Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Орган дознания

Орган дознания

О́рганы дозна́ния — согласно п. 24 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Содержание

Перечень органов дознания, предусмотренных УПК РФ [ править | править код ]

Согласно статье 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

    , а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; ;
  1. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений; ;

Кроме того, дознание производится дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью 1 статьи 322 и частью 1 статьи 323 Уголовного кодекса РФ.

Полномочия органов дознания [ править | править код ]

На органы дознания возлагаются:

  1. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно,
  2. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

  1. капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  2. руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
  3. глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений;
  4. командира экипажа российского сегмента МКС — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на станции или в прилегающем к ней космическом пространстве во время внекорабельной деятельности.

Непроцессуальные полномочия должностных лиц органов дознания [ править | править код ]

Ввиду разнообразия выполняемых задач, должностные лица органов дознания выполняют различные функции, обусловленные задачами органа государственной власти, в котором они проходят службу.

Среди должностных лиц органов дознания можно выделить оперуполномоченных — должностных лиц, наделённых полномочиями по раскрытию преступлений, розыску лиц, их совершивших, а также лиц, пропавших без вести.

Иные должностные лица органов дознания обладают контрольными и надзорными полномочиями в различных сферах общественных отношений, и, несмотря на свой процессуальный статус, не всегда принимают участие в уголовном процессе.

Устройство органов дознания [ править | править код ]

Подразделение дознания — обособленная структурная единица органа дознания, состоящая из дознавателей, начальника подразделения дознания, его заместителей, начальника органа дознания и его заместителей, и предназначенная для производства предварительного расследования по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Начальник подразделения дознания, начальник органа дознания и их заместители помимо полномочий административного характера, также имеют процессуальный статус дознавателя.

Вопрос разграничения категорий «орган дознания» и «подразделение дознания» вызывает серьёзные затруднения у теоретиков и даже сотрудников указанных органов, что вызывает споры по некоторым принципиальным вопросам.

Обзор деятельности органов дознания ФССП России в 2015 году

В Федеральной службе судебных приставов проанализирована деятельность территориальных органов ФССП России по осуществлению дознания за 2015 год.

Проведенный анализ показал, что в отчетном периоде по сравнению с 2014 годом отмечается активизация применения мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений, при поступательном сокращении количества уголовных дел, расследованных в срок свыше 30-ти суток, возвращенных для производства дополнительного дознания и прекращенных по реабилитирующим основаниям.

Надлежаще организована деятельность в строгом соответствии с требованиями закона и ведомственными правовыми актами в управлениях ФССП России по Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Ставропольскому краю, Архангельской, Брянской, Владимирской, Костромской, Курганской, Орловской и Свердловской областям.

В соответствии с данными ведомственной статистической отчетности в 2015 году территориальными органами ФССП России зарегистрировано 133 143 сообщения о преступлениях.

По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях возбуждено 77 837 уголовных дел, что на 862 дела (1,1 %) больше, чем в 2014 году (76 975 дел). Отказано в возбуждении уголовного дела в 35 332 случаях, что на 9,2 % меньше, чем в 2014 году (38 909). По подследственности направлено 6 006 сообщений о преступлениях, что на 19 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года (7 410 сообщений).

Дознавателями территориальных органов Службы по составам преступлений, подследственных Федеральной службе судебных приставов, возбуждено:

по ст. 157 УК РФ 74795 уголовных дел;

по ст. 177 УК РФ – 461 уголовное дело;

по ч.1 ст. 294 УК РФ – 16 уголовных дел;

по ст. 297 УК РФ – 164 уголовных дел;

по ст. 312 УК РФ ­– 824 уголовных дел;

по ст. 315 УК РФ ­– 1567 уголовных дел.

Особое внимание в отчетном периоде уделялось применению мер уголовно-правового принуждения к должникам по исполнительным производствам о взыскании алиментов, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.

Территориальными органами ФССП России в 2015 году в отношении таких лиц возбуждено 25 400 уголовных дел, что на 87 дел больше, чем в 2014 году.

Наибольшее количество уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ возбуждено в управлениях ФССП России по Республике Крым, Санкт-Петербургу, Костромской области, Ставропольскому краю, Свердловской и Владимирской областям, Республике Северная Осетия-Алания.

По итогам 2015 года возбуждено 2 571 уголовное дело о преступлениях против правосудия. Наибольшее количество таких уголовных дел возбуждено в управлениях ФССП России по Кабардино-Балкарской Республике, Курганской, Свердловской и Тамбовской, областям, республикам Северная Осетия – Алания и Бурятия, Владимирской области, Санкт-Петербургу. Отмечается активизация применения мер уголовно-правового воздействия к должникам по социально значимым категориям исполнительных производств: о взыскании заработной платы, предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также в сферах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса.

Читайте так же:
Как считаются страховые выплаты

Так, в 2015 году в связи с неисполнением решений судов о взыскании задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства возбуждено 30 уголовных дел.

В связи с неисполнением решений судов о взыскании задолженности в пользу предприятий топливно-энергетического комплекса в 2015 году возбуждено 162 уголовных дела.

По инициативе органов дознания Федеральной службы судебных приставов дознавателями и следователями иных правоохранительных органов Российской Федерации возбуждено 29 уголовных дел в сфере экономики и против порядка управления, не подследственных Службе. Непосредственно дознавателями ФССП России в 2015 году возбуждено 6 уголовных дел (по ст. 159 УК РФ – 2, по ст. 159.2 УК РФ – 2, по ст. 159.4 УК РФ – 1, по ст. 327 УК РФ – 1 дело).

В производстве дознавателей Федеральной службы судебных приставов в отчетном периоде находилось 88 991 уголовное дело, что на 605 дел больше, чем в 2014 году. Окончено расследованием 74 411 уголовных дел, что на 1 849 дел (2,5 %) больше, чем за 2014 год.

Процент оконченных уголовных дел от находящихся в производстве в анализируемом периоде составил 86,7 %, в 2014 году – 85 %.

Наиболее эффективно в данном направлении в указанном периоде работали управления ФССП России по Республике Ингушетия, Тюменской области, Томской области, Липецкой области, Республике Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республике, Самарской и Воронежской области, Республике Бурятия.

В суд с обвинительным актом направлено 72 801 дело, что на 2,2 % больше, чем в 2014 году (71 240). Результативность дознания составила 98,6 %.

В отчетном периоде 2015 года органами дознания ФССП России приостановлено производством 4 942 уголовных дела, что на 297 дел меньше чем в 2014 году. Из них: в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого – 19, в связи с неустановлением места нахождения подозреваемого или обвиняемого – 3 705, в связи с отсутствием реальной возможности участия в уголовном процессе подозреваемого или обвиняемого, место нахождения которого известно – 1 050, в связи с временным тяжелым заболеванием подозреваемого или обвиняемого – 168 уголовных дел. Всего в рассматриваемый период разыскано 2 448 преступников или 66 % от числа объявленных в розыск.

Принятые организационные и практические меры, направленные на повышение качества процессуального контроля, обеспечили в рассматриваемом периоде сокращение количества уголовных дел, возвращенных для производства дополнительного дознания на 16,8 % по сравнению с прошлым годом (с 2227 уголовных дел в 2014 году до 1853 в 2015 году). Количество уголовных дел, возвращенных для пересоставления обвинительного акта, сокращено на 7,1 % (с 354 уголовных дел в 2014 году до 329 в 2015 году).

В результате по итогам работы за 2015 год процент уголовных дел, возвращенных для производства дополнительного дознания, составил 2,9 %.

В 2015 году в срок свыше 30 суток расследовано 7 601 уголовное дело, что на 170 уголовных дел или 2,2 % меньше, чем в 2014 году – 7 771 дело. Оперативность производства дознания составила 90,1 %.

В условиях увеличения нагрузки по уголовным делам, находившимся в производстве, особое внимание уделяется соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Установленный государственной программой «Юстиция» показатель «Обеспечение законности при производстве дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России» (отношение количества уголовных дел, по которым судами постановлены оправдательные приговоры либо дела прекращены в суде по реабилитирующим основаниям к общему количеству уголовных дел, направленных в суд) выполнен в полном объеме и составил 0,03 % при прогнозном значении не более 0,15 %.

В отчетном периоде органами дознания ФССП России и надзирающими прокурорами на досудебной стадии по реабилитирующим основаниям прекращено 103 уголовных дела, что на 12 % меньше, чем в 2014 году (117 уголовных дел).

Постоянное внимание органами дознания ФССП России уделялась устранению выявленных в ходе предварительного расследования нарушений, способствующих совершению преступлений (профилактика преступлений). Дознавателями ФССП России в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ в организации или соответствующим должностным лицам внесено 50 126 представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, что на 13,7 % больше, чем за 2014 год. В целом по России представления внесены по 67 % оконченным уголовным делам.

В ходе реализации территориальными органами ФССП России уголовно-процессуальных полномочий фактически взысканная сумма по оконченным исполнительным производствам превысила 1,2 млрд. рублей.

Дознание в уголовном процессе

Виды субъектов, наделенных правом осуществления дознания и их полномочия………………………………………………………….

Процессуальный порядок производства дознания…………………..

Процессуальные особенности форм дознания в уголовном процессе…………………………………………………………………

Процессуальный порядок окончания дознания…………………….

Список использованной литературы………………………………….

С принятием УПК РФ процеду­ра расследования в форме дозна­ния была существенно изменена. Органы дознания получили воз­можность расследовать преступле­ния, отнесенные к своей компетен­ции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституци­онных прав граждан, с составлени­ем обвинительного акта. Заверше­ние дознания имеет теперь специ­фическую форму и осуществляет­ся в упрощенном режиме. Законо­датель в отдельных нормах сфор­мулировал правовой статус дознавателя и органа дознания, опреде­лил их компетенцию. Все эти новел­лы безусловно следует считать про­грессивными.

Дознание — одна из форм предварительного расследования. По­этому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.

В комментарии в ст. 98 УПК РСФСР 1923 г. было написано: «Роль органа дознания ничем существенно не отличается по закону от роли следователя, и этим органам пред­ставлены широкие права в стадии производства дознания» 1

Отсутствие этого разграничения сохранилось и в УПК РСФСР 1960 г., причем пони­мание и применение Закона осложнилось в связи с упоминанием в нем об оперативно-розыскных мерах, проводимых органами дознания, и введением протокольной формы.

В действующем УПК РФ, функция осуществления дознания напрямую связанна с выполнением как неотложных следственных, так иных и процессуальных действий, протокольная же форма в настоящее время не существует.

Читайте так же:
Договор по аренде гаража под автомастерскую

В данной курсовой работе мы попытаемся рассмотреть особенности производства дознания по уголовным делам на примере уголовно-процессуального законодательства России и Франции.

Целью данной работы является раскрытие содержания производства дознание в уголовном процессе.

Задачи, которые решаются в данной курсовой работе:

исследуется вопрос понятия и значения дознания в уголовном процессе;

анализируется процессуальный порядок производства дознания, изучаются функции лиц, наделенных правом производства дознания в уголовном процессе.

делаются выводы по итогам проведенного исследования.

Основные положения данной работы осно­вываются на требованиях Конституции РФ, нормах уголовно-процессуаль­ного законодательства, актах Конституционного Суда РФ, а также на теоре­тических достижениях в области науки уголовного процесса.

1. Понятие и сущность дознания в уголовном процессе

Дознание — одна из форм предварительного расследования. По­этому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.

Дознание в уголовном процессе, являясь одной из форм рассле­дования преступлений, призвано способствовать осуществлению пра­восудия по уголовным делам. Как форма расследования оно носит процессуальный характер. Это означает, что все принимаемые в хо­де дознания решения и производимые действия должны строго соот­ветствовать уголовно-процессуальному законодательству 2 .

Дознание – это самостоятельная форма предва­рительного расследования, призванная играть значительную роль в досудебном производстве по уголовным де­лам. Она во многом сходна с формой пред­варительного расследования — предварительным следствием. Ее основные задачи и цели практически трудно отличить от задач и целей предварительного следствия. В значительной степени оди­наков и установленный законом порядок принятия решений и производства большинства следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств. Одинаково также юридическое зна­чение большинства решений и действий как следователя, так дознавателя, принимаемых ими в ходе предварительного расследования 3 .

Однако дознание рядом своих свойств отличается от предварительного следствия. К наиболее существенным свойствам такого рода можно было бы отнести следующие.

Во-первых , осуществление расследования в форме дознания возлагается, как правило, на специально уполномоченные органы и должностных лиц — дознавателей. Лишь в специально оговоренных в законе случаях его могут осуществлять следова­тели (например, следователи прокуратуры — по делам о преступ­лениях, совершенных некоторыми должностными лицами или про­тив них (см. пп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК 4 );

Во-вторых , к дознанию как одной из форм предварительного расследования можно прибегать для раскрытия сравнительно ог­раниченного круга преступлений. К ним относятся, как правило, лишь те, что включены в перечень преступлений, содержащийся и ч. 3 ст. 150 УПК и насчитывающий более 100 составов, предусмот­ренных статьями Особенной части УК 5 , В большинстве своем это не отличающиеся существенной сложностью преступления неболь­шой и средней тяжести. В отношении преступлений небольшой и средней тяжести, не упомянутых в этом перечне, дознание до­пустимо лишь по письменному указанию прокурора. По делам же о тяжких и особо тяжких преступлениях оно недопустимо даже по такому указанию.

Действующий УПК РФ, как и ранее действовавший УПК РСФСР, предусматривает два вида дознания:

1) дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно;

2) дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия в объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность — раскрытие уголовно наказуемого деяния, т.е. принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.

В УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР (ст. 117-124), дознанию придается одно значение — расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно 6 .

Поскольку дознание осуществляется по общим правилам, установленным для предварительного следствия в гл. гл. 21, 22, 24 — 29, дознаватель обязан при соблюдении общих условий предварительного следствия произвести все необходимые следственные действия, собрать, проверить и оценить доказательства для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, принять меры к устранению и возмещению причиненного вреда, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ст. ст. 73, 158 УПК).

2. Виды субъектов, наделенных правом осуществления дознания и их полномочия

Действующим уголовно-процессуальным законодательством регламентируются субъекты, которые на законных основаниях наделены правом осуществления дознания в уголовном процессе.

Так, к органам дознания можно отнести следующие:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст.157 УПК РФ.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст.146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Читайте так же:
Кредитный доктор совкомбанк можно ли отказаться

Перечень органов дознания является исчерпывающим. Никакие другие органы не вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела и предвари­тельного расследования.

Необходимо также сказать, что дознание может осуществляться дознавателями. Так по общему правилу дознание осуществляется:

дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;

дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;

дознавателями органов службы судебных приставов;

дознавателями таможенных органов Российской Федерации;

дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации 7 ;

дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Теперь подробнее рассмотрим субъектов, участвующих в процессе дознания и их полномочия.

Статья 186. Деятельность органов дознания по уголовным делам

1. При наличии признаков преступления орган дознания передает заявление или сообщение с собранными материалами проверки по подследственности, определенной статьей 182 настоящего Кодекса, или возбуждает уголовное дело. Руководствуясь правилами настоящего Кодекса, лицо, производящее дознание, по возбужденному уголовному делу производит неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание, применение меры пресечения и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз.

(часть первая статьи 186 в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

2. Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

3. По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

4. После передачи уголовного дела следователю органы, уполномоченные законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, могут производить по нему следственные и другие процессуальные действия, проводить оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, органы, уполномоченные законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах.

(часть четвертая статьи 186 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 307-З)

Статья 187. Исключена

(статья 187 исключена с 1 января 2012 года. — Закон Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

Статья 188. Исключена

(статья 188 исключена с 1 января 2012 года. — Закон Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

Статья 189. Исключена

(статья 189 исключена с 1 января 2012 года. — Закон Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

Статья 190. Срок производства предварительного следствия

1. Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня возбуждения уголовного дела и до передачи дела прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу.

2. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

3. Срок предварительного следствия, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен прокурорами районов, районов в городах, городов, межрайонными и приравненными к ним транспортными прокурорами или их заместителями по уголовным делам, находящимся в производстве прокурора, до трех месяцев. Прокурорами области, города Минска или их заместителями по уголовным делам, находящимся в производстве прокурора, срок продлевается до шести месяцев.

(часть третья статьи 190 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 N 356-З)

3-1. Срок предварительного следствия, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен начальником следственного отдела района, города, района в городе и приравненных к нему отделов или лицом, исполняющим его обязанности, до трех месяцев. Начальником вышестоящего следственного подразделения или его заместителем срок продлевается до шести месяцев. Копия постановления о продлении срока предварительного следствия в течение 24 часов направляется соответствующему прокурору.

(часть 3-1 статьи 190 введена Законом Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

4. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Республики Беларусь, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или их заместителями.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

5. При возвращении, направлении прокурором или его заместителем уголовного дела для производства дополнительно предварительного следствия, а также при возобновлении производства по уголовным делам, по которым оно было приостановлено или прекращено, следствие производится в срок до одного месяца со дня принятия следователем дела к своему производству. Дальнейшее продление срока следствия производится на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящей статьей. При этом учитывается и срок, ранее затраченный на производство по уголовному делу.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 05.05.2010 N 122-З, от 13.12.2011 N 325-З)

6. В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление о возбуждении ходатайства и представить его соответствующему прокурору, начальнику следственного подразделения или их заместителям не позднее трех суток до истечения срока следствия.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

Статья 191. Окончание производства предварительного следствия

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

1. Производство предварительного следствия заканчивается вынесением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, постановления о прекращении производства по уголовному делу либо постановления о передаче дела прокурору для направления в суд для решения вопроса о применении принудительных мер безопасности и лечения.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.12.2007 N 297-З, от 13.12.2011 N 325-З)

2. В случае, если предварительное следствие по уголовному делу или руководство следственной группой осуществлялись прокурором, вынесения постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд не требуется.

Читайте так же:
Как оспорить право на наследство

(часть вторая статьи 191 введена Законом Республики Беларусь от 20.12.2007 N 297-З; в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Деятельность органов дознания по уголовным делам

от 23 октября 2014 года N 150

(с изменениями на 20 июля 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Заместителям Главного военного прокурора, начальникам структурных подразделений Главной военной прокуратуры, военным прокурорам окружного и гарнизонного звеньев проверять исполнение Инструкции при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Главного военного прокурора по направлениям деятельности.

Копию настоящего приказа направить в Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, заместителям Главного военного прокурора, начальникам структурных подразделений Главной военной прокуратуры, военным прокурорам окружного звена.

Заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации —
Главный военный прокурор
государственный
советник юстиции 1 класса
С.Н.Фридинский

УТВЕРЖДЕНА
Приказом заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации —
Главного военного прокурора
от 23 октября 2014 года N 150

Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов

(с изменениями на 20 июля 2017 года)

В Инструкции изложены основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженных Сил), других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба (кроме подразделений дознания пограничных органов федеральной службы безопасности при производстве дознания по уголовным делам о преступлениях, указанных в п.3 ч.3 ст.151 УПК РФ, воинских подразделений Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России), по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, реализации полномочий и обязанностей, предусмотренных УПК РФ.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба, как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, кроме Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрена во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Глава I. Общие положения

Основные понятия

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящей Инструкции, в соответствии с пунктами 4, 7-9, 11, 12, 15, 17, 19, 24, 31-33, 37, 38, 38.1, 41, 41.1, 43, 46, 47, 55, 56 и 58 ст.5 УПК РФ имеют следующие значения:

близкие родственники — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;

дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;

досудебное производство — уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу;

задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления;

законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства;

момент фактического задержания — момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления;

начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования;

органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;

прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре;

процессуальное действие — следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ;

процессуальное решение — решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, дознавателем в порядке, установленном УПК РФ;

родственники — все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве;

Читайте так же:
Когда истекает срок исковой давности по кредиту

розыскные меры — меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления;

руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель;

следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

согласие — разрешение руководителя следственного органа на производство следователем или разрешение прокурора на производство дознавателем следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений;

сообщение о преступлении — заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления;

сторона защиты — обвиняемый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель;

сторона обвинения — прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель;

уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;

уголовное судопроизводство — досудебное и судебное производство по уголовному делу;

участники уголовного судопроизводства — лица, принимающие участие в уголовном процессе.

Статья 2. В соответствии с п.3 ч.1 ст.40 УПК РФ к органам дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, относятся начальники органов военной полиции Вооруженных Сил, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.

Статья 3. Начальник органа военной полиции Вооруженных Сил, командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения и гарнизона как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органа дознания (далее — органы дознания), в пределах предоставленной ему уголовно-процессуальным законодательством компетенции вправе возложить отдельные процессуальные полномочия органа дознания на подчиненных ему должностных лиц.

Для этого командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения и гарнизона уполномочивает в соответствии с п.7 ст.5 УПК РФ своим письменным приказом наиболее подготовленных и дисциплинированных подчиненных ему офицеров осуществлять процессуальные полномочия органа дознания, назначая их дознавателями, которые, являясь должностными лицами органа дознания (далее — дознаватель), обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч.3 ст.41 УПК РФ. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору и руководителю военного следственного органа.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

а) на бригаду — 7-8 дознавателей;

а*) на полк (корабль 1 ранга) — 5-6 дознавателей;

* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

б) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) — 3-4 дознавателя;

в) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) — 1-2 дознавателя;

г) на орган военного управления от полка и выше, военное учреждение — 2-5 дознавателей.

В случае необходимости командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения вправе назначить большее количество дознавателей.

В органах военной полиции Вооруженных Сил реализация полномочий органа дознания осуществляется офицерами подразделений дознания. Возложение начальником органа военной полиции на подчиненных ему офицеров этих подразделений отдельных процессуальных полномочий органа дознания в соответствии с п.7 ст.5 УПК РФ осуществляется путем дачи письменного поручения (бланк 4).

Статья 4. Органы дознания и дознаватели реализуют следующие полномочия и обязанности:

1) проводят необходимые предусмотренные законом мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений; в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч.2 ст.21 УПК РФ); незамедлительно уведомляют военного прокурора об обнаружении признаков преступления;

2) осуществляют прием, регистрацию и проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации — только по поручению прокурора) в пределах компетенции, установленной УПК РФ, и в порядке, предусмотренном ст.144 названного Кодекса;

3) принимают по результатам рассмотрения сообщения о преступлении одно из процессуальных решений, предусмотренных ч.1 ст.145 УПК РФ:

о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст.146 УПК РФ, и в соответствии с п.1 ст.52 настоящей Инструкции (бланки 18, 19);

об отказе в возбуждении уголовного дела (бланки 25, 26);

о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст.151 УПК РФ (бланк 14), а по уголовным делам частного обвинения (за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст.20 УК РФ), при наличии заявления потерпевшего или его законного представителя о возбуждении уголовного дела, — в суд в соответствии с ч.2 ст.20 УПК РФ (бланк 16);

4) незамедлительно направляют военному прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела, а по указанию последнего — и материалы, послужившие основанием для его вынесения; незамедлительно уведомляют заявителя, лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, о принятом решении (ч.4 ст.146 УПК РФ), с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядка обжалования (ч.2 ст.145 УПК РФ);

5) направляют военному прокурору и заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения (а по указанию военного прокурора — в прокуратуру и материалы проверки сообщения о преступлении), с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядка обжалования (ч.4 ст.148 УПК РФ);

6) после возбуждения уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия обязательно, производят неотложные следственные действия (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150 УПК РФ), в целях обнаружения и фиксации следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (в том числе для установления лица, совершившего преступное деяние (ст.157 УПК РФ);

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector