Abc-contact.ru

АБС Контакт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лизинг: как придется платить налоги с 2022 года

Лизинг: как придется платить налоги с 2022 года

С 1 января 2022 года в силу вступают новые правила налогообложения лизинга в части налога на прибыль и налога на имущество организаций. Что должны знать участники процесса, разъясняют Светлана Зотова и Елена Ситникова (АКГ «Юникон»)

Налог на прибыль

Что поменяется для лизингодателя

Лизингодатель теперь для целей налогообложения налогом на прибыль учитывает у себя предмет лизинга вплоть до его выкупа (Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», далее – Закон № 382-ФЗ). Ранее предмет лизинга учитывался в зависимости от условий договора (лизингодателем или лизингополучателем). Лизингодатель, как и раньше, имеет право амортизировать предмет лизинга, в том числе применять повышенный коэффициент «3» к норме амортизации.

Что же касается лизинговых платежей, лизингодатели продолжат включать их в состав доходов, учитываемых для целей налогообложения налогом на прибыль. Если же в состав лизингового платежа включена выкупная стоимость предмета лизинга, в этой части платежи будут признаваться авансовыми платежами. Такие суммы до даты реализации предмета лизинга не подлежат учету в составе доходов лизингодателя. Подобные выводы можно сделать из ранее выпущенных разъяснений Минфина России, а также из арбитражной практики, которые, по нашему мнению, будут актуальны и после вступления в силу Закона № 382-ФЗ.

Что поменяется для лизингополучателя

Как и сейчас, лизингополучатель сможет учитывать для целей налогообложения налогом на прибыль расходы в виде лизинговых платежей. Однако если в состав лизингового платежа включена выкупная стоимость имущества, ее нужно будет вычесть из платежа.

Мы полагаем, что часть выкупной стоимости, включенная в лизинговый платеж, будет признаваться авансом до даты перехода права собственности на предмет лизинга. Подтверждение этому подходу можно найти в арбитражной практике и разъяснениях финансовых и налоговых органов.

Отметим, что Закон №382-ФЗ не решает существующую проблему в части определения выкупной стоимости предмета лизинга. Дело в том, что алгоритм определения выкупной стоимости не установлен на законодательном уровне, что приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами, применяющими разные подходы к ее исчислению.

Для наглядности мы на примере покажем порядок налогообложения лизинговых операций согласно планируемым к вступлению в силу положениям НК РФ.

Пример. Лизингодатель передает в лизинг автомобиль стоимостью 3 млн руб. на 40 месяцев на условиях последующего выкупа. Размер лизингового платежа определен в сумме 120 тыс. руб. в месяц, кроме того, НДС по ставке 20% — 32 тыс. руб. (В примере не рассматриваются налоговые последствия по НДС, так как изменения в главу 21 НК РФ по учету договоров лизинга не внесены).

Выкупная стоимость предмета лизинга составляет 800 тыс. руб. и включена в лизинговый платеж, который состоит из следующих частей:

  • 20 тыс. руб. — выкупная стоимость предмета лизинга,
  • 100 тыс. руб. — лизинговый платеж без учета выкупной стоимости предмета лизинга.

Автомобиль относится к третьей амортизационной группе (постановление правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»), установленный срок полезного использования — 50 месяцев. Повышающий коэффициент нельзя использовать к имуществу, относящемуся к 1–3-й амортизационной группе (пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

Налоговые последствия в соответствии с будущей редакцией НК РФ, если предмет лизинга на балансе у лизингодателя

1. Начисление амортизации по предмету лизинга

Лизингодатель. Амортизация начисляется ежемесячно в размере 60 тыс. руб. и определяется делением первоначальной стоимости — 3 млн руб. на срок полезного использования — 50 месяцев.

Лизингополучатель. Амортизация не начисляется.

2. Учет лизинговых платежей

Лизингодатель. Ежемесячно при начислении лизинговых платежей (доходы):

  • 100 тыс. руб. — лизинговый платеж (без учета выкупной стоимости предмета лизинга) признается в составе доходов от реализации;
  • 20 тыс. руб. — выкупная стоимость предмета лизинга признается авансом полученным, не учитывается до даты реализации предмета лизинга.

Лизингополучатель. Ежемесячно при начислении лизинговых платежей (расходы):

  • 100 тыс. руб. — лизинговый платеж (без учета выкупной стоимости предмета лизинга) признается в составе расходов;
  • 20 тыс. руб. — выкупная стоимость предмета лизинга признается авансом, выданным на дату приобретения предмета лизинга, формирует его первоначальную стоимость.

3. Выкуп предмета лизинга

Лизингодатель. На дату реализации лизингового имущества:

  • в доходах признается выкупная стоимость лизингового имущества 800 тыс. руб. (без НДС);
  • в расходах признается остаточная стоимость предмета лизинга в сумме 600 тыс. руб., которая определяется как первоначальная стоимость — 3 млн руб., уменьшенная на сумму начисленной амортизации — 2,4 млн руб., или 60 тыс. руб. х 40 месяцев (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Лизингополучатель. На дату приобретения лизингового имущества:

  • формируется первоначальная стоимость амортизируемого имущества в размере 800 тыс. руб. с последующим списанием в расходы посредством амортизации.

Налог на имущество

Напомним, что объектом налогообложения по налогу на имущество является недвижимость, к которой относятся, в частности, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации. Налоговая база по налогу на имущество — среднегодовая или кадастровая стоимость недвижимости.

Закон №382-ФЗ предусматривает, что имущество, переданное по договору лизинга, подлежит налогообложению налогом на имущество у лизингодателя (п. 3 ст. 378 НК РФ). При этом по ФСБУ 25/2018 (Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержден приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н) лизингодатель отражает чистые инвестиции в аренду, а предмет лизинга отражается только на балансе лизингополучателя.

Читайте так же:
Договор залога автомобиля в обеспечение договора займа

Соответственно, если недвижимость облагается налогом по кадастровой стоимости, проблема не возникает (лизингодатель имеет возможность получать информацию о кадастровой стоимости предмета лизинга). Если же имущество облагается по среднегодовой стоимости, то возникает проблема отсутствия таковой у лизингодателя (в силу положений Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, предмет лизинга не отражается на балансе лизингодателя).

Таким образом, Закон №382-ФЗ порождает проблему, связанную с несоответствием между бухгалтерским и налоговым учетом, остроту которой добавляет то, что до его вступления в силу остается меньше месяца. Соответственно, лизингодателям и лизингополучателям предстоит искать выход из сложившейся ситуации. Получается, что налогоплательщикам нужно будет самостоятельно пытаться поменять настройки бухгалтерских программ, чтобы те позволили лизингодателям автоматически рассчитать среднегодовую стоимость имущества по данным бухгалтерского учета либо вести такие расчеты вручную.

Переходные положения

Закон № 382-ФЗ предусматривает переходные положения. Согласно им, правила налогового и бухгалтерского учета, применяющиеся на сегодня, будут действовать в отношении лизинговых договоров, заключенных до даты вступления в силу Закона № 382-ФЗ, до окончания срока их действия.

При этом в Законе № 382-ФЗ нет указания на то, что для старых договоров будет применяться ранее действовавший порядок бухгалтерского учета исключительно для целей налога на имущество. Подобная формулировка не дает однозначного ответа на вопросы об исчислении налога на имущество по старым договорам, что может спровоцировать самые разные трактовки, особенно ввиду начала применения ФСБУ 25/2018 (Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержден приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н).

Учитывая указанное несоответствие, полагаем, что налогоплательщикам нужно будет ждать разъяснений Минфина РФ, внесения поправок в Налоговый кодекс РФ, а в случае возникновения споров по поводу исчисления налога на имущество обращаться в суд.

Аренда с правом выкупа: станет ли жилищный лизинг альтернативой ипотеке

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС

Главным инструментом приобретения жилья в России считается ипотека, доступность которой в этом году достигла исторического максимума. Альтернативой ипотеке может быть лизинг — аренда недвижимости с правом ее последующего выкупа. До 2011 года закон запрещал лизинг имущества, не используемого в предпринимательской деятельности, но последние шесть лет российские лизинговые компании имеют право заключать сделки и с физическими лицами.

По оценке РА «Эксперт», доля сделок с физическими лицами России в 2016 году составила всего около 1%, а доля лизинга недвижимости (даже с учетом юридических лиц) — 1,3% от объема нового лизингового бизнеса. Для сравнения: в Европе доля сделок физлиц с недвижимостью составляет около 20%.

Издержки и преимущества

Основным преимуществом лизинга опрошенные «РБК-Недвижимостью» эксперты называют упрощенную процедуру оформления: заключить договор можно всего по двум документам — паспорту и СНИЛС. Подписав документ, покупатель может сразу переехать в квартиру, а по окончании срока действия договора — выкупить недвижимость и оформить ее в собственность. По сути, такая схема — это долгосрочная аренда с правом последующего выкупа. При этом договор о найме квартиры обычно длится до десяти лет, минимальный аванс — 10% от стоимости лота, уточняют в компании «Миэль-Новостройки».

Самым существенным недостатком этого инструмента является его дороговизна. «Для примера обратимся к калькуляторам на сайте одной из крупнейших лизинговых компаний, специализирующихся на лизинге недвижимости — «ВТБ24 Лизинг», и сравним с ипотечным калькулятором на сайте банка ВТБ24, — говорит основатель и руководитель компании «Право и практика» Алексей Никитин. — Для расчета мы взяли квартиру стоимостью 10 млн руб., аванс — 2 млн руб., срок финансирования — десять лет. Аннуитетный ежемесячный лизинговый платеж составит 164,9 тыс. руб., платеж по кредиту — 103,5 тыс. руб. Лизинговый платеж больше почти на 60%».

В первую очередь лизинг жилой недвижимости интересен для бизнеса, он позволяет сократить налоги, так как лизинговые платежи жилой недвижимости не облагаются НДС. «Сбербанк Лизинг» в первую очередь рассматривает лизинг жилой недвижимости для предпринимательских целей. Например, при покупке жилой недвижимости стоимостью 100 млн руб. со стандартной системой налогообложения компания сэкономит более 40 млн руб. за десять лет за счет уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль», — рассказала «РБК-Недвижимости» директор управления ж/д и недвижимости АО «Сбербанк Лизинг» Маргарита Кривчикова.

Лизинг недвижимости на сегодняшний день у клиентов АО «Сбербанк Лизинг» менее востребован в сравнении с другими видами имущества и составляет всего около 1% от общего портфеля. По мнению Маргариты Кривчиковой, основными препятствиями к росту данного вида лизинга являются низкий уровень информированности рынка о возможностях лизинга как финансового инструмента, отсутствие интересных программ лизингового финансирования объектов недвижимости и переход права собственности на объект к лизинговой компании. Основными преимуществами лизинга недвижимости являются низкие процентные ставки, юридическая защищенность объекта, долгий срок лизинга (до 15 лет), возможность формирования индивидуальных графиков лизинговых платежей и экономия по налогу на имущество в частных случаях, перечисляет эксперт.

Одна из основных причин такого отличия — налогообложение. «Собственником квартиры является лизинговая компания, которая уплачивает налог на имущество по ставкам для юридических лиц. Например, в Москве в 2017 году ставка будет выше в 14 раз. Причинами такого отличия Алексей Никитин называет высокий налог для физлиц (собственником квартиры является лизинговая компания, которая уплачивает налог на имущество по ставкам для юрлиц). Вторая причина, по его мнению, — неразвитость лизинга недвижимости, которая не позволяет лизинговым компаниям секьюритизировать свои портфели и привлекать доступное финансирование для этого сегмента.

Читайте так же:
Как можно подать в суд на банк

Ипотека и лизинг схожи лишь в одном: пока клиент не выплатит стоимость приобретаемой недвижимости, он может ею пользоваться, но полноценно распоряжаться — нет, поясняет генеральный директор ГК «Грин Финанс» Наталья Абдулаева. На период действия договора лизинга квартира в большинстве случаев оформлена на компанию, а при ипотечном кредитовании квартира находится в залоге у банка, а на руки выдается свидетельство с обременением, добавляет она.

«Опасность при использовании лизинговой схемы заключается в том, что если арендатор по тем или иным причинам прекращает выплачивать взносы, то лишается как права в ней проживать, так и возможности выкупить», — указывает генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина.

Аналог ломбарда

Пока жилье в лизинг берут в основном клиенты, которые по тем или иным причинам не могут оформить ипотечный кредит. «В сфере кредитования к заемщикам существуют достаточно жесткие требования, за соблюдением которых пристально следит Центробанк, а лизингу еще только предстоит переход под госрегулирование. Пока же лизинг недвижимости зачастую носит форму ломбардного кредитования», — рассказывает Алексей Никитин.

Сегодня на рынке существует целый ряд компаний, предлагающих «займы» под залог имеющегося жилья, но оформляющего эти «займы» в виде возвратного лизинга недвижимости: клиент продает свою квартиру с дисконтом к рыночной стоимости от 50% и берет ее же в лизинг. Для финансирующей структуры этот вариант привлекателен тем, что «ломбард» является сразу собственником квартиры и нет необходимости отдельно обращать взыскание на недвижимость, реализовывать ее через приставов. Попавших в просрочку заемщиков зачастую просто выселяют из квартиры, поменяв замки, поскольку большинство из них заранее выписаны из квартиры при заключении договора лизинга».

«Появилось достаточно много судебных споров по этому поводу, практика пока разнонаправленная, но есть уже решения Мосгорсуда, в которых такой договор лизинга признан притворной сделкой, прикрывающей собой фактические отношения ипотечного займа. Думается, что с подобного рода «лизингом» скоро наведут порядок, так как ЦБ в ближайшее время начнет регулировать лизинговую отрасль (пока ЦБ контролирует не только банки, но и микрофинансовые организации и ломбарды, а лизинговые компании — нет), установит обязательные требования к лизинговым компаниям и лизингополучателям, порядок обращения взыскания на жилье и многое другие», — говорит Алексей Никитин.

Наталья Абдулаева связывает невостребованность лизинга для физлиц в России с тем, что на протяжении многих лет для решения жилищной проблемы активно пропагандируется и предлагается только ипотека.

Перспективы развития лизинга

За то время, что лизинг существует на российском рынке первичного жилья, этот формат не завоевал популярности и предпосылок для ее роста не наблюдается, считают опрошенные «РБК-Недвижимостью» эксперты. Пока человек не выкупит объект недвижимости, он является арендатором, а право собственности принадлежит лизинговой компании.

«В сегодняшних условиях абсолютное большинство покупателей, не имеющих возможности единовременно выплатить полную стоимость квартиры в новостройке, предпочитают использовать схему «договор долевого участия + ипотечный кредит». И даже вне зависимости от выбранной схемы оплаты ипотека является драйвером спроса на первичном рынке: 80% покупок совершается с привлечением кредита. В ближайшей перспективе благодаря выгодным условиям кредитования ипотека как способ покупки жилья будет оставаться в приоритете», — прогнозирует руководитель аналитического центра компании «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов. По его мнению, чтобы такая схема стала более распространенной на рынке, требуется четко прописать механизм работы, а также вести планомерную работу по ее популяризации.

В России может получить распространение оперативный (без перехода права собственности) лизинг недвижимости, допускает Алексей Никитин. На российском рынке появляются профессиональные рантье и доходные дома. Так, весной 2017 года АИЖК выкупило апартаменты для последующей сдачи в аренду в комплексах Match Point, «Символ» и «Лайнер». По мнению экспертов, выход АИЖК на рынок аренды существенно изменит рынок в Москве.

«Логично, если следующим шагом станет долгосрочный (на несколько лет) оперативный лизинг недвижимости и как раз в сегменте апартаментов, так как там не так существенна разница в налогообложении. Такой оперативный лизинг будет, возможно, дешевле помесячной аренды и интересен для людей, понимающих, что они, например, в ближайшие пять — десять лет не будут/не могут приобретать недвижимость в собственность», — говорит Никитин.

В целом перспективы развития лизинга жилья в России зависят от грядущей реформы рынка лизинга и изменений в налогообложении. Возможно, этот вид финансирования превратится из экзотики в понятный и работающий инструмент, прогнозируют эксперты, опрошенные редакцией «РБК-Недвижимость».

Лизинг VS автокредит

Еще несколько лет назад тема лизинга автомобилей для физических лиц затрагивалась крайне редко. Сегодня же об этом инструменте узнает все больше россиян. Разобраться в деталях и выяснить преимущества и недостатки таких продуктов, как лизинг и автокредит, помог Александр Мешалкин, управляющий операционным офисом «Самара» Нижегородского филиала РГС Банка.

В чем разница

Основное отличие автокредита от лизинга содержится в сути договоров. Цель первого — выкуп автомобиля с использованием кредитных средств, а второго — максимальное извлечение выгоды из авто и уменьшение расходов на эксплуатацию.

Под автокредитом подразумевается заем, который выдается гражданину на покупку машины, под лизингом — аренда автомобиля с правом последующего выкупа по остаточной стоимости.

При лизинге покупатель может взять в пользование автомобиль за определенную стоимость и на конкретный срок, без обязательства последующей его покупки. То есть, взяв машину на три года и выплачивая ежемесячный платеж, он может вернуть ее в лизинговую компанию по истечении срока либо же полностью выкупить автомобиль по остаточной стоимости. При этом на период использования автолюбитель не становится владельцем, а только арендатором.

Читайте так же:
Как приостановить исполнительное производство по алиментам?

Существуют мнения, что затраты на страховку, ремонт, техобслуживание и прочее совершает лизингодатель, а лизингополучатель не несет никаких расходов, но это мнение не совсем верное. Все страховые платежи в любом случае переносятся на лизингополучателя.

Расходы же на ремонт, ТО и налоги могут быть отнесены как на лизингополучателя, так и на лизингодателя, если говорить об операционном лизинге (аренда без последующего выкупа актива). В случае операционного лизинга клиент получает удобный сервис аренды, где все расходы оплачивает лизинговая компания, но нужно понимать, что все они учтены в ежемесячном платеже.

Плюсы и минусы лизинга

Автолизинг освобождает от многих хлопот. К примеру, не нужно тратить время на поиск продавца и оформление машины. Автомобиль проще обновлять каждые несколько лет. И это далеко не все преимущества.

Из прочих плюсов — к клиенту при оформлении предъявляется чуть меньшие требования, в том числе и по документам, чем при оформлении кредита. Кроме этого, по лизингу не требуется дополнительное залоговое обеспечение как для некоторых программ автокредитования, предлагаются более низкие процентные ставки, более выгодные ежемесячные платежи и гибкий график выплат, а также предоставляются дополнительные услуги, например, бесплатно меняется масло, резина и так далее. Многие лизингодатели не требуют подтверждения доходов физического лица, а срок погашения суммы можно в случае необходимости продлить.

Также некоторое преимущество имеет лизинг при покупке авто с пробегом, так как лизингодатель обычно проводит тщательную проверку транспортного средства.

Среди недостатков, как уже упоминалось выше, тот факт, что автомобиль не переходит в собственность, поэтому арендатор не имеет права им распоряжаться, в том числе сдавать в субаренду. До полного погашения задолженности и выкупа авто находится в собственности лизинговой компании, и если арендатор, к примеру, нарушит условия договора или выплатит 99% стоимости, но не погасит оставшийся 1%, то потеряет имущество на все 100%. При малейших проблемах с платежами, а также финансовых трудностях самого лизингодателя авто также могут изъять.

Кроме этого, со всех лизинговых платежей взимается НДС, и только юридические лица могут его позже вернуть. Физические лица в России, к сожалению, пока не имеют налоговых преференций на лизинг автомобилей, как, к примеру, в США, где автолизинг очень популярен, и предусмотрена «финансовая отчётность домохозяйства». То есть бюджет частного лица рассматривается так же, как бюджет предприятия, а гражданин получает те же налоговые льготы, что и бизнесмен.

И наконец, для защиты своих интересов и минимизации рисков лизинговые компании могут существенно ограничить выбор автомобиля или его комплектацию, сделав акцент на ликвидных автомобилях, которые легко реализовать. Или существенно увеличить авансовый платеж и стоимость лизинга, если клиент будет наставить на конкретном автомобиле или комплектации.

Преимущества и недостатки автокредита

Главное преимущество автокредита — покупатель после оформления документов сразу становится собственником. Среди прочих плюсов — широкий выбор транспортных средств: покупатель сам выбирает себе автомобиль из огромного рыночного ассортимента, приобрести можно всё, что имеет ПТС (ПСМ).

Автокредитные программы банков при этом максимально разнообразны (классические, без залога, без первоначального взноса), и можно подобрать индивидуальную программу займа с подходящими условиями, ставками и сроками. То есть машину в кредит можно взять, даже если у вас нет большой суммы денег на первый взнос или нет ее вовсе.

Среди недостатков автокредита — сбор необходимых документов, определенные требования к заемщику (в зависимости от программы), возможность наличия залога по кредитному договору. Автомобиль также нельзя продать или подарить, пока кредит не будет полностью выплачен.

В кредит, зато свой

Пока для россиян привычнее и проще занять деньги в банке. Лизинг для физлиц в нашей стране не так распространён, как, к примеру, в Европе или Америке, где с его использованием покупается до половины всех легковых машин.

У европейцев, к примеру, принято часто брать машины в лизинг, временно работая по контракту в том или ином городе. Возможно, причина также в том, что лизинг для частных лиц начал развиваться в нашей стране только с 2010 года. А за границей такие схемы используются уже порядка полувека.

Также автокредит ближе нашим соотечественникам и по менталитету, так как мы все-таки привыкли владеть имуществом, а не брать его в аренду. Кредит часто воспринимается как вклад в собственность. Россиян останавливает и тот факт, что в любой момент автомобиль может быть изъят лизингодателем.

И наконец, в последнее время автокредиты достаточно популярны из-за денежно-кредитной политики ЦБ и низкой ключевой ставки, а также большого количества совместных программ и совместных акций банков с дилерами и автопроизводителями, особенно в сегодняшних условиях, после пары месяцев простоя авторынка из-за пандемии.

Лизинг лизингу рознь

Не стоит забывать и о том, что лизинг лизингу рознь. Так, если при заключении договора в нем пропишут невыгодную человеку выкупную стоимость, оформление машины в собственность может оказаться дороже, чем при покупке нового автомобиля. То есть финальные выплаты по кредиту для физлица будут в этом случае меньше, чем выплаты по лизинговому договору в случае выкупа авто.

Кроме того, как таковой лизинг физических лиц в России немного развит в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионах проходят единичные сделки. Связанно это в частности с тем, что со стороны государства поддержки в этом направлении на сегодня нет.

Для юридических лиц ситуация более интересная, потому что, как мы уже сказали ранее, лизинговые платежи, страховки и прочее можно отнести к расходам и уменьшить тем самым налоговую нагрузку по НДС. Тогда инструмент становится выгодным и активно используется. В vip-сегменте автомобилей часто можно наблюдать картину, когда дилер продает 20 автомобилей всего и половина из них проданы с использованием лизинговых инструментов.

Читайте так же:
Внесение дополнений в трудовой договор

Кроме этого, для поддержки предприятий различных отраслей экономики государство на федеральном и региональном уровнях реализует ряд программ льготного лизинга с использованием механизмов субсидирования и льготного финансирования. Эффективные финансовые решения позволяют на выгодных условиях расширять и модернизировать производственные фонды компаний.

Достаточно часто лизингом пользуется малый и средний бизнес. Компании можно разбить на 2 части: те, кому нужна техника или оборудование для организации бизнеса, и те, кому нужно обеспечить автомобилями сотрудников организации для передвижения. В первой группе основные потребители — это такси и организации, обеспечивающие перевозку людей и транспорта. А во второй — компании из разных сфер, от строителей до любого производства, вплоть до железнодорожных составов и авиационных судов.

Лизинг также пользуется спросом у организаций с недостаточной для банковского кредитования прибылью. Например, организация, начинающая свою деятельность, будет иметь некоторые сложности с получением кредитной ссуды в виде траншей, возобновляемых кредитных линий или классического кредита в связи с отсутствием залога, оборотов по счетам или поручительством бенефициара, если это первый бизнес. При этом есть высокая вероятность, что под хороший бизнес-план и наличие 20-30% авансового платежа организация может взять оборудование в лизинг.

Лизинг или автокредит

Подводя итог, можно сделать вывод, что при выборе лизинга или кредита нужно руководствоваться целью приобретения авто и четко понимать свои потребности.

В этом случае лизинг можно условно сравнить с арендой квартиры. Платишь арендные платежи за месяц, живешь, а все расходы по содержанию квартиры, налоги и прочие сложности берет на себя хозяин квартиры. Понравилась квартира, не хочешь переезжать — выкупил квартиру по рыночной стоимости.

Если вы планируете пользоваться авто до трех-пяти лет, вы привыкли часто менять машины и готовы платить за удобный сервис, статус и комфорт, то отдайте предпочтение лизингу. Лизинг удобнее для тех, кто хочет платить только за пользование автомобилем и не думать о том, сколько машина будет стоить через три года при продаже.

Если вы намерены приобрести автотранспортное средство на длительный срок, автомобиль для вас — неотъемлемая часть жизни и вы планируете пользоваться им ежедневно и в течение долгих лет, холя и лелея свою «ласточку», то ваш вариант — автокредит.

ТрансФин-М

ТрансФин-М

ОАО «ТрансФин-М» — одна из компаний на рынке лизинга РФ.

История

2021: Экс-гендиректор Дмитрий Зотов осужден на 7 лет лишения свободы

Восемь лет лишения свободы затребовал гособвинитель в ходе прений в Никулинском райсуде Москвы 1 ноября 2021 г для бывшего генерального директора ПАО «Трансфин-М» Дмитрия Зотова, входившего в «лондонский список» уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Следствие считает, что под видом передачи в лизинг ООО «Инвестактив» с правом последующего выкупа обвиняемый и его экс-заместитель Елена Сергеева (для нее запросили пять лет) похитили у своей компании незадолго до ее продажи 1 тыс. грузовых вагонов стоимостью 2,8 млрд руб. Кроме того, в отношении господина Зотова расследуется еще одно уголовное дело — о выводе из «Трансфин-М» еще 1,1 млрд руб. через серию мнимых сделок и цепочку аффилированных с ним компаний.

К рассмотрению уголовного дела бывшего генерального директора крупной лизинговой компании «Трансфин-М» Дмитрия Зотова и его экс-заместителя Елены Сергеевой Никулинский райсуд Москвы приступил в феврале 2021 года. Они обвиняются в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). В ходе прений прокурор, назвав вину подсудимых полностью доказанной, попросил приговорить Дмитрия Зотова к восьми годам лишения свободы, а Елену Сергееву — к пяти годам тоже общего режима с отсрочкой отбывания наказания последней до исполнения ее ребенку 14 лет.

Уголовное дело в отношении господ Зотова и Сергеевой расследовало управление на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу.

По версии следствия, в 2018 году своим распоряжением господин Зотов передал в лизинг ООО «Инвестактив» 1 тыс. грузовых вагонов стоимостью 2,8 млрд руб. с последующим правом выкупа по льготной цене.

Партнер «Трансфин-М» уже в июле того же года не преминул этим воспользоваться. В итоге все вагоны перешли новому собственнику, которого правоохранители считают аффилированным с бывшим топ-менеджером «Трансфин-М».

При этом обвинение в сентябре 2019 года Дмитрию Зотову смогли предъявить лишь заочно, поскольку бизнесмен покинул Россию. Весной 2020 года его последовательно объявили сначала в федеральный, а затем в международный розыск. На родину Дмитрий Зотов, входивший в «лондонский список» уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова, добровольно вернулся 10 июня 2020 года авиарейсом из Риги, будучи уверенным, что арест ему не грозит.

Однако, несмотря на предварительную договоренность с силовиками, его задержали прямо в аэропорту, и уже на следующий день Хорошевский райсуд по ходатайству следователя отправил господина Зотова в СИЗО.

В сложившуюся ситуацию вмешался бизнес-омбудсмен Борис Титов. После его обращения к президенту Владимиру Путину Генпрокуратура добилась изменения Дмитрию Зотову меры пресечения на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Его предполагаемую сообщницу Сергееву, которая после ухода из «Трансфин-М» стала гендиректором компании Ural Logistics, также занимавшейся перевозкой грузов железнодорожным транспортом, к уголовной ответственности привлекли чуть раньше — весной 2020 года. Своей вины в инкриминированных деяниях подсудимые не признают.

Читайте так же:
Как отразить увольнения в табеле учета рабочего времени

Комментируя запрошенный прокурором для Дмитрия Зотова срок, его адвокат Роман Костенко заявил `Ъ`, что стороной гособвинения не было представлено убедительных и объективных доказательств, указывающих на совершение господами Зотовым и Сергеевой мошенничества и наличия в их действиях состава вменяемого преступления. «На протяжении десяти месяцев, в течение которых рассматривается данное уголовное дело, у нас сложилось стойкое мнение, что в суде разбирается не уголовное дело, связанное с хищением, а финансово-хозяйственный спор, связанный с неадекватным аппетитом новых акционеров ПАО `Трансфин-М`. Этот спор никогда бы не был удовлетворен в арбитражном процессе. Понимая это, якобы потерпевшие выбрали способ уголовного давления на моего доверителя. Я полагаю, что Дмитрий Зотов невиновен»,— добавил адвокат, настаивающий на оправдании своего подзащитного.

В свою очередь, представляющий интересы ПАО «Трансфин-М» адвокат Эдуард Исецкий, напротив, заявил `Ъ`, что считает вину подсудимых в причинении компании ущерба полностью доказанной.

Отметим также, что уже в ходе этого судебного процесса Дмитрий Зотов успел стать фигурантом еще одного уголовного дела об особо крупном мошенничестве.

Причем его фабула тесно переплетена с делом, которое слушается в Никулинском райсуде. Речь в нем идет о том, что господин Зотов через серию мнимых сделок и цепочку аффилированных с ним компаний вывел в 2017–2018 годах из «Трансфин-М» более 1 млрд руб. В частности, тогда между ПАО и одним из его деловых партнеров была достигнута договоренность о продаже имущества (грузовых вагонов). Однако сделка была реализована не напрямую с продавцом, а через встроенные компании-посредники, якобы подконтрольные господину Зотову.

Кстати, в рамках этого дела следователь ГСУ ГУ МВД России по Москве вновь ходатайствовал об аресте Дмитрия Зотова. Однако Тверской райсуд Москвы отказался отправлять фигуранта не только в СИЗО, но и вообще избирать ему какую-либо иную меру пресечения.

В ноябре 2021 г суд приговорил к семи годам лишения свободы бывшего гендиректора «Трансфин-М» Дмитрия Зотова.

Елену Сергееву, для которой также требовали реальный срок, приговорили к пяти годам условно.

От двух с половиной до пяти лет лишения свободы получили четверо решальщиков, обещавшие за $3 млн посодействовать в прекращении уголовного дела Дмитрия Зотова.

Обвиняемые успели получить от супруги бизнесмена $405 тыс., заверив ее, что якобы уже успели договориться о том, что в случае возвращения в Россию ее мужа не станут арестовывать. Впрочем, того все равно отправили в СИЗО. На скамье подсудимых оказалась довольно пестрая компания — бывший хирург Александр Дунаев, экс-сотрудник управления недвижимостью «Группа «Абсолют»» Сергей Фокин, продюсер Юрий Москвин и замгендиректора по правовым вопросам ФГУП НПО «Гидротрубопровод», а в прошлом сотрудник столичного угрозыска Олег Доморощин.

2019: ФАС одобрила продажу компании Алексею Тайчеру

В августе 2019 г ФАС со второй попытки одобрила бывшему топ-менеджеру РЖД Алексею Тайчеру приобретение лизинговой компании «Трансфин-М». В это время компания принадлежит НПФ «Благосостояние», подконтрольному РЖД. Стоимость сделки приближается к 35 млрд рублей. Приобретателем выступила «ТФМ-Гарант», где 70% доли принадлежит самому Тайчеру. Для получения одобрения антимонопольной службы ему пришлось уйти в отставку с поста советника главы РЖД.

Тайчер до конца 2018 года возглавлял «дочку» РЖД — Федеральную грузовую компанию (ФГК), крупнейшего оператора железнодорожных вагонов в России, а затем стал советником гендиректора РЖД, курирующим логистический блок. Кроме этого Тайчер входил в советы директоров Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), ФГК и еще одной дочки РЖД — «Трансконтейнера».

Учитывая эти обстоятельства ФАС отказалась одобрить первое ходатайство по этой сделке до устранения аффилированности с РЖД на уровне акционеров и руководства. Кроме этого антимонопольщики обязали «Трансфин-М» проводить независимую коммерческую политику и обеспечить мониторинг цен по всей цепочке стоимости сдачи вагонов в аренду.

Рынок ожидает, что в дальнейшем «Трансфин-М» (53 тыс.вагонов) и «ВЭБ-лизинг» (42 тыс. вагонов) создадут нового флагмана на рынке железнодорожных перевозок. По размеру новая компания приблизится к крупнейшему частному железнодорожному оператору — Первой грузовой компании (ПГК, 111 тыс. вагонов) Владимира Лисина и станет третьим оператором в России по объему вагонов после ФГК и ПГК.

2013: Оборот 123,7 млрд руб

По итогам 2013 года объем бизнеса «ТрансФин-М» составил 123,7 млрд рублей, лизинговый портфель – 203 млрд рублей. Это позволило компании занять третье место о объему нового бизнеса и четвертое место по объему лизингового портфеля среди российских ЛК, по версии РА Эксперт. Чистая прибыль по МСФО по сравнению с 2012 годом выросла в 3,5 раза и составила 1,935 млрд рублей; размер собственного капитала вырос до 6,5 млрд рублей при сохранении рентабельности на уровне 36%, показатель Cost/income снизился с 22% до 18%.

Парк компании насчитывает более 40 тысяч грузовых вагонов и 129 пассажирских.

2010: Портфель договоров 10,9 млрд. рублей

ООО «ТрансФин-М» — широко-диверсифицированная лизинговая компания, предоставляющая услуги лизинга в различных отраслях промышленности. Предметом лизинга могут выступать машины и оборудование, автомобили, спецтехника и подвижной состав. При этом, ключевым сегментом для компании является железнодорожная техника. Кроме того, «ТрансФин-М» одна из немногих лизинговых компаний России, которая имеет успешный опыт предоставления в лизинг объектов недвижимости. Уставной капитал «ТрансФин-М» составляет 190 миллионов рублей. Портфель договоров составляет 10,9 млрд. рублей на 01.07.2010г.

2005: Создание компании

Компания учреждена в 2005 г. НПФ «Благосостояние», одним из крупнейших российских негосударственных пенсионных фондов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector