Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет нефтепродуктов на АЗС

Учет нефтепродуктов на АЗС

На АЗС каждый вид топлива хранится в отдельной емкости: бочке или РГС. В зависимости от времени года, в одной и той же РГС, может храниться разное топливо. Зимой — ДТ зимнее, летом — ДТ летнее.

По бухгалтерским документам в ПК "Галактика" учет нефтепродуктов ведется в килограммах, по "Petrol Plus"(автоматизированная система работы с клиентами на АЗС) учет нефтепродуктов ведется в литрах. В зависимости от температуры плотность топлива значительно изменяется и соответственно меняется объем топлива.

В соответствии с этими факторами был разработан функционал по учету нефтепродуктов на АЗС в ПК "Галактика".

Для удобства использования некоторые АЗС объединены в группы (филиалы).

showfact1.jpg

Заполнению фактических остатков нефтепродуктов

По каждой АЗС проводится инвентаризация остатков нефтепродуктов. Она бывает плановой (последнее число каждого месяца) и внеплановой. Комиссия проводит замеры в резервуарах АЗС. Вносится высота взлива топлива и высота взлива воды, замеры плотности на дату инвентаризации по каждому виду нефтепродуктов (по РГС).

В результате мы получаем результаты инвентаризации в кг, т.к. оперативный и бухгалтерский учет нефтепродуктов в ПК "Галактика" ведется в кг — вес не изменяется от температуры окружающей среды.

showfact2.jpg

Запустив функционал "Заполнению фактических остатков нефтепродуктов" мы автоматически получаем входящий остаток нефтепродуктов по результатам предыдущей инвентаризации.

По приходным и расходным накладным, ранее внесенным в ПК "Галактика", получаем бухгалтерский приход и расход топлива.
Вносим результаты инвентаризации, изменяем при необходимости дополнительные параметры (коэффициенты, погрешности и т. п.) и получаем излишек или недостачу нефтепродукта.

Формируем необходимые отчеты.

showfact3.jpg

showfact4.jpg

showfact5.jpg

По результатам инвентаризации автоматически создаются "Акт инвентаризации об излишке МЦ" или "Акт инвентаризации о недостаче МЦ"

showfact6.jpg

Импорт накладных на отпуск нефтепродуктов

В программе "Petrol Plus" ведется учет заправок на АЗС. Для исключения ручного ввода данных был разработан функционал по импорту накладных на отпуск нефтепродуктов в ПК "Галактика" по данным из программы "Petrol Plus".

showfact7.jpg

showfact8.jpg

showfact9.jpg

Данные из "Petrol Plus" выгружаются в текстовый файл, который затем импортируется в ПК "Галактика". Т.к. велико число дополнительных параметров импорта и велико число создаваемых накладных, был выбран вариант разработки дополнительного функционала без использования стандартного модуля "Обмен бизнес документами".

После запуска импорта, функционал создает предварительные (временные, не внесенные в БД ) накладные на отпуск нефтепродуктов для сверки итоговых сумм и формирования отчетов.

showfact10.jpg

showfact11.jpg

По нажатию кнопки создание накладных, в ПК "Галактик" создаются накладные на отпуск нефтепродуктов со всеми заполненными полями и атрибутами.

showfact12.jpg

Учет движения нефтепродуктов

В связи с тем, что из "Petrol Plus" данные по заправкам клиентов приходят только в литрах, необходим пересчет импортируемых из "Petrol Plus" накладных из литров в килограммы с учетом плотности нефтепродуктов, входящих остатков, приходов и расходовнефтепродуктов.

Для этих целей служит функционал "Движение нефтепродуктов".

showfact13.jpg

Данный функционал позволяет также отследить движение нефтепродуктов переданных на АЗС на ответственное хранение. Отделить хранимое топливо от коммерчески реализуемого позволяет использование партионного учета.

showfact14.jpg

После сверки расходов и приходов нефтепродуктов с использованием отчётов данного функционала, пользователь вносит среднюю плотность за период и проводит пересчет литров расхода из "Petrol Plus" в килограммы расходных накладных ПК "Галактика". В результате получается бухгалтерский остаток в килограммах по каждому виду нефтепродуктов, которых в дальнейшем используется для определения результатов инвентаризации (излишек или недостача).

Бухгалтерский учет АЗС: акцизный налог

Заправочные станции — такие же юридические лица, как и другие предприятия с определенным видом деятельности. Разумеется, АЗС должны вести учет своей деятельности.

Ситуация осложняется не только тем, что сама деятельность АЗС лицензируется, но и тем, что товары, для продажи которых и создается АЗС, облагаются акцизным сбором.

Учет АЗС имеет множество нюансов и скрытых камней. Сегодня мы поговорим про некоторые из них.

Если же Вы хотите досконально разобраться в вопросе или задать другие — наши специалисты могут ответить на них на персональной консультации.

Акцизный налог, который придется уплатить с продажи топлива

Виды товаров, которые подлежат обложению акцизным налогом, определены в статье 215 НКУ. Важно понимать, что перед тем, как реализовывать товары, нужно внимательно посмотреть не попадают ли они под “акциз”. Ведь акцизным налогом облагаются не только топливо и алкоголь, но и другие товары, например, некоторые масла, бензол и прочее.

Есть и исключения при постановке на “акцизный” учет. СПД, которые реализуют ГСМ в емкостях до 5 литров, не становятся на учет.

Акцизный сбор и учет ГСМ — одни из основных особенностей учета АЗС. К тому же, для учета продажи горючего с 2016 года введено электронное администрирование, и сам процесс взят на контроль в налоговой службе.

Если Вас интересуют типы АЗС и процедура открытия каждого из них — читайте про это здесь.

Как организовать бухгалтерский учет на АЗС?

Первое, что нужно сделать при ведении такого вида деятельности — стать на учет в налоговую службу как плательщик акцизного налога и зарегистрировать РРО, без которого запрещена реализация подакцизных товаров, а также зарегистрировать расходомер.

Каждый акцизный склад и каждая точка, на которой будет осуществляться топливо с применением РРО — должны быть зарегистрированы.

Что касается установки расходомеров, то они должны быть установлены на каждой колонке. Серийный номер расходомера регистрируется в налоговых органах, а данные “счетчика” передаются ежедневно.

Читайте так же:
Как усыновить ребенка жены: процедура и особенности

Что касается базового учета деятельности, то бухгалтерский учет АЗС ничем не отличается от ведения учета любого другого предприятия на общей системе налогообложения (только на этой системе можно реализовывать подакцизные товары).

Общая система подразумевает уплату налога на прибыль 18% и НДС 20%. При розничной реализации топлива обязательство уплаты акцизного налога не возникает, но его учет ведется с помощью акцизных накладных. Что касается производителей, то они платить акциз обязаны.

Учет в СЭАРГ: как происходит?

Остановимся более подробно на подакцизном нюансе, поскольку, наравне с НДС, каждая акцизная накладная проходит через налоговое администрирование и подлежит регистрации в системе СЭАРГ и СЭ (система электронного администрирования реализованного горючего и спирта этилового).

Важно! В налоговую через данный сервис должны поступать ежедневные отчеты о фактическом движении топлива. Отсутствие на колонке расходомера и уровнемера приводит к штрафу в 20 000 грн, и 80 000 грн при повторном выявлении нарушения. А при неподаче справки “про сводные данные за сутки” предусмотрен штраф в размере 1000 грн за каждую несданную справку.

Акцизные накладные составляются на каждую фактическую отгрузку топлива в день реализации, которая подтверждается чеком РРО. При этом регистрироваться такая операция в системе должна не позже, чем за 15 календарных дней после реализации.

В акцизном налоге на топливо очень много нюансов, например, поставщик выписывает акцизную накладную на литры топлива, приведенные к 15-градусной температуре (существует расхождение “сжатия” газа и бензина при разных температурных средах). А отгрузка идет исходя из фактического объема. Соответственно, у Вас зимой будет “меньше” акцизного топлива, а летом — больше.

Если Вы хотите разобраться в вопросах учета АЗС, или Вам нужны услуги бухгалтера на аутсорс на страте Вашего бизнеса — звоните нам. Мы поможем найти оптимальное решение для Вашей проблемы.

Учет на АЗС

Учет на автозаправочных станциях имеет свои особенности. О них мы расскажем в нашей статье.

Сразу отметим, что деятельность АЗС по реализации моторного топлива не нуждается в лицензировании.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию, установлено Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Среди них была и реализация нефти, газа и продуктов их переработки. Однако с 14 декабря 2002 года Федеральным законом от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ это требование отменено.

Особенности бухгалтерского учета

Особенностью учета на АЗС моторного топлива является то, что его объем и плот­ность зависят от колебаний температуры. При повышении температуры объем топли­ва увеличивается, а при понижении – уменьшается. При этом масса его остается постоянной.

Бухгалтерский учет ГСМ можно вести как в покупных, так и в продажных ценах. При этом выбранный метод необходимо зафиксировать в учетной политике.

Если приобретенное топливо учитывается в продажных ценах, то они устанавливаются в расчете на один литр. Поскольку объем топлива изменяется в течение дня, фирма должна пересчитывать общую сумму торговой наценки исходя из проданной массы горючего. Пересчет топлива из единиц массы в единицы объема и наоборот производится исходя из его средней плотности. Об этом говорится в инструкции Госкомнефтепродукта СССР от 3 февраля 1984 г. № 01/21-8-72.

В январе 2004 года автозаправочная станция получила бензин АИ-92 в объеме 6000 литров плотностью 0,760 кг/куб. м и массой 4560 килограммов. Покупная цена бензина 8 руб. за один килограмм. Всего поступило бензина на общую сумму 36 480 руб. (в том числе НДС – 5565 руб.).

Отпускная цена бензина установлена в размере 10 руб. за один литр. Общая продажная стоимость топлива составит 60 000 руб. (6000 л. х 10 руб.). Величина торговой надбавки составит 29 085 руб. (60 000 – (36 480 – 5565)).

В учете АЗС были сделаны такие записи:

Дебет 41 Кредит 60

– 30 915 руб. (36 480 – 5565) – оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

– 5565 руб. – учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

– 36 480 руб. – оплачен бензин поставщикам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 5565 руб. – списана в зачет из бюджета сумма НДС по оприходо­ванному топливу;

Дебет 41 Кредит 42

– 29 085 руб. – начислена сумма торговой надбавки.

За счет изменения температуры средняя плотность бензина изменилась. В результате в течение дня было реализовано 6020 литров бензина. Фактическая выручка организа­ции составила:

6020 л. х 10 руб. = 60 200 руб.

Разница между стоимостью бензина, установленной при его оприходовании и фактически полученной выручкой, равна:

60 200 руб. – 60 000 руб. = 200 руб.

При отражении этой разницы в бухгалтерском учете была сделана дополнительная про­водка:

Дебет 41 Кредит 42

– 200 руб. – скорректирована сумма торговой наценки.

Обратите внимание: реализация моторного топлива может осуществляться как гражданам за наличный расчет, так и фирмам по безналу. В этом случае автозаправочные станции должны вести раздельный учет таких операций.

Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами

До 1 января 2003 года акцизы по бензину, дизельному топливу и моторным маслам перечисляли в бюджет их производители. Но Федеральные законы от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ и от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ изменили этот порядок. Теперь акциз должны платить покупатели нефтепродуктов, имеющие свидетельства о регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 182 НК).

Читайте так же:
Заявление о подтверждении права на вычет у работодателя

Свидетельство о регистрации выдают налоговые инспекции по месту постановки организации на налоговый учет. Вид свидетельства зависит от того, какие операции с нефтепродуктами она осуществляет. Это может быть свидетельство:

– на оптовую реализацию;

– на оптово-розничную продажу;

– на розничную торговлю.

Те, у кого есть свидетельства первых двух видов, могут при расчете акциза воспользоваться вычетами. При этом продать нефтепродукты надо покупателям, которые также имеют свидетельство о регистрации любого вида.

Если организация имеет свидетельство на розничную реализацию, то при продаже нефтепродуктов она не сможет принять к вычету начисленные ранее акцизы, которые были уплачены при их покупке (п. 8 ст. 200 НК). При продаже в розницу бензина, дизельного топлива или моторных масел возможны две ситуации:

– у автозаправочной станции есть свидетельство. В этом случае она будет плательщиком акцизов. При получении нефтепродуктов ей надо начислить и заплатить акциз. При продаже в розницу этих нефтепродуктов принять к вычету акциз не удастся;

– у автозаправочной станции нет свидетельства. Тогда она не будет плательщиком акцизов. Соответственно начислять акциз при получении товара ей не надо.

На первый взгляд получать свидетельства на розничную реализацию нефтепродуктов невыгодно. Но нужно иметь в виду, что производители и оптовые поставщики могут зачесть предъявленный им акциз только в том случае, если они продали нефтепродукты фирме, у которой есть свидетельство. При этом продавцу нужно сдать в свою налоговую инспекцию следующие документы (п. 8 ст. 201 НК):

– копию договора с покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство;

– реестры счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции покупателя. Порядок проставления отметок на реестрах счетов-фактур утвержден приказом МНС от 31 января 2003 г. № БГ-3-03/38.

Таким образом, продавать нефтепродукты организации, у которой есть свидетельство выгоднее. Ведь при этом можно принять к вычету начисленный ранее акциз. Поэтому на практике цены на нефтепродукты у нефтеперерабатывающих заводов и оптовых поставщиков зависят от наличия у организации свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Если у автозаправки его нет, то нефтепродукты будут проданы по более высоким ценам, включающим в себя сумму акциза.

В том, чтобы автозаправки получали свидетельства, заинтересованы и местные власти. Ведь часть акциза с них идет в региональный бюджет. Поэтому возможна ситуация, когда автозаправочным станциям будут «настоятельно рекомендовать» получить свидетельство именно власти области, края или республики.

Порядок выдачи свидетельств установлен приказом МНС от 6 февраля 2003 г. № БГ-3-03/52. Свидетельство о регистрации автозаправка может получить при условии, что у нее есть в собственности мощности (помещения) для хранения и реализации нефтепродуктов (п. 4 ст. 179.1 НК). Это топливораздаточные колонки, системы управления, измерители уровня топлива и масла (уровнемеры), подземные резервуары, насосы и т. д. При этом емкость хранилищ и их местонахождение не имеют значения. Поэтому розничные продавцы нефтепродуктов, арендующие мощности для реализации, получить свидетельство не могут. А значит, не будут платить акцизы.

Для получения свидетельства в налоговую инспекцию необходимо представить заявление в двух экземплярах по форме, приведенной в приложении 1 к приказу № БГ-3-03/52, а также сведения о наличии мощностей в соответствии с формами приложений 3–6 к этому приказу. В заявлении необходимо указать, на какой срок фирме требуется свидетельство. Максимально возможный срок – один год.

Если у предприятия есть обособленные подразделения, то на каждое из них нужно составить справку о его мощностях и указать его месторасположение.

Кроме того, необходимо представить копии документов, подтверждающих право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) фирмы на соответствующие мощности (емкости). Это могут быть копии договоров купли-продажи, актов приемки-передачи и т. д., заверенные нотариусом.

К этим документам необходимо приложить сведения о том, сколько бензина, дизельного топлива и моторного масла организация продает в розницу и оптом. Эти сведения составляются по форме, указанной в приложениях № 5 и 6 к приказу № БГ-3-03/52. Через тридцать дней с момента получения всех необходимых документов, налоговые органы выдают свидетельство.

Обратите внимание: представлять какие-либо документы в ИМНС по местонахождению обособленных подразделений не нужно.

Акцизы

АЗС продает топливо в розницу

В январе 2004 года ООО «Автозаправка» получила бензин АИ-92 в объеме 6000 литров плотностью 0,760 кг/куб. м. и массой 4560 килограмм. Покупная цена бензина 8 руб. за один ки­лограмм. Всего поступило бензина на общую сумму 36 480 руб. (в том числе НДС – 5565 руб.).

У автозаправочной станции есть свидетельство на розничную торговлю нефтепродуктами. Ставка акциза для бензина с октановым числом больше 80 с 1 января 2004 года составляет 3360 руб. за одну тонну. Поэтому акциз, который нужно начислить, составил:

4,56 т. х 3360 руб. = 15 322 руб.

Отпускная цена бензина установлена в размере 10 руб. за один литр. Общая продажная стоимость топлива составит 60 000 руб. (6000 л. х 10 руб.). Величина торговой надбав­ки равна 13 763 руб. (60 000 – (36 480 – 5565 + 15 322)).

Бухгалтер АЗС сделал в учете такие записи:

Дебет 41 Кредит 60

– 30 915 руб. (36 480 – 5565) – оприходован бензин;

Читайте так же:
Выдача свидетельства о праве на наследство и его регистрация

Дебет 19 Кредит 60

– 5565 руб. – учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 41 Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

– 15 322 руб. – начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

– 36 480 руб. – оплачен бензин поставщикам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 5565 руб. – поставлена в зачет сумма НДС по оприходо­ванному топливу;

Дебет 41 Кредит 42

– 13 763 руб. – начислена сумма торговой надбавки.

АЗС продает топливо оптом

Используем условия предыдущего примера.

Предположим, что у предприятия есть свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. ООО «Автозаправка» продала поступивший бензин по безналичному расчету ЗАО «Трек», у которого тоже имеется свидетельство, за 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб.

В учете были сделаны проводки:

Дебет 41 Кредит 60

– 30 915 руб. (36 480 – 5565) – оприходован бензин;

Дебет 19 субсчет «НДС» Кредит 60

– 5565 руб. – учтен НДС;

Дебет 19 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

– 15 322 руб. – начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

– 36 480 руб. – оплачен бензин поставщикам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС»

– 5565 руб. – поставлен к вычету НДС по оприходованному топливу;

Дебет 62 Кредит 90-1

– 59 000 руб. – отражена выручка от реализации горючего;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 30 915 руб. – списана стоимость реализованного бензина;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 9000 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 51 Кредит 62

– 59 000 руб. – поступила оплата за реализованное топливо.

После этого «Автозаправка» представила своим налоговикам договор купли-продажи с ЗАО «Трек» и реестр счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции покупателя. Таким образом, фирма получила право зачесть из бюджета акциз.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»

– 15 322 руб. – принят к вычету акциз.

О.А. Курбангалеева, аудитор

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Азс бухгалтерский и налоговый учет

Заправка авто по ведомостям, карточкам и талонам:
оформление, налоговый и бухгалтерский учет

Практически на любом предприятии есть автомобили. Без топлива они ездить не хотят, а раз так, то их нужно заправлять. Самый простой способ — дать водителю денег, чтобы он покупал бензин при необходимости. Самый простой, но не самый удобный! Поэтому в нашей статье мы рассмотрим 3 альтернативных способа заправки автотранспорта, раскроем все премудрости их оформления, а также налогового и бухгалтерского учета.

Способы оплаты заправки

Что главное? Чтобы оплата была безналичной, а АЗС всегда оказывалась под рукой. И здесь многое зависит от того, какие автомобили вы заправляете, какого рода работу они выполняют, каковы маршруты авто. Итак, приступим.

Есть такой нормативный документ — Инструкция о порядке приемки, транспортирования, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины, утвержденная приказом Государственного комитета нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Украины, Министерства экономики Украины, Министерства транспорта Украины, Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Украины, Государственного комитета статистики Украины от 02.04.98 г. N 81/38/101/235/122 (далее — Инструкция о нефтепродуктах).

Ее пункт 4.2.5 предусматривает 2 способа заправки на АЗС по безналичному расчету.

1. Заправка по ведомостям для тех, чьи автомобили постоянно (или часто) ездят по одинаковым маршрутам. Скажем, вы часто ездите в Германию. Вы знаете, что для вас как на пути за границу, так и обратно оптимальное место заправки, например, Ривне. С местным заправщиком вы заключаете договор на заправку автомобилей вашего предприятия. Передаете ему данные на свой автопарк. И теперь все ваши водители не проезжают мимо, а заправляются исключительно на выбранной АЗС. Заправку осуществляют по ведомостям (форма N 24-НП, утверждена в приложении 24 к Инструкции о нефтепродуктах). При этом в путевом листе водителя на АЗС ставят отметку о количестве и стоимости проданного бензина, которую оператор подтверждает подписью и штампом АЗС. Ведомости выписывают в двух экземплярах: один — остается на АЗС, а второй у потребителя.

Ну а в начале следующего месяца (или в иные определенные сроки, но не реже одного раза в месяц) заправщик выписывает вам счет (сводную ведомость), по которому вы и рассчитываетесь. Сверку счетов с АЗС следует проводить не позднее 5-го числа месяца. Причем цену можно зафиксировать как на момент оплаты, так и на момент заправки — как уж договоритесь. Согласитесь, получается довольно удобно. Среди преимуществ — возможность заправки в любое время независимо от наличия талонов и денег на условном счете и возможность быстро менять условия заправки. Вообще-то, Инструкция о нефтепродуктах утвердила типовую форму N 23-НП Договора на отпуск нефтепродуктов потребителям. В последнем сказано, что нефтепродукты отпускают лишь по предоплате (пункт 2.1 Договора). Но типовая форма она и есть типовая, т. е. примерная. А в реальном договоре можно предусмотреть как предоплату, так и оплату счетов постфактум.

Читайте так же:
Брачный договор: как заключить, условия, образец заполнения, бланк

2. Заправка по карточкам — как раз для предприятий, чьи «вагены» колесят по всей территории Украины и даже выезжают за рубеж. Это, как правило, крупные компании, имеющие сеть заправок по всей Украине (и не только). Вы заключаете с заправщиком договор на заправку автомобилей и переводите ему определенную сумму денег, которую зачисляют на ваш условный счет. Вам выдают электроную карточку (или несколько), которую вы, в свою очередь, вверяете водителю. На заправке последний предъявляет карточку, называет количество литров и марку топлива. Его обслуживают, а с вашего условного счета (через карточку) списывают стоимость заправки. Рассчитывают ее так: количество литров необходимого топлива умножают на его цену на данной заправке.

Такая заправка имеет свои особенности. Во-первых, можете в любую минуту пополнить счет, и водитель вправе сразу воспользоваться этим. И особенно удобно, если ваши автомобили постоянно находятся в разъездах: опустевший карточный счет пополнить легко. Водитель звонит в офис вежливо просит: «На карточке лимит исчерпан, подбросьте деньжат». И вопрос решен! Во-вторых, при заправке по карточкам цена фиксируется на момент заправки. Более того, чем дальше вы от города, тем ниже цена (в городе дороже, чем на трассе). То есть все, как при расчете за наличные только без них самих. Заметьте, карточки весьма выгодны, при падении цен на нефтепродукты.

И еще один вариант заправки автомобиля — по талонам. Мы решили рассказать о нем в самом конце из-за его спорности. В сущности, пунктами 4.1.7.27 и 4.2.5.7 Инструкции о нефтепродуктах «использование талонов на топливо как средства расчета на АЗС запрещено». Однако на практике они очень популярны, и тому есть несколько объяснений. Во-первых, документы, с помощью которых водители приобретают топливо на АЗС, именуют не талонами, а бланками отпуска нефтепродуктов далее — БОНы). А во-вторых, запрет, установленный Инструкцией, относится к применению талонов как средства расчетов. В нашем же случае для расчетов используют безналичные деньги, а с помощью БОНов водитель всего-на всего получает топливо. Ну и в-третьих, по большому счету предприятию безразлично: решать этот вопрос будет хозяин заправки. А вас, очевидно, больше заинтересует это отразить в налоговом и бухгалтерском учете. Об этом мы и расскажем. Но сначала коротко о самом способе.

3. Заправка по БОНам* подойдет предприятиям, чьи автомобили «бороздят» просторы сравнительно небольшой территориальной единицы (города, района, области) с развитой сетью АЗС какой-либо одной торговой марки. Так, предприятие заключает с владельцем сети заправок (далее — заправщик) договор и оплачивает определенное количество топлива. Взамен оно получает БОНы. В каждом из них зафиксирован литраж бензина или солярки, на который его обменяют на фирменной АЗС. Однако заключение полноценного договора — процесс длительный, поэтому зачастую предприятия предпочитают оплату счетов. Заправщик выставляет счет, где записывает общее количество топлива, его марку и стоимость (перечисленные сведения предприятие может сообщить заправщику, направив заявку либо элементарно — по телефону). Оплачивая счет, фирма тем самым заключает договор. Остается отправить работника с доверенностью, дабы забрать БОНы.

Привлекательной особенностью БОНов является фиксация цены топлива на момент оплаты. Смотрите сами: в них указана не денежная сумма, а количество топлива в натуральном выражении. То есть если даже бензин или дизтопливо подорожает в 3 раза, по БОНам вы получите такое же его количество, как и до подорожания. Если цены на нефтепродукты скачут, то изложенный вариант заправки выгоден.

Как списать топливо

Как обычно — по путевым листам в пределах установленных норм. Какой бы способ вам ни приглянулся, все равно водитель измеряет пробег, количество заправленного и израсходованного топлива. Эту информацию заносят в путевой лист, по которому и списывают указанное в нем топливо.

Перед тем как углубиться в детали той или иной схемы, остановимся на общих положениях. Стоимость бензина для грузовых автомобилей включают в валовые расходы, руководствуясь подпунктом 5.2.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР далее — Закон о прибыли). А вот с легковыми — не так гладко. Как гласит подпункт 5.4.10, к валовым запрещено относить 50% расходов на приобретение горюче-смазочных материалов для легковых автомобилей. Печально. Зато остальные 50% — пожалуйста. К тому же «. налогоплательщик освобождается от обязанностей доказывания связи таких расходов с его хозяйственной деятельностью» (абзац пятый подпункта 5.4.10 Закона о прибыли). То есть вам не нужно даже подтверждать связь между поездками легкового авто и вашей хоздеятельностью.

Кстати, это касается и налога на добавленную стоимость. Дело в том, что в состав налогового кредита по падают только суммы НДС, уплаченные в составе цены товаров, стоимость которых включают в валовые расходы (подпункт 7.4.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. N 168/97-ВР). «Отсечение» 50% валовых расходов автоматически влечет за собой уменьшение налогового кредита по НДС в два раза.

В остальных случаях (т.е. для грузовиков) предприятию полагается полный налоговый кредит (разумеется, при наличии налоговой накладной).

Как известно, валовые расходы и налоговый кредит у предприятий возникают по первому событию** (пп.11.2.1 Закона о прибыли). В нашей ситуации их два: дата оплаты топлива или дата его получения. Итак, первым событием будет, если вы заправляетесь:

Читайте так же:
Договор Договор аренды комнаты в жилом доме

— по ведомостям — получение бензина либо внесение предоплаты в соответствии с тем, какой порядок расчетов предусмотрен в договоре;

— по карточке — перечисление средств за топливо. Следовательно, с этой даты вы имеете право на валовые расходы и налоговый кредит;

— по БОНам — перечисление платы за топливо.

Обратите внимание, приобретенные таким образом бензин и солярка будут участвовать в учете прироста (убыли) балансовой стоимости товаров по пункту 5.9 Закона о прибыли. Во втором его абзаце читаем: «Стоимость запасов, оплаченных, но не полученных (не оприходованных) налогоплательщиком-покупателем, в прирост запасов не включается». А основание для оприходования топлива у предприятия появится только после того, как к нему перейдет право собственности на него. Т.е. в момент заправки, если иное не предусмотрено договором. Однако хотя полученное топливо долго «не живет» (его заливают сразу в бак авто, оттуда ему прямой путь в камеру сгорания и дальше через выхлопную трубу в атмосферу), на начало каждого периода в баках машин будут какие-то остатки, которые надо учитывать. И коль по итогам квартала они увеличились — срезать валовые расходы, а если уменьшились, наоборот, добавлять.

Стоимость бензина в бухгалтерском учете в зависимости от сферы использования автомобиля может входить (П(С)БУ 16 Расходы):

— в себестоимость услуг — у транспортных предприятий (для автомобилей, которые занимаются непосредственно перевозками):

— в административные расходы — для автомобилей, обслуживающих офис;

— в расходы на сбыт — для автомобилей, задействованных в сфере сбыта товаров (продукции).

Напрашивается вопрос: как учитывать карточки и БОНы?

Начнем с последних: что они собой представляют? Это документы, удостоверяющие право получить определенное количество оплаченного топлива. Реальной стоимости они не имеют, а поэтому их в бухучете не отражают, а для точности ведут просто количественный учет.

Теперь о карточках. Сами по себе они большой ценности не представляют. Прямоугольный кусочек пластика — и только. Если за него и берут какую-то символическую плату, то его можно учитывать как малоценный необоротный актив (если срок службы карточки больше года), либо как малоценный быстроизнашивающийся предмет (если карточку будете использовать год и меньше). Бесплатно полученную карточку оценивают по справедливой стоимости и учитывают аналогично.

Некоторые специалисты предлагают отражать БОНы на счете 20 «Материалы»по стоимости топлива. То есть они отождествляют получение бланков с получением самого топлива. Руководствуясь таким подходом, они рекомендуют стоимость топлива, на которое выданы БОНы (даже если само топливо предприятие еще не залило в баки своих авто), учитывать при расчете прибыли (убыли) материалов по пункту 5.9 Закона о прибыли. Такой подход, на наш взгляд, ошибочен, так как прямо противоречит второму абзацу пункта 5.9 (мы приводили его точный текст выше). Ведь топливо оплачено, но еще не получено. А бланк отпуска топлива не является материальным активом, поскольку он лишь удостоверяет право получить топливо.

Дополнительный аргумент: пока на АЗС топливо не отгрузили, оно будет фигурировать в учете прироста (убыли) по пункту 5.9. Ведь даже типовой договор формы N 23 — НП предусматривает переход права собственности на топливо в общем порядке, т.е. в момент его передачи покупателю. А разве один и тот же товар может учитываться и у продавца, и у покупателя?

И все же подчеркнем: с точки зрения налоговых проверяющих, учет БОНов как материалов выглядел бы предпочтительнее.

Пример 1. Заправка по ведомостям.

Предприятие-грузоперевозчик «Свет разума» заключило договор на заправку своих грузовых автомобилей, Согласно путевым листам купили 12000 л топлива на сумму 24000 грн. (в т.ч. НДС — 4000 грн.). На эту сумму предприятию предъявили счет, который оно оплатило. Все заправленное топливо было израсходовано.

Бухгалтерские проводки и налоговый учет показаны в таблице 1.

Пример 2. Заправка по карточке.

Транспортное предприятие «Воля к победе» положило на условный счет 12000 грн., в т.ч. НДС — 1000 грн., а также уплатило 36 грн. (в т.ч. НДС — 6 грн,) за оформление карточки. Потом карточку передали водителю. По путевым листам, предоставленным водителем, списали 1500 л на сумму 3000 грн. (вт.ч. НДС 500 грн.).

Налоговый и бухгалтерский учет этих операций вы найдете в таблице 2.

Пример 3. Заправка по БОНам.

Предприятие «Цвет ночи» оплатило счет за 3000 л бензина на сумму 6000 грн. (в т.ч. НДС — 1000 грн.) и получило взамен 100 бланков на топливо на 30л каждый. Бензин предназначен исключительно для заправки легковых автомобилей. Водителям выдали 10 БОНое, на которые они получили 300 л бензина на сумму 600 грн. (в т.ч. НДС — 100 гр) Напоминаем: в валовые включают половину расходов заправку легковушки. То же самое и с налоговым кредит по НДС.

Бухгалтерские проводки и налоговый учет указанных операций приведены в таблице 3.

И в завершение пожелаем вам богатырского здоровья, а вашему предприятию — стабильно крепкого финансового состояния. И пусть бензин в баках ваших машин будет чистым и в нужном количестве.

«Все о бухгалтерском учете» N 72 (860), 1 августа 2003 г.
Подписной индекс 35200

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector