из ЕС — например, курятины.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Активисты-экологи борются, но исход борьбы не ясен

Реформирование аграрной политики ЕС происходит раз в 7 лет. Сейчас обсуждаются изменения с 2021 года. Агропромышленный комплекс лобирует в Брюсселе свои интересы. Активисты экологических организаций и обществ прав защиты потребителей тоже не дремлют — однако их влияние не столь сильно.

Читайте так же:
Как снизить проценты по кредиту в суде

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Мало земли — маленькие субсидии

267 евро за гектар — столько в среднем получают от структур Евросоюза агропромышленные предприятия в Европе. Но чем меньше земли, тем меньше и европейских субсидий. В итоге крупные агропромышленные комплексы процветают, а мелкие фермеры разоряются — критикуют авторы исследования Agrar-Atlas, подготовленного экологической организацией BUND, Фондом им. Генриха Бёлля и изданием Le Monde diplomatique.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Нитраты в грунтовых водах

Большие площади угодий по-прежнему «щедро» удобряют — в том числе органическими удобрениями, которых в связи с большим поголовьем скота имеется более чем достаточно. Итог: в связи с избыточностью удобрений часть их не усваивается растениями, а попадает в грунтовые воды, в результате чего все чаще уровень нитратов там превышает допустимые в ЕС нормы.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Пестициды в волосах

Статистика продаж химических веществ, применяемых для защиты растений, показывает, что масштаб их использования в Европе не меняется уже 15 лет. Но только исследование, проведенное в 6 странах ЕС, выявило наличие остатков 15 видов пестицидов в человеческих волосах. Есть основания полагать, что такая же картина — в остальных 22 странах Евросоюза.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Пчелы под угрозой

Широкое использование пестицидов и уничтожение разнообразной флоры в пользу монокультур на больших площадях приводит к исчезновению целых видов животных и насекомых. Например, в Германии под угрозой исчезновения находится до 40% диких пчел.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Сельское хозяйство — жертва и виновник происходящего

Сельское хозяйство в Европе несет огромные убытки из-за изменения климата — но именно оно наносит ему и немалый вред. После энергетики и транспорта сельское хозяйство является в ЕС третьим крупнейшим источником парниковых газов.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Европейцы страдают от ожирения

Каждый второй житель Европейского Союза имеет избыточный вес, каждый шестой страдает от ожирения. Европейцы едят слишком много — и все больше нездоровой пищи, что поощряет пищевая промышленность. При этом влияние удобрений, пестицидов, гормонов и антибиотиков на здоровье человека изучено мало.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Животноводство значит живодерство?

Содержание скота в промышленном животноводстве не имеет ничего общего с естественными условиями обитания животных. По данным статистического ведомства Eurostat, жители ЕС готовы больше платить за продукты питания ради более гуманного обращения с животными. Вот только найти на рынке мясо с ферм, не использующих промышленное животноводство, практически невозможно.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

«Био» — это действительно экологические продукты?

Сертификат «Bio» выдается в Европе только тем производителям, которые выполняют критерии Евросоюза по экологичности продукции. Но как выяснила швейцарская НПО Pusch, сами европейские критерии слишком мягки. Это касается прежде всего полива, сохранения многообразия флоры и фауны, защиты климата и социальных стандартов в организации производства.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Дотации ЕС — на эксплуатацию работников?

В испанской провинции Альмерия выращивают овощи и фрукты. Работают там нередко нелегальные мигранты, которым платят ниже минимального размера оплаты труда, не заключают социальную страховку и вынуждают жить в нечеловеческих условиях. И тем не менее: благодаря дотациям ЕС здесь удается выращивать продукцию, себестоимость которой ниже чем в Африке.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Глобальный вред от аграрной политики ЕС

Аграрная политика Европейского Союза наносит вред экологии и в глобальном масштабе. Например, ради выращивания кормовой сои в Азии и Латинской Америке вырубают тропические леса. А в странах Африки разоряются крестьяне и фермеры, так как не могут выдержать конкуренции с экспортом дотационной сельхозпродукции из ЕС — например, курятины.

Сельское хозяйство в ЕС: в 2019 году улучшений не предвидится

Активисты-экологи борются, но исход борьбы не ясен

Реформирование аграрной политики ЕС происходит раз в 7 лет. Сейчас обсуждаются изменения с 2021 года. Агропромышленный комплекс лобирует в Брюсселе свои интересы. Активисты экологических организаций и обществ прав защиты потребителей тоже не дремлют — однако их влияние не столь сильно.

Сельское хозяйство: в чем секрет успеха

Сельское хозяйство: в чем секрет успеха

Если еще в начале прошлого столетия специализация страны на аграрном производстве была признаком технологической отсталости и бедности, то сегодня богатые и развитые страны являются лидерами по объемам сельскохозяйственного производства, имея при этом лишь незначительную часть населения, занятую в данной сфере. Бедные же страны занимают в сельском хозяйстве значительную долю населения, но отличаются крайне низкими показателями сельскохозяйственного производства. Современная европейская или американская ферма — это высокотехнологичное производство, для управления которым достаточно квалифицированных специалистов, а семейная азиатская или африканская ферма — традиционное хозяйство, где люди работают за гроши. Собственно качественное повышение производительности сельского хозяйства и есть главная задача фермеров и государства, их поддерживающего. В идеале увеличение объема аграрного производства достигается не за счет экстенсивного роста (разработки новых посевных площадей, увеличения поголовья скота и т. д.), а за счет улучшения технологии, позволяющей снимать с одного квадратного метра пашни больше зерна или плодов, а от одной коровы получать больше молока.

Читайте так же:
Как унизить человека матом фразы в ритму

Пример эффективного использования имеющихся ресурсов и технологий — Голландия. Страна площадью 41 тыс. кв. км (меньше Московской области), в аграрном секторе которой занято лишь 4 % трудоспособного населения, производит сельхозтоваров на 55 млрд евро в год. Это второй после США показатель объемов сельскохозяйственного производства.

Практически во всех странах мира государство активно поддерживает аграрную индустрию, что делает ее закрытой и протекционистской. Мировые лидеры субсидирования в сельском хозяйстве — развитые страны: члены ЕС, США и Япония. Способы государственной поддержки схожи и по большому счету сводятся к установлению уровня индикативной цены (учитывающей верхние и нижние пределы колебаний рынка), которую государство гарантирует фермерам за счет бюджетных средств. Впервые эта система была использована в середине годов XX века в США, а с годов прошлого века она применяется и в странах общего рынка в качестве инструмента единой аграрной политики. В настоящий момент в некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в раза превышают рыночную стоимость его продукции. Субсидии в странах ЕС уже достигли стоимости продукции фермеров, в Японии и Финляндии — около 70 %, в России — лишь 3,5 %. В США в развитие сельского хозяйства вкладывается на 30 % больше средств (в расчете на единицу продукции), чем в другие отрасли.

Три «корзины»

Нормативы Всемирной торговой организации (ВТО) разделяют меры государственной поддержки сельского хозяйства на три «корзины».

«Янтарная» — прямые дотации и субсидии. Программы «янтарной корзины» жестко критикуются ВТО, и их доля в развитых странах постепенно снижается. Проблема прямой помощи в том, что неэффективные предприятия не могут правильно использовать субсидии, а эффективные обходятся и без поддержки.

«Голубая» — программы, нацеленные на сокращение производства и искусственное изменение конкурентоспособности в отрасли. Это могут быть отсрочки платежей по кредитам, налоговые льготы, льготные либо беспроцентные кредиты, списание или реструктуризация долгов, перевод долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в разряд государственного внутреннего долга.

Наконец, «зеленая» — меры, не связанные с отраслью напрямую, но все же поддерживающие ее: развитие инфраструктуры сельских районов, научные исследования в области сельского хозяйства, ветеринарные работы, экологические программы, улучшение плодородия почв. Последнюю «корзину» не регулируют рамки международной торговли, и при желании государство может вкладывать в нее неограниченные средства. Как показывает практика, эти меры в долгосрочной перспективе не менее эффективны, чем прямые субсидии. По данным американских исследователей, прирост экономики сельского хозяйства США за последние десятилетия на 50 % был обеспечен благодаря государственному финансированию тех отраслей науки, что связаны с сельским хозяйством.

Согласно законам ЕС бюджетная поддержка может предоставляться как из государственного бюджета, так и из бюджета автономного образования (округ в Германии, район или департамент во Франции) или федерального государства (земли Германии). Но абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать заданного объема.

Налоговые льготы

Отдельно стоит упомянуть о льготном характере налогообложения в развитых странах. Обычно он дифференцирован: мелкий производитель пользуется льготным режимом налогообложения, средний и крупный — обычным. Основные налоговые льготы, которыми государство поддерживает аграриев, таковы:

  • уменьшение налогооблагаемого дохода фермеров через ускоренную амортизацию машин и оборудования;
  • налоговые кредиты, налоговые скидки на прибыль мелкого бизнеса и убыточных предприятий;
  • система льгот при покупке новой техники и использовании новых технологий;
  • налоговые льготы на инвестиции в сельское хозяйство;
  • налоговые льготы на резервные и другие фонды.

В странах с развитой рыночной экономикой практикуется налоговый фаворитизм по отношению к фермерам. Обычно это особые методы оценки стоимости земли и строений. Так, в Израиле есть земли нескольких типов, по-разному облагаемые налогом. При этом дешевые сельскохозяйственные земли не могут быть использованы, скажем, для строительства жилья или торговых центров. Также для сельскохозяйственных предприятий снижен уровень налогообложения, из налогооблагаемых сумм исключена стоимость машин и оборудования, предназначенных для обработки почвы.

Предоставляются фермерам скидки и отсрочки по налогам или даже гранты для оплаты налогов и других льгот. Чтобы стимулировать инвестирование фермерского капитала в технологические новшества, в налоговом законодательстве многих стран предус­мотрены налоговые скидки на прирост инвестиций, бюджетная компенсация налоговых выплат на эту сумму и др. Обычно фермер может также воспользоваться одним из льготных условий налогообложения, если осваивает новации, которые вписываются в рамки государственных или региональных аграрных программ. Кроме того, в большинстве стран есть таможенные квоты и ограничения на ввоз продукции, которые косвенно поддерживают внутреннего производителя сельхозпродукции, — извне попасть на рынок непросто.

Два основных типа господдержки фермеров

В развитых странах существует два основных типа государственной поддержки фермеров. Один чаще применяет в странах Европейского союза, другой — в США.

Читайте так же:
Как вселиться в квартиру где прописан

Европейская экономика социально ориентирована. Господдержка призвана предотвратить возможные социальные проблемы от уменьшения числа занятых в аграрном секторе, сблизить регионы по уровню доходов сельхозпроизводителей, уравнять эти доходы с другими отраслями экономики. Уровень дотаций в странах Европы достигает 50 % и более от валового объема сельхозпродукции. Обычно государство определяет «целевые» цены — ориентировочную стоимость сельхозпродукции и поддерживает их, скупая излишки в случае перепроизводства.

Так, во Франции в сельском хозяйстве занято около 7 % трудоспособного населения. На поддержку аграриев тратится в среднем 38 млрд евро в год. Во Франции расчет суммы дохода, подлежащего налогообложению, производится исходя из данных земельного кадастра, средних показателей стоимости продукции, издержек производства, урожайности сельхозкультур и продуктивности скота. Бюджет сельскохозяйственных палат формируется за счет налога с земельных собственников, субсидий, обязательств потребителей и зай­мов.

Продовольственным комплексом Франции управляет Министерство сельского и лесного хозяйства, а также его региональные управления и Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. В него входят представители Минфина, промышленники в области переработки и реализации продукции сельского хозяйства, фермеры. Совет регулирует внутренний рынок, выплачивает субсидии на хранение излишков продукции, ее переработку и экспорт, производит закупку сельскохозяйственных продуктов по гарантированным ценам. Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профессиональных союзов, которые заботятся об условиях труда и жизни фермеров, а также о сохранении «минимального уровня доходов» даже в случае неурожая или природных катаклизмов.

В принципе прямая «поддержка цен» планомерно снижается с 1990 года, но до сих пор практикуется, особенно если цены на мировом рынке опускаются ниже запланированных. Намного чаще используются финансовые вливания, если хозяйство отвечает определенным требованиям: заботится об экологии, использует отечественную технику и т. д.

В Германии фермеры разделены на три категории по уровню дохода. Те, чей доход невысок, платят самый низкий совокупный налог, который рассчитывается исходя из количества гектаров земли в пользовании. С ростом дохода растет и налог, и сложность его исчисления. Кроме того, существует программа сельскохозяйственного кредитования для всех земель Германии, цель которой поддержка инвестиционных мероприятий по рационализации труда и улучшению условий жизни. Получить кредит может только сельхозпроизводитель, общие доходы которого не превышают установленных границ. В областях с неблагоприятными климатическими условиями государство берет на себя погашение 5 % по кредиту, в традиционных областях — 3 %. Рассчитанная общая сумма процентов по кредиту, погашение которых государство берет на себя, выплачивается единовременно. Собственный вклад хозяйства в инвестиции должен начинаться с 10 %. Льготные условия для получения кредита предоставляются молодым людям, которые хотят создать ферму.

В США число занятых на фермах менее 3 млн человек из 130 млн трудоспособного населения страны. Правительство не контролирует и не субсидирует цены на сельскохозяйственные ресурсы и процентную ставку по правительственным программам по аграрному кредиту. Следовательно, в США нет и тенденций к появлению дефицита, избытка топлива, сельхозтехники, как нет и оснований для государственного распределения ресурсов для фермеров. Впрочем, Министерство сельского хозяйства помогает фермерам реализовывать их продукцию: фермер может во время сильного падения цен сдать свою продукцию по залоговым ценам на хранение государству, а если ситуация с рыночными ценами улучшается, фермер заберет продукт на реализацию и выплатит из выручки полученные от государства денежные средства.

Бюджетные расходы США на сельское хозяйство сильно зависят от экономической ситуации. В годы кризисов они возрастают, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Но в любом случае единовременно используется сразу несколько экономических рычагов поддержки сельхозпроизводителя: платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ.

Фермеры в сельском хозяйстве США не имеют льготной ставки подоходного налога, но большинство из них имеют низкий доход по сравнению с доходами в несельскохозяйственных отраслях и реально платят подоходный налог по минимальной ставке, принятой для всех налогоплательщиков. Однако фермеры имеют ряд других пре­имуществ: им разрешается уменьшать налогооблагаемую базу, вычитая не облагаемый налогом минимум или выплаты в социальные фонды. В США фермерским хозяйствам разрешается инвестировать до 25 % налогооблагаемой прибыли в приоритетные направления производственного развития без уплаты налога на вложенный капитал. К ним относятся почво- и водоохранные мероприятия, модернизация производства и хозяйственных объектов. Кроме того, они имеют возможность платить налог со среднего за три года дохода.

Подводя итоги, можно сказать, что как бы ни было успешно сельское хозяйство страны, на практике оно всегда пользуется в большей или меньшей степени поддержкой государства, одна из главных задач которого забота об экологии страны и достойной жизни для фермеров.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector